- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

По чьей вине русские туристы остаются без нормального отдыха

iCA7HWV6S [1]  Каждый год тысячи российских путешественников остаются без запланированного отдыха за границей. Всё чаще в разгар летних отпусков крупные турфирмы становятся банкротами, оставляя туристов без денег и путешествий. И если одни компании становятся заложниками кризиса, который в последнее время накрывает туристический бизнес, то другие объявляют о банкротстве намеренно, зарабатывая на бедах русских туристов миллиарды.

Отдых испортили

Из-за беспорядков в Египте этим летом множество русских туристов столкнулись с проблемами, даже не выезжая на сам мятежный курорт. Узнав о чрезвычайном положении и введении комендантского часа в Арабской республике, тысячи путешественников обратились в турфирмы с требованием вернуть деньги за неиспользованную поездку.

Однако многие туроператоры наотрез отказались возвращать деньги за туры. Одни требовали заплатить штрафы, которые порой доходили до 90 процентов от стоимости путевки (!). Другие предлагали якобы единственный выход из положения: обменять туры в Египет на любую другую страну. Естественно, для этого за тур нужно было доплатить по 15-20 тысяч рублей с человека, поскольку август в Египте считается не самым благоприятным временем для отдыха из-за жаркой погоды. А значит, и не самым дорогим...

В самый разгар лета конфликт разгорелся вокруг старейшего туроператора «Асент Трэвел», который внезапно прекратил свою работу. Три тысячи туристов остались без долгожданного отпуска, лишившись в общей сложности 100 миллионов рублей. Все поездки, которые путешественники уже оплатили (в основном это туры в Хорватию, Черногорию и Италию) компания аннулировала. Туристов охватила паника, поскольку компания продала туры вплоть до сентября!

В самой компании закрытие объяснили финансовыми проблемами, жалуясь на жёсткую конкуренцию, переизбыток перевозок на популярных направлениях, а в случае с Хорватией, например, – снижение спроса на треть из-за введения виз.

В «Асент Трэвел» успокаивали людей и говорили, что проблем с возвращением на родину у россиян не будет, фирме хватит финансовых средств на все компенсации. Если нет — убытки туристов покроет страховая компания, полис которой является финансовым обеспечением надежности туроператора.

Эта практика защиты туристов существует несколько лет. Путешественники, оплатившие путевку через обанкротившуюся туркомпанию, независимо от того, выехали они на отдых или только паковали чемоданы, имеют право на страховое возмещение. Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» этот момент вроде бы четко регламентирует. За каждым турагентством или туроператором стоит страховая компания, которая в случае их банкротства берёт на себя выплаты по невыполненным обязательствам.

И своё обещание «Асент Тревел», в принципе, выполнила, не доводя дело до страховщиков. Сейчас турфирма активно выплачивает компенсации своим туристам.

Однако эта ситуация в российской туристической отрасли скорее исключение. Громкие скандалы вокруг турфирм происходят едва ли не каждый сезон, оборачиваясь для путешественников большими бедами...

Все исключено

Череда серьезных неприятностей для российских туристов началась в 2010 году. Тогда совершенно неожиданно о банкротстве объявила крупнейшая компания «Капитал Тур». На отдых не смогли отправиться почти 9 тысяч человек, уже оплативших путевки в 40 стран мира (!) У многих из находившихся на тот момент за границей путешественников возникли проблемы, поскольку «Капитал тур» не расплатился с принимающими компаниями и отелями.

В результате наших туристов начали выселять из отелей, а авиакомпании отказывались сажать путешественников на рейсы, так как они не были оплачены. Пытаясь вернуться домой, люди повторно оплачивали свой отдых из собственного кармана.

Доходило до настоящих детективных историй. Так, от банкротства оператора на Филиппинах пострадали 12 наших соотечественников. Двоим супругам-москвичам в итоге пришлось совершить побег из этой солнечной республики! За два дня до окончания их отдыха администрация отеля и представитель фирмы «Ансент Холидей» (партнер «Капитал Тура» на Филиппинах) сообщили о том, что супруги должны заплатить две с половиной тысячи долларов США за трансфер и проживание в отеле. За неуплату им стали угрожать арестом и тем, что их не выпустят из страны.

Тогда супруги решили сбежать. Россияне добрались до порта и, выдав себя за супружескую пару из Германии, покинули остров под вымышленной фамилией. На катере они доплыли до соседнего острова Катиклан и вылетели рейсом местных авиалиний в Манилу. А оттуда — с пересадкой в Абу-Даби в Москву...

Причём сама компания «Капитал Тур» тогда не смогла выплатить туристам компенсации, запустив процедуру банкротства. Страховая компания, которая работала с турфирмой, также не смогла заплатить пострадавшим туристам, поскольку у неё отозвали лицензию из-за отсутствия средств.

Руководство обанкротившейся турфирмы предложило оригинальный способ решить все проблемы туристов. Основатели компании — Инна и Игорь Бельтюковы — объявили о старте некой «компенсационной программы для клиентов», пострадавших в результате их деятельности. Туристам пообещали вернуть деньги, если те будут постоянно покупать со скидкой всё новые и новые туры у турфирм, с которыми Бельтюковы договорились о такой услуге.

