- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Нужен ли России памятник академику Сахарову?

i [1] В Нижнем Новгороде собираются установить памятник академику Андрею Сахарову. Как пишет один их нижегородских сайтов:

«Об этом стало известно в ходе посещения главой администрации Нижнего Новгорода Олегом Кондрашовым музея-квартиры имени А. Д. Сахарова в двенадцатиэтажном доме на пр. Гагарина, 214. Как передаёт корреспондент «Ньюс-НН», 14 января Олег Кондрашов посетил музей-квартиру имени А. Д. Сахарова, чтобы на месте вникнуть в проблемы учреждения, решению которых администрация города могла бы помочь.

Директор музея Любовь Потапова, проведя для главы горадминистрации экскурсию, рассказала, что учреждение нуждается в специальном указателе, отмечающем его расположение. Олег Кондрашов пообещал, что музею будет оказана необходимая поддержка и в других вопросах. Глава администрации также поинтересовался мнением Любови Потаповой относительно размещения памятника или памятного знака академику Сахарову, установить который в Нижнем Новгороде предлагает инициативная группа. Кстати, лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров готов пожертвовать на него личных 5 млн руб., о чём мы сообщали ранее.

Любовь Потапова поддержала идею с установкой памятника академику Сахарову в Нижнем Новгороде, где он прожил 7 лет, находясь в ссылке под жёстким контролем КГБ. И она находит уместным, если памятник появится именно в Приокском районе, где находится музей-квартира...».

Казалось бы, благое дело — установить памятник человеку, который подвергался политическим репрессиям. Однако щекотливость ситуации заключается в том, что фигура Сахарова очень неоднозначна для нашей истории. Скажу даже больше — Сахаров был весьма эффективным инструментом антироссийской американской пропаганды в годы холодной войны. Возможно, сам академик свято верил в свои идеалы и вёл искреннюю борьбу с ненавистным ему советским строем, но, увы, общая картина от этого нисколько не меняется. Его роль в деле краха великой державы, при полной поддержке США и прочих стран Запада, не меньшая чем у Горбачёва или Ельцина...

... «На Западе он провозглашен чуть ли не пророком. Считается просто неприличным бросить даже слово упрека или подвергнуть Сахарова любой критике. Пророк, и всё!». Эти слова когда-то написал историк Николай Николаевич Яковлев ещё в далеком 1983 году. Мне кажется, что замечание Яковлева актуально и по сей день.

Ныне Сахаров считается пророком не только для Запада, но и для абсолютного большинства российской либеральной интеллигенции. Всякий уважающий себя либерал имеет дома портрет академика, повешенный чуть ли не в красном углу вместо иконы. Не отстают от либералов и наши начальники. Я сам слышал, как один нижегородский высокопоставленный чиновник говорил заезжим иностранным журналистам: «Мне стыдно за мой город, где содержался в заключении такой человек, как Андрей Дмитриевич Сахаров» (?!).

Между тем, я не уверен, что даже страстные почитатели новоявленного пророка знают подробности жизни академика, а тем более историю его политической деятельности. Эта деятельность, как мне кажется, кроме вреда ничего не принесла нашей стране.

«Вслед за пророком и вождём

Крадётся стаей хищник жадный»

Конечно, свою, скажем так, подрывную деятельность против собственной страны академик вёл, исходя из самых лучших побуждений. Он свято верил, что СССР действительно представляет собой «империю зла», которую во благо самих же советских граждан следует разрушать. Академик напоминал одного наивного социалиста-народника конца XIX столетия, желавшего «весь мир насилия разрушить до основанья, а затем...». Над этой наивностью можно было бы посмеяться, если бы не знать, чем заканчиваются обычно такие мечтания. Одна революционная Смута 1917 года чего только стоит! А Сахаров, по сути, проложил путь к власти циничным демократам-разрушителям, учинившие такой хаос в государстве Российском, что с его трагическими последствиями мы не можем разобраться до сих пор...

