- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

На геополитической карте мира грядут большие изменения

i [1] Арабские революции, переговоры по ядерной программе Иран, кризис на Украине и присоединение Крыма к России побудили самые разные страны к поиску новых союзников. И сегодня мы можем наблюдать серьёзную перестановку сил на политической карте мира.

Игры страны фараонов

Прежде всего, этот процесс можно проследить на взаимоотношениях Египта, США и России. Как известно, Каир — давний партнёр Вашингтона. Соединённые Штаты установили дипломатические отношения с Египтом в 1922 году, после обретения независимости от Великобритании, а спустя полвека, в 1972 году, президент Египта Анвар Садат изгнал из Египта 20 тысяч советских военных специалистов, тем самым окончательно переориентировав свою страну на Вашингтон. Вплоть до самого свержения президента Мохаммеда Мурси, США ежегодно предоставляли Египту помощь в размере 1,5 млрд долларов.

Однако недавно США приняли решение сократить свою поддержку стране. Так, Государственный Департамент США — под банальным предлогом «озабоченности судьбами демократии» — заморозил поставки истребителей F-16, вертолетов AH-64, танков M-1/A-1, и ракет Harpoon. США также не предоставят Египту и ожидаемых 260 млн долларов финансовой помощи и гарантий по египетским кредитам в размере 300 млн.

Ответ Каира на такие изменения политики Вашингтона оказался крайне неожиданным для Соединённых Штатов. Министра обороны Египта ас-Сиси отправился с визитом в Москву. Результатом его переговоров в Кремле стали предварительные договорённости о поставках в Египет российского оружия. Также были достигнуты соглашения о совместных военных учениях и об учёбе египетских военнослужащих в российских военных ВУЗах. Кроме того, стороны обсудили возможности инвестиций России в промышленный технопарк под Александрией и в нефтяной сектор Египта. Не обошли стороной и вопросы развития сотрудничества в области атомной энергетики...

Комментируя достигнутые соглашения, официальный Каир обратил внимание на то, что Россия уже показала себя надёжным партнёром на примере Сирии, в то время как США, наоборот, продемонстрировали неспособность содействовать скорейшему разрешению конфликтов на Ближнем Востоке и крайнюю ненадёжность в выборе союзника — к примеру, США не только поддержали свергнутого президента-исламиста Мухаммада Мурси, но и организацию «Братья-мусульмане», признанной Египтом экстремистской...

Впрочем, большинство экспертов сходятся во мнении, что, несмотря на сокращение американской помощи Египту и начавшееся сближение с Россией, полной переориентировки Каира на Москву, как это было при президенте Гамале Абделе Насере в 1960-х годах, уже не будет. В частности, такой точки зрения придерживается Ариэль Коэн, ведущий эксперт по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики в Heritage Foundation.

Эксперт справедливо отмечает, что «египетская армия в значительной степени оснащена американским оружием, которое нуждается в американских запчастях. США продолжают предоставлять Египту помощь, хотя и не в прежних объёмах. Египетские военные офицеры, включая самого ас-Сиси, получили образование в американских ВУЗах». Поэтому союз с Россией не сможет стать альтернативой тесным отношениям Египта с США. Тем не менее, своими московскими интригами Египет всё же сумел продемонстрировать миру, что и «в рамках этих тесных отношений у него есть пространство для манёвра, и он готов им воспользоваться»...

Иранский узел

Гораздо более сложным образом складываются отношения между Россией, США и Ираном. Так, сегодня Вашингтон начал переговоры с Тегераном и даже пошёл на послабления экономических санкций, когда-то навязанных стране Западом. В обмен на это Иран пошёл на ограничение своей ядерной программы в соответствии с промежуточным соглашением, достигнутым на переговорах с «шестёркой» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) в ноябре прошлого года в Женеве. Об этом заявила заместитель госсекретаря США по политическим делам Уэнди Шерман, которая возглавила американскую делегацию на последних переговорах в Вене. «До сих пор обе стороны - и Иран, и те, кто обеспечил очень ограниченное, адресное ослабление санкций, - выполняли свои обязательства», — заверила Шерман.

Напомним, что соглашение Тегерана с «шестёркой» вступило в силу 20 января 2014 года. По словам президента США Барака Обамы, в течение следующих шести месяцев США не будут вводить новые экономические санкции против Ирана и даже отменят часть действующих. Однако глава Белого дома подчеркнул, что «если Тегеран не будет выполнять свои обязательства, этому процессу будет дан обратный ход»...

Безусловно, во многом на стремление США начать переговоры с Ираном повлияла ситуация в Сирии. По мнению американского эксперта Ричарда Спенсера, «Асад вряд ли вернёт контроль над своим королевством, которое вполне может превратиться в центр беззакония, где действует «Аль-Каида». Но истина заключается в том, что в стратегическом плане Америка от этого мало что потеряет. У неё остаются ключевые союзники на Ближнем Востоке, такие как Израиль и государства Персидского залива. Но если ей удастся договориться с Ираном, её позиции усилятся даже в случае продолжения конфликта в Сирии»...

