- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Радикальная «перезагрузка» Ближнего Востока

[1]Главным и пока единственным результатом арабской весны стал приход исламистов к власти в Северной Африке. На всем Ближнем Востоке до недавнего времени было всего две страны, в которых исламисты не представляли реальной угрозы – Ливия и Сирия. В этих странах правящие режимы, исключив исламистов из политической жизни, полностью контролировали ситуацию. Поэтому создать хаос в Ливии и Сирии НАТО могла только военным путем.

Глава Переходного национального совета (ПНС) Ливии Мустафа Абдель Джалиль заявил, что в основу юридической системы этой страны будут положены законы шариата. Выступая на митинге своих сторонников в Бенгази, Джалиль подчеркнул: «Мы приняли исламские законы шариата в качестве основы законодательства, поэтому любой закон, противоречащий принципам ислама, отменяется». На парламентских выборах в Тунисе победила исламистская партия «Эннахда» («Возрождение»), а на парламентских выборах в Египте – Партия свободы и справедливости, являющаяся политическим ответвлением организации «Братья-мусульмане».

Второе место на выборах в Египте заняла еще более радикальная по своим взглядам партия «Салафия аль-Нур». Таким образом, более двух третей египетского парламента принадлежит теперь исламистским партиям.

 ЧТО ЖДАТЬ ОТ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН»

 Так кто же такие эти «Братья-мусульмане»? Это международная организация, нечто вроде ассоциации исламистов, в которую входят помимо прочих одиозная организация ХАМАС в Палестине, Фронт исламского действия в Иордании. Организация «Братьев-мусульман» имеет свои ячейки в Сирии, Ираке, Ливане, Судане и даже Казахстане и Узбекистане. В общей сложности «Братья-мусульмане» имеют свои отделения и центры в 30 странах мира.

«Братья-мусульмане» признаны террористической организацией во многих странах мира, в том числе и в России. За мусульманским «братством» числятся война с советскими войсками в Афганистане в 80-е годы, а в 90-е военные действия в Чечне и Дагестане против российских военных. Кроме того, известно, что «Братья-мусульмане» в прошлом году приняли участие в свержении режима Муаммара Каддафи. В этом свете удивительным представляется тот факт, что террористическая организация «Братья-мусульмане» имеет свои представительства в Европе: Ассоциация братьев-мусульман Великобритании, Исламское общество Германии и Федерация исламских общин Европы выступают ассоциативными членами этой международной организации. В то же время в некоторых странах, таких как Великобритания, «Братья-мусульмане» не рассматриваются как террористическая структура, а потому находятся на легальном положении. Посол Великобритании в Египте Джеймс Уатт назвал парламентские выборы, на которых победили «Братья-мусульмане», «важной вехой в демократических преобразованиях в Египте».

Между тем приход «Братьев-мусульман» к власти в Египте не предвещает ничего хорошего. Партия свободы и справедливости, политическое крыло «Братьев-мусульман», планирует провести референдум об отмене Кемп-Дэвидских соглашений – мирного договора между Каиром и Тель-Авивом, заключенного еще в 1979 году. В феврале 2011 года один из лидеров движения «Братья-мусульмане» Мухаммад Ганем заявил о том, что египтянам следует готовиться к войне с Израилем. Кроме того, по словам Ганема, Суэцкий канал необходимо закрыть и прекратить поставки египетского газа Израилю.

После свержения Хосни Мубарака с легкой руки «Братьев-мусульман» в Египте резко возросли антиизраильские настроения. В сентябре 2011 года в Каире толпа демонстрантов напала на здание израильского посольства.

«Братья-мусульмане» не скрывают своего желания установить нормы шариата в Египте и распространить свои исламские идеалы повсеместно, превратив Египет из светского государства в религиозное. В середине апреля 2011 года на форуме в Каире лидеры «Братьев-мусульман» заявили, что целью организации является превращение Египта в исламское государство, которое будет жить на основе мусульманских законов.

