- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Украинская промышленность — пациент скорее мёртв, чем жив

1343722968_Pic00019-800x494 [1]Недавно украинское сетевое СМИ «Экономическая правда» разместило следующее сообщение: «Суд арестовал 94,4% акций военного НИИ... Военная прокуратура считает, что должностные лица Фонда государственного имущества Украины с целью незаконного выведения активов НИИ из госсобственности, действуя в интересах „Вентиляционных систем“, в начале 2015 года подготовили предложения Кабмину по исключению НИИ из перечня стратегически важных предприятий и начали подготовку объекта к приватизации...».

Как прокурорский дурак думкою богатеет

Казалось бы, рядовое событие — очередная украинская жульническая сделка, хотя и носящая довольно циничный характер. Ведь какое отношение к деятельности военного НИИ, профиль которого: «производство/ продажа аппаратов магнитозаписывающих и видеозаписывающих, карточек кредитных идентификационных с магнитной полосой, оборудования звукосинхронного перевода, систем радиосвязи для сельской местности» имеет частное акционерное общество «Вентиляционные системы», профиль которого: «вентиляторы, воздуховоды, кабель-канал, решётки вентиляционные»?!

Впрочем, наиболее интересен здесь другой нюанс — его можно найти в середине текста: оказывается, незаконность сделки проистекает якобы из того что: «…должностные лица ФГИ… провели конкурс по продаже госпакета акций „НИИ“, не учитывая геополитическую и внутреннюю обстановку на Украине (выделено мной - С.И.)…»!!!

Спрашивается, причём здесь незаконная продажа акций и «геополитическая и внутренняя обстановка» на Украине?

Хотя учитывая политический настрой в украинских верхах можно предположить, что авторы документа под «геополитической и внутренней обстановкой на Украине» имели ввиду возможное вмешательство России в эту сделку. Потому что Россия, по мнению украинских «власть предержащих», имеет касательство ко всем без исключения проблемам Украины!

И доказательства своим утверждениям укро-чинуши приводят просто потрясающие!

Вот как, например, характеризовал вышеупомянутую сделку не абы кто, а лично главный военный прокурор страны пан Анатолий Матиос, с подачи которого, собственно, и началось это расследование. На своё страничке в Facebook он в панике написал:

«Это просто ужас! Предприятие по разработке и изготовлению средств спутниковой связи военного назначения и компонентов для украинского „Джавелин“ — противотанковой ракеты „Стугна“ было продано ЧАО „Вентиляционные системы“ на вентиляцию, взамен борьбы против танков агрессора… — в угоду России!».

Чувствуете подвох — доказательств того, что Россия причастна к этой грязной сделке нет, зато есть утверждение о том, что ТАКОЕ может быть выгодно только зловредным русским и никому более. И такой бред главным военным прокурором подаётся на полном серьёзе!

Понятно, что делается это не только чисто с пропагандистских позиций, но и от полного бессилия украинской прокуратуры в деле расследования коррупционных схем — ведь проще всё объяснить «российскими происками», чем вести нелёгкую работу по реальному расследованию преступления, да ещё с конечным положительным результатом. Кстати, вот о чём проговаривается сам Матиос:

«Трудно сейчас выявлять хищения государственных средств на оборону? Отвечу правду — чрезвычайно трудно. Закон требует от нас найти доказательства и предоставить их в суд. Схемы экономических преступлений стали ещё более цинично „изысканные“ и сложные, а свидетели (в большинстве случаев по разным причинам) говорят неправду».

Короче, сей прокурор напоминает того танцора, которому всегда что-то мешает нормально работать. Отсюда и буйные фантазии о «российском вмешательстве»...

Кстати, из его же писанины выясняется что, скорее всего, имела место банальная «доприватизация» недоприватизированного, ибо: «…ФГИ не включил в уставной фонд „НИИ Электромеханических приборов“ земельный участок площадью 7,1 га в Киеве, стоимость которого, по мнению прокуратуры, составляет 82 млн. гривен…», а «…ориентировочная рыночная стоимость объектов „НИИ Электромеханических приборов“, согласно доводам прокуратуры, составляет 122 млн. гривен…».