В ответ на это общественность взорвалась. Сразу после скандала все СМИ единодушно писали, что банкротство компании — не случайное. К примеру, турфирмы, с которыми работал «Капитал Тур», рассказывали, что ещё вечером компания охотно продавала им туры за границу, а уже утром объявила о банкротстве. Ну разве это не подозрительно?! Супругов обвиняли в тесных связях с высокими чиновниками российской туриндустрии, подчёркивая, что и уголовное дело о мошенничестве, на котором настаивали многие, не заводили именно по этой причине.

Кстати, добиться возбуждения дела удалось лишь спустя два года бизнесмену Михаилу Прохорову. Его банк в своё время кредитовал «Капитал Тур». Только под нажимом Прохорова, который открыто говорил о том, что турфирма — настоящая финансовая пирамида и стала банкротом намеренно — российский Следственный Комитет возбудил уголовное дело, которое пока ничем не закончилось. Как и многочисленные суды для пострадавших туристов «Капитала». Многие из них ждут свою компенсацию до сих пор...

Пролет нормальный

В скандал с другой обанкротившейся турфирмой пришлось вмешаться самому Владимиру Путину. В январе прошлого года разорился еще один достаточно крупный туроператор — «Ланта-тур вояж». Тогда тысячи туристов застряли в Гоа, Таиланде и Индонезии, сотни — в московских аэропортах. Долги компании, которая оперативно объявила себя банкротом, достигали более 1 миллиарда рублей. Тогда по указанию Владимира Путина, который на тот момент являлся премьер-министром, банк ВТБ представил туроператору кредит на 7 миллионов долларов.

На этот раз и правоохранительные органы оперативно отреагировали на ситуацию. Уже на четвёртый день с момента объявления туроператором своей финансовой несостоятельности главное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело в отношении руководства «Ланта-тур вояж» (владельцы компании также были супруги) по статье «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере».

Не успели затихнуть страсти вокруг «Ланта-тур вояж», как стало известно о том, что компания ITC («Международный клуб путешествий») столкнулась с финансовыми трудностями, не перечислив зарубежным партнерам деньги за отдых своих клиентов, большинство из которых уже отправилось за границу. Ситуация с ITC развивалась практически по той же самой схеме, что и с «Ланта-тур»: долги перед иностранными отелями и неоплаченные авиабилеты.

Причём тогда туроператор, уже зная о проблемах с деньгами, действовал также цинично. Например, двое путешественников из Мурманска решили отправиться в отпуск и оплатили тур в Доминикану стоимостью около 300 тысяч рублей. Деньги турфирма исправно взяла. А вот туристов с севера в дорогой отель по прилету так и не заселили, поскольку проживание не было оплачено...

Построили пирамиду

Специалисты подсчитали, что за последние несколько лет из-за банкротства крупных и мелких турфирм туристы лишились 50 миллиардов рублей. И если не изменить ситуацию на туристическом рынке, компании будут закрываться и дальше, а туристы оставаться без отдыха.

Дело в том, что большинство турфирм работают по принципу финансовой пирамиды, успех которой зависит от постоянного притока выручки. Деньги, которые туристы заплатили за путёвку, идут в общую кассу компании. То есть те, кто внёс предоплату, фактически оплачивают туры тем, кто едет сегодня.

Летом кассы турфирм наполнены деньгами. Но при падении спроса этих денег уже не хватает на оплату услуг отелей, авиаперевозчиков и т.д. Туроператор обращается в банк за кредитом, но если тот отказывает, дело заканчивается банкротством.

Такой печальный финал этим летом предсказывают для сотен туристических компаний, пострадавших от беспорядков в Египте. Уже сейчас убытки турфирм оценивают в сотни миллионов рублей. До конца сезона потери могут составить около четырех миллиардов. В основном это коснётся мелких турфирм, но могут пострадать и крупные туроператоры, которые до конца года продали туров на сумму в больше чем 10 миллионов долларов. И вряд ли они смогут вернуть эту внушительную сумму моментально...

Ещё одна причина кризиса, который в последнее время наблюдается в этой сфере, – огромное количество туроператоров. Только за последние пять лет их число выросло в несколько раз. Чтобы привлечь клиентов, они снижают цены на путёвки. Несмотря на то что клиентам это вроде бы выгодно, для самого рынка это оборачивается катастрофой.

Туроператоры почему-то решили, что если они увеличат объёмы продаж, то получат больше прибыли. Компании постоянно снижали цены и российские туристы начали думать, что 500-600 долларов для заграничной поездки – это уже дорого. За границу стало больше ездить туристов из регионов. В Испанию и Грецию можно слетать на неделю за 300 евро. В пределах 200 евро на человека есть предложения по поездкам в Тунис. А за 1000 долларов туриста ждет незабываемый недельный отдых на двоих в Таиланде. Очевидно, что продажа осуществляется ниже себестоимости туров.

В итоге, единственным прибыльным для турфим оказался 2009 год, когда туроператоры, испугавшись кризиса, перестали продавать горящие туры. Но в 2010—2011 годах эта практика возобновилась, что и приводит теперь к банкротствам. А «страховой» закон, на котором так настаивало российское правительство, работает не всегда. И даже страховые компании не являются гарантами того, что путешественники получат компенсации за испорченный отдых.

Самое печальное, что ни защитники туристов, ни государство, ни сами туроператоры не представляют, как исправить ситуацию. Эксперты предлагают покупать туры только у крупнейших операторов или путешествовать самостоятельно.

Только в этом случае есть хоть какая-то гарантия, что запланированный отпуск не будет испорчен.

 

Юлия Максимова, специально для «Посольского приказа»