 А ЧТО ЖЕ АМЕРИКАНЦЫ?

 Что же в связи с этой негативной тенденцией думают американские политики и разведсообщество? В конце ноября 2011 года глава национальной разведки США Джеймс Клэппер заявил, что египетское отделение «Братьев-мусульман» – достаточно разнородная группа, представленная в основном «светской частью населения, которая избегает насилия и считает «Аль-Каиду» извращенным проявлением ислама». В ходе слушаний на заседании Комитета по национальной безопасности в Палате представителей Клэппер заверил представителей комитета, что «Братья-мусульмане» ставят перед собой только «социальные цели и хотят развивать политическую систему Египта в демократическом ключе». Возглавляющий разведывательное сообщество США Клэппер сообщил также, что в политической программе «Братьев-мусульман» нет и намека на обострение международной ситуации на Ближнем Востоке, а значит, войны Египта с Израилем не будет.

В Госдепе США также выражают свою заинтересованность в налаживании тесных связей с «Братьями-мусульманами». Как сообщил официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер, «учитывая изменчивую природу политической ситуации в Египте, диалог со всеми миролюбивыми египетскими партиями, приверженными принципам демократии и отказа от насилия, укладывается в рамки наших национальных интересов. И в этом плане США продолжат развивать связи с организацией «Братьев-мусульман».

Ливанская газета Al-Diyar написала по поводу сближения руководства США и признанной террористической во многих странах мира организации «Братьев-мусульман» следующее: «По соглашению между сторонами «Братья-мусульмане» берут под контроль весь Ближний Восток. В обмен они обязуются уничтожить «Аль-Каиду». План был разработан в ходе встреч, состоявшихся во Франкфурте в начале ноября между представителями ЦРУ и руководством «Братьев-мусульман». Во встрече принимал участие директор ЦРУ Дэвид Петрэус».

Удивительные оценки происходящего, данные Госдепом и руководством разведсообщества США, не находят понимания у многих сотрудников силовых и разведывательных ведомств Соединенных Штатов. Большую озабоченность в ФБР вызывает новый курс правительства США, направленный на тесное взаимодействие с исламистскими группировками на Ближнем Востоке. Так, заместитель главы ФБР Марк Джулиано, ответственный за борьбу с терроризмом на территории США, выступая в Институте изучения политики Ближнего Востока в Вашингтоне, заявил, что «падение арабских диктатур привело к усилению «Аль-Каиды», а «новые власти... не обладают ни опытом, ни инструментами для борьбы с терроризмом. Для «Аль-Каиды» это идеальная ситуация – слабое правительство и политическая нестабильность позволяют им искать и находить множество желающих примкнуть к ним». Такая оценка тем более настораживает, что Джулиано является одним из главных специалистов по борьбе с терроризмом в ФБР. Определенная растерянность царит и в стане сотрудников ЦРУ. Бывший оперативник ЦРУ Роберт Баер не понимает, почему правительство США упорно игнорирует религиозно-экстремистскую направленность «Братьев-мусульман», одной из старейших террористических организаций.

Интересное объяснение смене внешнеполитических приоритетов администрации Барака Обамы дал аналитик Госдепартамента США Ласло Тот. В интервью американскому телеканалу Fox News Тот пояснил: «Многие страны имеют цели и задачи, противоречащие тому хрупкому и новому демократическому движению, которое происходит сейчас на Ближнем Востоке. Ни Европа, ни Израиль не заинтересованы в демократических правительствах. Фактически они – против. И мы сделали вывод: нам нужны новые друзья и партнеры на Ближнем Востоке. Мы их нашли». Далее Ласло Тот совсем разоткровенничался и сообщил, что американские спецслужбы и Госдепартамент США работают уже целый год с «Братьями-мусульманами» и весьма довольны этим сотрудничеством: «Когда-то это была экстремистская группировка, но они уже давно отказались от насилия, и у них очень широкая сеть контактов, проникающая даже в американские университеты. Завоевать их доверие было нелегко, но им было что нам предложить, когда мы наконец-то стали друзьями. «Братья-мусульмане» разделяют озабоченность Америки в области прав человека и демократического управления». Учитывая, что интервью Ласло Тота датируется апрелем 2011 года, то это означает, что США наладили тесное взаимодействие с «Братьями-мусульманами» еще в начале 2010 года, задолго до свержения Мубарака. Наличие частых контактов между американскими представителями и египетской организацией подтверждается и многочисленными дипломатическими депешами, опубликованными интернет-ресурсом Wikileaks.