Активизировала свою деятельность на иранском направлении и Россия. Напомним, что у Москвы с Ираном исторически сложились довольно сложные отношения. Так, в период царствования Российской империи и власти Советов Тегеран всерьёз опасался российской экспансии. Но с распадом Советского Союза отношения между двумя странами существенно улучшились, российские и иранские интересы стали во многом сближаться и совпадать. Прежде всего, это касается ограничения американского влияния на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе. Россия и Иран также поддерживают светский режим Башара Асада, объединившись здесь в противодействии фундаментализму суннитов.

Однако, как отмечает Джош Коэн, бывший сотрудник Госдепартамента США, «в отличие от Сирии, Иран не является российским сателлитом, и есть целый ряд областей, где российские и иранские интересы конфликтуют». К примеру, с экономической точки зрения Россия получила большую выгоду от санкций против Ирана. По словам Коэна, «из-за напряжённости в Персидском заливе и иранских проблем с продажей нефти на международных рынках сохраняются высокие нефтяные цены, а это исключительно важно для российской экономики, в основе которой лежат её нефтяные и газовые ресурсы. Санкции против Ирана помешали центральноазиатским странам Казахстану и Туркмении проложить через Иран в Персидский залив трубопроводы для экспорта нефти и газа. А это даёт России возможность и дальше оказывать существенное влияние на данные страны, поскольку ей принадлежат крайне важные маршруты нефтегазового экспорта этих государств».

Кроме того, по мнению американского эксперта, Кремль не заинтересован в появлении ещё одной ядерной державы по соседству, особенно такой, которая способна побороться с Россией за влияние на мусульманские государства из состава бывшего Советского Союза: «Путин прекрасно понимает, что если ядерное оружие обретёт Иран, то и Саудовская Аравия, которую Москва считает подстрекательницей беспорядков на Кавказе, тоже может его захотеть»...

Впрочем, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов полагает, что «в Тегеране отдают себе отчёт в том, что само по себе обладание ядерным оружием повысит статус, но едва ли способствует достижению главной цели, превращению в мощную региональную державу, — все напуганные соседи консолидируются против Ирана, а применение вожделенной бомбы всё равно невозможно». Именно поэтому, как считает российский эксперт, «вовремя «продать» ядерное намерение (даже если его на самом деле не было, как утверждают иранцы) — ход выгодный и дальновидный». Исходя из такой позиции Фёдор Лукьянов ожидает лишь укрепления отношений России с Ираном.

Безусловно, ни Вашингтон, ни Москва, не заинтересованы в том, чтобы Иран получил ядерную бомбу, ровно как и в эскалации напряжённости. Однако в условиях кризиса на Украине и угрозы введения экономических санкций против России, политика Москвы в отношении Ирана явно будет носить всё более решительный характер, поскольку именно в этой сфере США наиболее уязвимы.

Тем более, большие сложности сегодня испытывают и взаимоотношения США со своим давним союзником Израилем.

Строптивый Израиль

Так, Израиль недавно отклонил предложения США по обеспечению безопасности в Иорданской долине. Напомним, что госсекретарь США Джон Керри только в январе около десяти раз посещал Ближний Восток с целью продвинуть застопорившиеся переговоры между Израилем и палестинцами. Однако позиция Израиля осталась непреклонной. «Безопасность должна оставаться в наших руках. Любой, кто предлагает разрешить противоречия в Иорданской долине путём размещения международных сил, палестинской полиции или техническими средствами… не понимает Ближний Восток», — решительно заявил израильский министр разведки Юваль Штайниц.

«Масла в огонь» подлил и депутат Кнессета Моше Фейглин, который на официальном уровне сказал, что «США проводят отвратительную политику двойных стандартов, требуя от Израиля освобождать террористов, убивавших евреев, и в то же время, добиваясь того, чтобы убивавшие американских граждан экстремисты не выходили на свободу».

А израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман заявил, что Израиль намерен искать новых партнёров в свете ухудшения отношений с Вашингтоном из-за его позиции по ряду международных проблем:

«Связи между Израилем и его главным стратегическим партнёром Соединенными Штатами ослабли. Американцы могут столкнуться со слишком большим количеством вызовов — Северная Корея, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Египет и Китай. Кроме того, у них также множество внутренних экономических проблем. В этой связи я задаю вопрос: каково же наше место на международной арене.

Нам следует прекратить требовать, жаловаться, стонать, вместо этого надо искать страны, которые не зависят от денег из арабского или исламского мира и которые хотели бы сотрудничать с нами на основе новаторства», — подчеркнул министр, правда не уточняя перспективных союзников более конкретно.