Свою политическую деятельность академик Сахаров начал в 60-е годы. А до этого он вёл обычную жизнь простого советского учёного. До занятия политикой академик не знал никаких жизненных трудностей, да и с детства он рос в тепличных условиях.

Родился Сахаров в 1921 году в Москве, в семье доктора физико-математических наук. Когда началась война, его не призвали в армию, подобно миллионам его сверстников. Всю войну он спокойно учился в МГУ. После окончания университета – аспирантура, учёные степени, работа в группе атомщиков, создателей ядерного оружия. Несомненно, он был талантливым физиком. Власть учла это и предоставила ему для работы такие условия, о каких в трудные 40-50-е годы большинство советских граждан могли только мечтать.

Жители города Сарова (бывший ядерный центр Арзамас-16), где академик жил одно время, рассказывали мне, что едва только у Сахарова возникали какие-либо бытовые проблемы, они моментально решались. Протекла вода в доме – тут же выезжала целая бригада водопроводчиков, ломалась дверь – мгновенно появлялся слесарь. Только работай, твори на благо Отечества, дорогой Андрей Дмитриевич!

Как показывает практика, российскому интеллигенту нельзя создавать такой комфорт. Ибо от избытка свободного времени и отсутствия каких-либо жизненных проблем у интеллигента возникают странные мысли и идеи. Например, как обустроить Россию или спасти человечество. Сахаров не стал исключением.

Он начитался трудов западных технократов (благо, имел свободный доступ к зарубежной литературе), где проводилась мысль о том, что Землю может спасти некое мировое правительство, состоящее исключительно из людей науки. А для этого надо осуществить конвергенцию, то есть соединить вместе экономические системы капитализма и социализма. В 1968 году он написал брошюру «Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», где обобщил идеи технократов со своими рецептами их достижения. Брошюра появилась в СССР и на Западе. Если наши учёные в основном равнодушно отнеслись к сахаровским пассажам и зачислили Андрея Дмитриевича в разряд чудаков, то за границей брошюра вызвала более пристальное внимание. Нет, не в учёном мире. А в среде политиков и спецслужб США.

В 1972 году на заседании руководящего состава ЦРУ помощник президента США по национальной безопасности Генри Киссинджер сказал:

«Конечно, теория конвергенции – это не более чем наивный вздор. Но, тем не менее, я полагаю, что документ Сахарова – один из самых важных документов по коммунистическим делам в последние годы».

Что же имел в виду Киссинджер? Прежде всего, пространные рассуждения Сахарова о «правах человека». А ведь ещё начиная с 40-х годов ЦРУ избрало борьбу «за права человека» как повод для вмешательства в дела других государств. В частности, в СССР с помощью «правозащитников» формировалась, по сути, пятая колонна западного влияния. И потому цэрэушники очень обрадовались такой находке, как влиятельный в учёной среде Советского Союза академик Андрей Сахаров.

Бей красных, пока не побелеют

С 1973 года он активно контактирует с иностранцами, пишет петиции в защиту «правозащитников», участвует в их хоть и малочисленных, но громких демонстрациях. В конце концов Сахаров становится ярым западником. И не просто западником, а, по сути, противником своей страны. В 1975 году он призывает США оказывать мощное давление на Советский Союз:

«Страны Запада должны быть готовы на определённые жертвы для достижения задач, которые поставила перед ними история, в особенности глобальный вызов социализма. Давить на СССР, ограничивая его в импорте продовольствия, давить в политике цен... Необходимо использовать всевозможные рычаги воздействия – тайную и явную дипломатию, прессу, демонстрацию, другие методы подрыва престижа СССР: временный отказ от сотрудничества в той или иной области, законодательные ограничения торговли и контактов».

В том же году он даже раскритиковал США за «нерешительность действий» во Вьетнаме, который американцами... был буквально залит кровью!

«Я считаю, что победу коммунизма во Вьетнаме можно было бы предотвратить, если бы Соединённые Штаты действовали более решительно в военной и особенно в политической сфере. Политическое давление на СССР, чтобы он прекратил поставки оружия Северному Вьетнаму, быстрая отправка больших экспедиционных сил, включая ООН, более эффективная экономическая помощь, вовлечение других стран Азии и Европы – всё это могло повлиять на ход событий».