По свидетельству Ласло Тота, те сотрудники разведсообщества США, которые отказывались «понимать», что союз с «Братьями-мусульманами» – благо для национальной безопасности США, автоматически потеряли работу. «Администрация Белого дома очень настаивала на этом, и пришлось отправить на пенсию тех, кто оказался не в состоянии рационально подойти к новым веяниям», – сообщил в интервью телеканалу Fox News Тот. Можно утверждать, что идея сближения с «Братьями-мусульманами» исходила прямо из администрации Барака Обамы, а не от разведсообщества, многие сотрудники которого не могут понять, зачем такая резкая смена союзников нужна самим США. В конечном итоге трудно поверить в то, что рядовые сотрудники американской разведки утратили связь с реальностью и свой профессионализм.

 СВЯЗИ ЗАПАДНЫХ СПЕЦСЛУЖБ С «БРАТЬЯМИ-МУСУЛЬМАНАМИ»

 Организация «Братья-мусульмане» была основана в 1928 году в Египте школьным учителем Хасаном аль-Банна и стала своеобразным закрытым тайным обществом. Почти сразу после своего создания интерес к этой структуре проявила британская разведка. Объяснение было довольно простым – 28 февраля 1922 года британское правительство опубликовало декларацию об упразднении английского протектората и признании Египта независимым государством, оставив за собой ряд прав: охрана Суэцкого канала, защита Египта от иностранного вмешательства, охрана интересов иностранцев и соуправление Суданом. В целом независимость Египта была во многом фиктивной. Великобритании было необходимо отслеживать нарождающиеся политические тенденции в своей бывшей колонии. Как писал Стефен Доррил в книге «МИ-6: в тайном мире Секретной службы Ее Величества», до Второй мировой войны британской разведке удалось наладить тесный контакт с «Братьями-мусульманами» через своего агента Фрейя Старка, британского писателя и путешественника. В 30-е годы XX века эти связи использовались для отслеживания возрастающего германского присутствия в Северной Африке.

После Второй мировой войны «Братьями-мусульманами» заинтересовалось еще и ЦРУ. В 1954 году к власти в Египте пришел панарабист Гамаль Абдель Насер, начавший проводить самостоятельную политику, не соответствовавшую интересам Великобритании и США. Поэтому в том же году МИ-6 и ЦРУ стали разрабатывать планы убийства Насера. По сведениям Майлса Копланда – оперативника ЦРУ, работавшего в Египте, разведка США оказывала поддержку «Братьям-мусульманам» с 1955 года, потому что «братья были способны сбросить Насера». В своей книге «Возвращаясь в Суэц: дневники Форин оффис, 1951–1956 гг.» сэр Эвелин Шакбург написал, что в июне 1955 года британская разведка МИ-6 также сблизилась с «Братьями-мусульманами», чтобы совместно бороться с режимом Насера в Египте. Эта борьба приобрела особую актуальность после перекрытия правительством Насера Суэцкого канала в 1956 году. Соответственно контакты между ЦРУ и МИ-6, с одной стороны, и организацией «Братья-мусульмане» – с другой, еще больше окрепли. Саудовская Аравия и Иордания оказывали финансовую поддержку и предоставляли убежище «Братьям-мусульманам».