Заметьте, фигурируют вовсе не разработки военного НИИ, не интеллектуальная собственность, которая наверняка, кроме коммерческой стоимости, имеет и для государства ценность, ничего не говорится о спутниках и джавелинах, а лишь об «объектах НИИ...» и «земельных участках в Киеве…».

Проще говоря, некие ушлые ребята решили хапнуть лакомый кусок земли, принадлежащий НИИ, под элитную застройку — в схеме задействовали какой-то «левый» завод по производству вентиляторов. Схема весьма банальна, причём во всём СНГ и не только на Украине. А прокурор, который то ли от лени, то ли от собственной безграмотности, не хочет мараться об это дело, развёл демагогию про мнимые «российские происки». Этот прокурор сам себе агрессор — похуже любого реального внешнего противника.

Впрочем, это можно сказать про всю властную киевскую верхушку, которая довела свою экономику, как говорится, до полной ручки! И за примерами далеко бегать не надо...

Корабли не плавают, газа скоро не будет

Транспорт

Воздушный – пока ещё существует. Пассажирские и грузовые перевозки в 2014 году выполняли 35 украинских авиакомпаний. По данным Государственной авиационной службы Украины, количество пассажиров, перевезённых украинскими авиакомпаниями, сократилось в 2014 году — по сравнению с 2013-ым — на 20,2 %, и составило 6,48 млн. человек.

С 25-го октября авиа-сообщение с Россией, как со «страной-агрессором», по инициативе украинской стороны было полностью прервано. Что ещё приведёт, по самым скромным оценкам, к ещё большему падению ю пассажиропотока — на 500-700 тысяч человек!

Ввиду таких неадекватных действий украинских «партнёров» Россия также закрыла своё воздушное пространство для украинских самолётов. Последствия таких действий для украинских авиаперевозчиков очень даже ощутимы — это удорожание рейсов за счёт удлинения маршрутов.

Как пример можно привести недавний визит президента Украины в Казахстан. Лететь пану Порошенко пришлось южными маршрутом, который длиннее северного над территорией РФ на 2,5 часов лёту. Теперь в восточном направлении будут летать так все украинские авиалинии. Выживут ли они в таких условиях — большой вопрос.

Водный транспорт

Основной грузопоток украинского экспорта (удобрений, металлов, нерудных материалов, зерна) приходится на морской транспорт, остатки которого базируются в украинских портах. Пока ещё базируются, ибо корабли ещё советской постройки стремительно доживают свой век...

А вот речной транспорт практически уничтожен! Последние данные есть только за 1997 год. Это, в общем-то, подтвердил во время своего визита в Николаевскую область сам президент Украины Пётр Порошенко: «На сегодняшний день чётко поставлена мной задача — восстановить речной флот». Правда, тут же было оговорено, что речь идёт о возобновлении судоходства исключительно в бассейне реки Южный Буг. И исключительно в интересах одного хозяйствующего субъекта ООО СП «НИБУЛОН», которое для своих нужд построило 5 буксиров и 2 баржи, что позволит этому ООО перевезти за год до 1 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн древесины, до 50 тысяч грузовых автомобилей.

И это неспроста! Ибо Генеральным директором ООО СП «НИБУЛОН», название которого расшифровывается как «Николаев-Будапешт-Лондон» (и который числится одним из основных зернотрейдеров Украины), является не абы кто, а «герой Украины» Алексей Вадатурский — один из активистов Евромайдана и бизнес-партнёр самого Порошенко (как олигарха). Кроме того, Вадатурский в угоду режиму установил в Николаевской области почти диктаторский режим, неустанно борясь с «про-российским сепаратизмом»...

Несколько в более лучшем состоянии находятся железнодорожный и автомобильный транспорт — даже несмотря на ужасное состояние дорог и путей. Однако разрыв связей с Россией может привести к деградации и в этой сфере...