Особенно жёстко Тель-Авив подверг критике политику Вашингтона по иранской ядерной программе, выступив против заключения соглашения с Тегераном: Израиль не верит в готовность Ирана отказаться от военной составляющей этой программы. По мнению министра экономики Израиля Нафтали Беннетта, США вообще спекулируют безопасностью Израиля в иранском вопросе! Министр предлагает ужесточить санкции в отношении Ирана, переживающего экономические трудности. «Я убеждён, что если мы усилим давление, то получим в результате правильное соглашение», — подчеркнул он, отметив, что Израиль никогда не поступится своей безопасностью. Беннетт также сказал: «Мы дважды избавили мир от сумасшедших с ядерным оружием в руках. Мы поступили так потому, что понимали наше место в истории. Мы поступили так потому, что понимали нашу ответственность».

Неудивительно поэтому, что, по словам редактора издания The American Interest Адама Гарфинкля, американское еврейство сегодня пребывает в настоящем шоке от сложившейся конфронтации между двумя старейшими союзниками. Гарфинкль констатирует, что «особые взаимоотношения между Соединёнными Штатами и Израилем быстро распадаются. Те стратегические, культурные и демографические ориентиры, которые более полувека давали толчок и укрепляли отношения между США и Израилем, сегодня меняются... У этих изменений разные причины и источники, и соответствующая динамика проявляется по-разному и разными темпами. Но будьте уверены: все они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга»...

«Танцы» с саудовскими принцами

Радикальные изменения назрели и во взаимоотношениях Соединенных Штатов с Саудовской Аравией, недовольной смягчением санкций по отношению к Ирану и стремлением США разрешить сирийский вопрос мирным путем. Так, официальный Эр-Рияд не раз заявлял, что «королевство недовольно бездействием американских властей в разрешении конфликта в Сирии, а также их заигрыванием с Ираном».

Саудовский принц Бандар Бин Султан даже прямо обвинил Вашингтон в неспособности не только эффективно решить сирийский вопрос, но и разобраться в арабо-израильском конфликте. Не забыли в Саудовской Аравии и отказ США поддержать монархию в Бахрейне, куда войска королевства вынуждены были войти для подавления антиправительственных выступлений в 2011 году.

«Сейчас отдаление от США имеет ключевое значение. Саудовская Аравия более не желает видеть себя в зависимом положении», - заявил официальный представитель принца. «Принц Бандар планирует ограничить взаимодействие с США после того, как Штаты не смогли предпринять эффективных шагов в Сирии и Палестине... На протяжении некоторого времени отношения с США ухудшались, по мере того как Саудовская Аравия чувствовала сближение США и Ирана», — добавил этот человек.

А вот представители деловых кругов и благотворительных организаций Саудовской Аравии обвиняют Вашингтон в целенаправленной кампании по дискредитации исламских ценностей и выходцев из арабских государств. В частности, в Эр-Рияде не могут простить решения властей США о введении с 11 сентября так называемых «новых правил усиленного контроля», предусматривающих снятие отпечатков пальцев с приезжающих в США иностранцев, которые представляют повышенную угрозу для национальной безопасности страны.

Поэтому нет ничего удивительного, что эр-риядская газета Аl-Riyadh, отражающая позицию правительства страны, в своём редакционном комментарии заявила следующее: «Мы должны пересмотреть свои отношения с США и подумать о возможной альтернативе стратегическому союзу с американцами». Подобные призывы содержались и в материалах другой местной влиятельной газеты Аl-Hayat, которая принадлежит одному саудовскому миллионеру...

Впрочем, события на Украине и новая конфронтация с Россией заставили США вновь устремиться к прочному союзу с монархами Персидского залива. Так, администрация президента Барака Обамы решила расширить программу подготовки сирийских вооружённых оппозиционеров и оказания им помощи. Авторы проекта рассчитывают, что программа сможет сплотить всех светских и умеренных сторонников оппозиции. Согласно этим планам, сирийских оппозиционеров будут обучать в лагерях на территории Иордании, Саудовской Аравии и Катара. Каждый месяц в лагерях будут проходить тренировки до 600 мятежников. Наблюдением за реализацией программы займётся ЦРУ. Правда тут есть одна оговорка — обучение не смогут проходить террористы, состоящие в одной их трёх экстремистских группировок: «Ахрар аш-Шам», «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». Но ведь именно этим группировкам оказывают наибольшее покровительство саудовские шейхи! Поэтому очень сложно представить, как американские стратеги в таких условиях буду делить оппозиционеров на «правильных» и «неправильных».

Кстати, именно эти вопросы и стояли во главу угла во время последнего визита Барак Обамы в Саудовскую Аравию. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать новой эскалации сирийского конфликта.

... Таким образом, последние горячие мировые события показали всему миру, что США перестали быть единственной силой, от решения которой зависит развитие мировых событий. Сегодня практически все правители союзных США стран Ближнего Востока — вроде Израиля, Саудовской Аравии и Египта — окончательно убедились, что рассчитывать на помощь Вашингтона при решении своих долгосрочных национальных интересов уже больше не приходится. Нравится это кому или нет, но мир сегодня становится по-настоящему многополярным, и каждое государство в этом историческом переходе старается вести свою самостоятельную игру, в меру своих экономических и геополитических возможностей.

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»