«Братья-мусульмане» были недовольны светской политикой Насера и стали союзниками Запада в борьбе с египетским президентом. Покушение на Насера в 1954 году было неудачным, и «Братья-мусульмане» оказались вне закона в Египте. Насер считал «Братьев-мусульман» орудием Великобритании, и, возможно, небезосновательно. По свидетельству бывшего секретного агента британской разведки Джона Колемана, «Братья-мусульмане» были созданы выдающимися разведчиками британской секретной службы: Томасом Лоуренсом, Арнольдом Тойнби, Джоном Филби и Бертраном Расселом, а миссией этой египетской организации было «обращать регион в прошлое, чтобы легче было вести добычу нефти и прочих природных ресурсов региона» – написал Колеман в своей работе «Что в действительности произошло в Иране?».

В 1950-е годы правительство президента Эйзенхауэра установило тесные контакты с «Братьями-мусульманами». В 1953 году в Принстонский университет на научную конференцию были приглашены несколько десятков исламских теологов. На самом деле американцы планировали заручиться поддержкой духовных лидеров исламских стран в борьбе с «коммунистической угрозой» на Ближнем Востоке. Как отметил бывший репортер американского издания The Wall Street Journal Ян Джонсон, среди приглашенных был и один из главных представителей «братьев» того времени – Саид Рамадан, которого американцы поддерживали и в последующие годы.

В своей статье «Тайная история отношений Вашингтона с «Братьями-мусульманами», опубликованной в американском книжном обозрении The New York Review of Books, Джонсон отметил, что интерес США к «Братьям-мусульманам» особенно возрос с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году, и это несмотря на то, что «Братья-мусульмане» открыто поддержали исламскую революцию 1979 года в Иране. Американцы поддерживали «Братьев-мусульман» вплоть до терактов 11 сентября 2001 года. После терактов «Братьев-мусульман» обвинили в пособничестве террористам и заморозили все контакты с этой организацией. Однако уже ко второму президентскому сроку Джорджа Буша-младшего неоконсервативная администрация Буша посчитала, что возобновление сотрудничества с «Братьями-мусульманами» может оказаться плодотворным, особенно в свете проблем в Афганистане и Ираке. Поэтому в 2006 году в Брюсселе при посредничестве Госдепа США была организована конференция, на которой американские мусульманские общины встретились с европейским отделением «Братьев-мусульман». С приходом Барака Обамы в Белый дом это тесное сотрудничество, как видно, продолжилось. В этом нет ничего удивительного, особенно если учесть, что в администрации Обамы остались работать люди из команды Джорджа Буша-младшего, разрабатывавшие стратегию сближения с «Братьями-мусульманами».

 МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ

 На сегодняшний день «Братья-мусульмане» имеют большое влияние не только на Ближнем Востоке, но также в Европе и США. Мусульманское «братство» очень хорошо организовано. В одном из интервью Ян Джонсон так охарактеризовал это сообщество: «Это высокообразованные люди, многие из них адвокаты. Они отлично знают, как выстраивать систему, как собирать деньги, как работать с местной бюрократией. И они работают на очень долгую перспективу. Они не могли бы выживать в Египте так долго, если бы не занимались долгосрочным планированием. Десятилетие за десятилетием, несмотря на преследования, они выживали в Египте. Они пережили многих диктаторов – Насера, Садата, Мубарака. Это люди со стратегическим мышлением. И эта их особенность сильно недооценивается».

«Братья-мусульмане» – настоящая международная сеть, обладающая накопленным за десятилетия огромным опытом и знаниями. Самое влиятельное духовное лицо этой группы Юссеф Карадави проживает в Катаре. В Европе центрами этой организации являются Лондон, Мюнхен и многие другие крупные города. Как отметил Джонсон, «мюнхенский проект является звеном европейской сети исламистских фондов и организаций. Немецкое подразделение этой сети – так называемое Исламское общество Германии; они, в свою очередь, входят в европейскую организацию «Федерация исламских организаций Европы», находящуюся в Брюсселе. Им принадлежат трастовые фонды, центры подготовки имамов, а также издающий фетвы совет. Это настоящая рабочая сеть».