Сегодня однозначно можно утверждать, что грядёт неминуемый крах трубопроводного транспорта, который целиком находится в ведении государства и приносит Украине несколько миллиардов долларов в год за счёт транзита российского газа. Увы, этого страна скоро лишится, как только будет введён в действие трубопровод «Северный поток-2»...

Остатки былой промышленной роскоши

И всё же настоящими бриллиантами в «хозяйственной короне» республики были и пока остаются несколько ведущих предприятий, которые когда-то олицетворяли собой вершину научно-технической мысли всего СССР!

«Южмаш» («Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова») – флагман ракетостроения в СССР, на котором, начиная с 50-х годов ХХ века, было создано четыре поколения ракетных комплексов стратегического назначения, около 400 космических аппаратов 70 различных модификаций, космические ракеты-носители семейств: «Циклон», «Космос», «Зенит». Среди всего сонма разработок естественно выделяются самые мощные в мире межконтинентальные баллистические ракеты... Только территория Южмаша в четыре раза больше княжества Монако! В советское время на предприятии трудилось около 70 тысяч человек. Сейчас тут работает от силы 8,5 тысяч человек, в своём большинстве — это осколки старых трудовых династий, которые ещё на что-то надеются. Однако в результате последовательного сокращения объёмов производства, поступление денежных средств снизились более чем в 4 раза — с почти 2 млрд. грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014 году. При этом, по сорванным договорам с Россией сокращение составило более чем в 60 раз — соответственно с 1,7 млрд до 28 млн грн!

И сегодня, по словам и аналитиков и по ощущению самих рабочих, предприятие доживает свои последние дни. Отсутствие серьёзных заказов, огромные долги перед энергетиками и по зарплате для рабочих, неработающие из-за отсутствия технической воды цеха и туалеты – это и есть главный результат «революции достоинства» для одного из ключевых предприятий ракетно-космической промышленности Украины!

Нельзя сказать, что трагичность ситуации никто в стране не осознаёт. Криком кричат с трибуны Верховной Рады отдельные депутаты: «…необходимо обеспечить госфинансирование стратегических отраслей, таких как ракетно-космическая. Потому что для таких предприятий как „Южмаш“ уже фактически счёт идет на месяцы, если не на недели. Мы можем потерять целые отрасли промышленности…».

Осознают, вроде бы даже первые лица — во время прошлогоднего визита на предприятие Пётр Порошенко клятвенно пообещал обеспечить завод госзаказами на ближайшие 5 лет и даже гарантировал погашение долга по зарплатам.

Но президент Украины хозяин своего слова – захотел дал, захотел — взял обратно. Так что предприятие продолжает деградировать — ещё большими темпами. Не помог даже начатый выпуск передвижных казарм для военных в зоне АТО...

Впрочем, руководство желает переориентировать весь ВПК Украины на новых партнёров — в частности, США. И уже появились сообщения о том, что якобы "Компания Boeing будет закупать украинские двигатели и ракетоносители от КБ «Южное» и завода «Южмаш».

Однако никаких доказательств этим бодрым заверениям пока не представлено. Зато очень любопытное заявление сделал руководитель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабодаш, бывший налоговик, уроженец Галичины — по его словам, одним из условий американской стороны является «отсутствие сотрудничества Украины со странами, которые находятся под американскими санкциями».

Вот так — ничего американцы толком не предлагают, но зато ставят условия по окончательному разрыву с Россией. Есть у меня ощущение, что на самом деле никаких контрактов с США у предприятие нет и не предвидится. А в реальности — налицо ожидание больших чиновников угробить «Южмаш», так сказать, естественным путём окончательной деградации! Чтобы потом без проблем хапнуть заводскую землю под свои личные нужды и под очередную элитную застройку...

«Мотор Сич» — это крупнейшее в СССР и остающиеся пока таковым на постсоветском пространстве уникальное авиа-моторо-строительное предприятие, которое занимается производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов.