Да, хорош гуманист и правозащитник, нечего сказать! И в Вашингтоне по достоинству оценили проамериканскую деятельность академика — он получает Нобелевскую премию мира.

В конце концов Сахаров стал нападать не только на власти Советского Союза, но и на тех диссидентов, которые не хотели слепо переносить западные ценности на российскую землю. К примеру, сильно досталось от академика известному писателю Александру Солженицыну, который сомневался в том, что демократия американского образца приемлема для нашей страны. Сахаров писал:

«Я возражаю против стремления оградить нашу страну от якобы тлетворного влияния Запада... Солженицын говорит, что, может быть, наша страна не дозрела до демократического строя и что авторитарный строй в условиях законности и православия не так уж плох, раз Россия сохранила при этом строе национальное здоровье вплоть до ХХ века. Эти высказывания Солженицына чужды мне. Я считаю единственно благоприятным для любой страны демократический путь развития... Националистическая и изоляционистская направленность мыслей Солженицына, свойственный ему религиозно-патриархальный романтизм приводят его к очень существенным ошибкам».

Надо сказать, преклонение Сахарова перед Западом возмутило очень многих русских эмигрантов, особенно первой и второй волны. Большинство этих людей не по своей воле оказались за пределами России, и потому они очень близко к сердцу воспринимали всё, что происходило со страной. Они-то гораздо лучше академика знали Запад и его настоящие цели по отношению к нашей Родине. Летом 1978 года выходящая в США эмигрантская газета «Русский клич» резонно заметила:

«Господин Сахаров не знает, что не только в СССР, но и в США свобода высказываний сопряжена с определенными обязательствами. Можно сколько угодно ругать СССР, коммунистов, но если затронете политику, проводимую Вашингтоном, получите большие неприятности. За призывы к изменению политического строя США Уголовный кодекс предусматривает штраф до 20 тысяч долларов или тюремное заключение до 20 лет, или оба вида наказания сразу... Похоже, что Сахаров просто работает на Запад во вред России. Он стал «заложником» тех сил, которые испокон веков были враждебны исторической России, и они теперь диктуют ему свои условия... Неужели он такой простофиля, что не может уловить дух народа, его корни, историю, культуру?».

В 1980 году Сахарова отправили в ссылку в город Горький (ныне — Нижний Новгород). До этого его неоднократно вызывали в прокуратуру и предупреждали о том, что его имя используют западные спецслужбы. Но Остапа, как говорится, уже понесло... Он и в ссылке продолжал работать против СССР. Весной 1983 года академик активно поддержал гонку вооружений, начатую администрацией президента Рональда Рейгана: в частности, одобрил размещение американских крылатых ракет в Западной Европе. Как известно, СССР не выдержал этой гонки, экономика начала разваливаться, и когда-то великая супердержава скоро приказала долго жить...

«Чёрная вдова» и её неуёмные детки

Теперь немного расскажем об одном человеке, без которого наверняка Сахаров не состоялся бы как «выдающийся деятель нашей эпохи».

Историк-американист Николай Яковлев в 1983 году издал книгу «ЦРУ против СССР», где очень подробно рассказал о психологической войне, развязанной США против нашей страны. Немало страниц в книге посвящено и «феномену» Сахарова, о том, как академика окрутили американские спецслужбы. По словам Яковлева, посредником между американцами и Сахаровым всегда выступала его супруга Елена Боннер. А её дети, эмигрировав в США, на имени академика заработали себе немало долларов... После прихода в нашей стране к власти демократов историка Яковлева буквально затравили в либеральной прессе и на всевозможных «научных» конференциях. Это и послужило, видимо, причиной его скоропостижной смерти. И всё же обвинения Яковлева так никто и не смог опровергнуть.

О чём же говорилось в его книге?