В 2011 году был подписан пятилетний контракт между ОАО «Вертолёты России» и «Мотор Сич» — по условиям договора, компания «Мотор Сич» обязалась ежегодно поставлять в Россию около 300 двигателей для вертолётов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28. «Цена вопроса» — полтора миллиарда долларов!

Но политическая целесообразность для украинского руководства всегда выше блага своих сограждан — сразу после «революции достоинства» связи предприятия с Россией были грубо разорваны.

«Мы надеемся, что родное государство не лишит нас одного из основных рынков сбыта. Тем более, что наши моторы не ставятся на российскую военную технику, для неё, согласно законодательству РФ, можно использовать только российские комплектующие, — увещевал официальный Киев председатель наблюдательного совета „Мотор-Сич“ Анатолий Малыш. - Нашими же двигателями комплектуются только коммерческие вертолёты».

Наивный, он ведь даже не подозревал, что по поводу предприятия появилась специальная статья в американской газете «The Washington post» . А для нового для руководства Украины — это прямое руководство к действию! И если в статье было прямо сказано о том, что: "…почти все необходимые ей двигатели для боевых и транспортных вертолётов, а также большую часть двигателей для транспортных самолётов Россия по-прежнему получает от запорожского предприятия «Мотор-Сич», то все остальные доводы — это лишь отговорки: связей с «агрессором» не должно быть никаких!

У руководства «Мотор–Сич» в такой ситуации есть только два пути: либо полное закрытие предприятия, либо перенос производства в другую страну. В силу понятных обстоятельств перенос производства в Россию невозможен, ничего не слышно и о переносе в другие страны — по этому поводу ходят какие-то слухи, но они выглядят не более чем газетной «уткой», ведь кому нужен завод, который может существовать лишь в тесной кооперации с Россией.

Как указывают по этому поводу знающие люди:

«…самолёты совместной разработки, например, военно-транспортный Ан-70, не имеют будущего, так как без РФ его ни выпускать, ни продавать невозможно, а с РФ, которую Верховная Рада объявила „агрессором“, и подавно. Самолёт Ан-148, который производится совместно Украиной и Россией, скорее всего, получит исключительно российскую прописку. Новые самолёты ни одна украинская авиакомпания не может себе позволить из-за предельного обнищания украинцев, для которых и билет на поезд скоро будет роскошью…».

Таким образом — как и «Южмаш» — предприятие явно ждёт дальнейшее и почти гарантированное умирание! Понятно и то, что падение промышленного производства — особенно в его высокотехнологичных сегментах — неизбежно скажется на уровне благосостояния граждан Украины. И первые «ласточки» уже прилетели: «швейцарский банк Credit Suisse опубликовал результаты исследования относительно благосостояния жителей европейского континента. Украина в этом списке заняла последнее место с показателем достатка населения в 1 437 долларов ( около 31 тысячи гривен по курсу НБУ)».

Дальше, очевидно, будет только хуже...

Мало того, руководство Украины, и в первую очередь президент Пётр Порошенко, с упорством достойным лучшего применения продолжают уничтожать остатки ВПК Украины (а значит, и остатки благосостояния украинских граждан). Именно принятое летом 2014-го года украинскими властями решение о прекращении военного и научно-технического сотрудничества с предприятиями ВПК России оказалось смертельными приговором не только предприятиям ВПК Украины но и всей украинской промышленности — потому что именно на предприятиях ВПК ещё сохранились та культура производства, кадровый потенциал и организация труда, которые могли бы послужить основой для возобновления производств во многих отраслях промышленности. Что само по себе послужило бы делу спасения всей экономики Украины! Но увы...

...На примере произошедших с этими уникальными предприятиями катастрофических перемен мы видим всю степень деградации промышленного потенциала Украины и убогость мышления тех, кто сегодня руководит страной. И согласитесь, что никакой хан Батый, никакой Гитлер, никакой иной (явный или мнимый) внешний агрессор не принёс украинскому хозяйству столько разрухи, как эти свидомые патриоты!

Сергей Иванов, г. Киев, специально для «Посольского приказа»