Боннер являлась второй женой академика: первая скончалась в 60-е годы. Именно с её появлением Сахаров активно начинает заниматься политикой. До встречи с академиком она успела несколько раз побывать замужем, заиметь двоих детей от разных мужей – Татьяну и Алексея. Видимо, неудачи в личной жизни настолько озлобили её, что привели в диссидентское движение, куда она втянула и нового мужа – Андрея Сахарова. Боннер постоянно бывала в посольстве США, куда передавала сахаровские рукописи, приводила к нему иностранных корреспондентов и «правозащитников». Яковлев пишет:

«Боннер поклялась в вечной любви к академику и для начала выбросила из семейного гнезда его детей от первого брака – Таню, Любу и Диму, куда водворила собственных – Татьяну и Алексея».

Дело дошло до того, что Татьяна Боннер в присутствии иностранных журналистов предложила настоящей дочери академика – Татьяне Сахаровой... изменить фамилию! Почему академик столь покорно усыновлял чужих деток, Яковлев дает такое объяснение: «Боннер в качестве метода убеждения супруга поступить так-то взяла в обычай бить его чем попало».

В 1977 году новоявленные детки, которые обзавелись своими семьями, уехали в США. Супруг Татьяны Боннер – некто Янкелевич – перед отъездом взял у Сахарова доверенность бесконтрольно распоряжаться всеми его денежными делами на Западе. Так, детки получили в свое распоряжение его Нобелевскую премию и гонорары за издание книг. Это позволило им безбедно существовать вплоть до сегодняшнего дня. И каждый год 21 мая, в провозглашённый президентом Рональдом Рейганом «День Андрея Сахарова» они присутствуют на приёмах в госдепартаменте США. Разумеется, в качестве «детей» академика...

Властность Боннер и её полный контроль над Сахаровым подметил не только Яковлев. Уже после смерти академика в 1989 году его супруга ещё долго козыряла именем Сахарова, представляя себя некой провидицей судеб России. Вот что в 1992 году написал бывший эмигрант, писатель Эдуард Лимонов:

«Мадам Сахарова, женщина, похожая на кладбищенскую ворону. Восточная, неряшливая дама с папиросой, с которой падает пепел. Кухонный диктатор. На кухне в нечистом халате принимает депутатов, ругает, наставляет их, отдаёт приказы. Профессиональная вдова... От долгого общения с милицией, диссидентами, отказниками и более всего – с зеками в ней что-то от зечки. Печать зоны»...

... Мне кажется, что не настигни смерть Сахарова в конце 80-х, мы бы стали свидетелями его развенчания как пророка. Уже в конце своей жизни, когда шла перестройка, он предстал во всей своей красе утописта-фантазёра. С трибуны съезда народных депутатов СССР он рассказывал сказки о некой новой конституции, разработанной им лично, вещал и о том, как наша авиация якобы целенаправленно уничтожает наши же войска в Афганистане, и т.д., и т.п. Он уже тогда был смешон, и сам же расшатывал свой устоявшийся образ супермудреца и гения.

Наверняка его ждало полное забвение и даже отторжение большей частью нашего народа. Как то случилось с его сподвижником – Сергеем Адамовичем Ковалевым, ставшим идейным адвокатом чеченских боевиков, или с той же Еленой Боннер, чьи поучения надоели даже нашим либералам, в результате чего она была вынуждена уехать к своим деткам в США, откуда периодически слала на голову России сплошные проклятья (вплоть до своей недавней кончины она регулярно взывала к американским президентам беспощадно давить на Россию, вводить против неё всевозможные санкции, расширять блок НАТО как можно дальше на Восток и даже, «в случае необходимости», применять против нашей страны любые виды оружия — из либеральной диссидентки вдова академика превратилась в воинственного людоеда)...

Но Сахаров ушёл в мир иной, ещё пребывая в облике «борца за справедливость», тем самым сохранив о себе устойчивый либерально-интеллигентский миф. А русская либеральная интеллигенция, как известно, очень любит мёртвых пророков.

Вадим Андрюхин, главный редактор