 РОЛЬ САУДОВСКОЙ АРАВИИ

 Саудовская Аравия играет ныне важную роль в продвижении радикального ислама на Ближнем Востоке. Как написал Джон Брэдли в американском журнале Foreign Affairs, существует понимание того, что тунисская исламистская партия «Эннахда» («Возрождение») «финансируется, по крайней мере частично, Саудовской Аравией и странами Персидского залива». Первые успехи не заставили себя долго ждать: «Эннахда» победила на парламентских выборах в Тунисе, а ее лидер Рашид Гануши вернулся в Тунис из Лондона, где проживал последние годы. Стоит отметить, что Гануши является одним из влиятельных членов европейской сети «Братьев-мусульман».

По свидетельству Джона Брэдли, «исламистские силы всего региона работают при содействии Эр-Рияда», а «Братья-мусульмане» и их более радикальное крыло «Союз салафитов» также получают финансирование из Саудовской Аравии. Такая смычка не кажется удивительной, если вспомнить, что Эр-Рияд при поддержке США десятилетиями сотрудничал с «Братьями-мусульманами» еще с 50-х годов XX века – времен совместной борьбы с египетским президентом Насером.

Очень часто выгодополучателем от процессов арабской весны многие эксперты называют суннитские монархии Персидского залива, прежде всего Саудовскую Аравию. Однако они почему-то забывают упомянуть, что все последние десятилетия Саудовская Аравия являлась проводником американских интересов в регионе. Сложно себе представить, что Эр-Рияд стал неожиданно проводить самостоятельную политику без оглядки на интересы США. Если бы это произошло, то Саудовская Аравия превратилась бы в новую Ливию.

 АМЕРИКАНСКИЙ «СЛИВ» МУБАРАКА

 Многие эксперты задаются вопросом: зачем США проводить зачистку лояльных Западу режимов Мубарака в Египте и Бен-Али в Тунисе и приводить к власти исламистов, которые в создавшемся вакууме остаются единственными реальными хозяевами положения в этих странах. По мнению этих «специалистов», США сейчас заинтересованы в сохранении мира на Ближнем Востоке, а потому не в интересах США нагнетать там обстановку. Вопрос следует поставить иначе: действительно ли США нужен мир на Ближнем Востоке или, напротив, им нужна там большая война, и именно сейчас?

Отношения между Бараком Обамой и Хосни Мубараком никогда не были «продуктивными». Президент Египта Мубарак выступал категорически против политики, проводимой администрацией Обамы в отношении Ирана. В отличие от Вашингтона Египет при Мубараке не поощрял борьбу Обамы с иранской ядерной программой и в целом выступал против политики Обамы в Персидском заливе, Сирии и Ливане, а также по палестинскому вопросу. Кроме того, Мубарак был дружен с Муаммаром Каддафи и вряд ли бы приветствовал свержение американцами ливийского режима. Как сообщает в статье от 4 февраля 2011 года израильский информационный ресурс Debka, не скрывающий своих тесных связей с израильской разведкой «Моссад», Мубарак «был неприятной занозой для общей программы Вашингтона для всего региона, вашингтонского проекта Большого Ближнего Востока, в последнее время замененного на более мягко звучащий термин «Новый Ближний Восток». В той же статье точно подмечено, что в день народной демонстрации с требованием к Мубараку уйти в отставку ключевые члены египетского военного командования, в том числе начальник генерального штаба генерал-лейтенант Сами Хафез Энан, находились в Вашингтоне в качестве гостей Пентагона. Получилось, что Пентагон нейтрализовал египетский генералитет в критически важные первые дни манифестаций в Египте.

 ПОЛИТЭКОНОМИЯ ВОЙНЫ

 Главной целью администрации Барака Обамы во внешней политике было сохранение роли США как абсолютного глобального лидера. В условиях мирового кризиса обеспечить мировое лидерство Америка могла только за счет, во-первых, создания в мире обстановки хаоса, посреди которого США выглядели бы привлекательным островком стабильности. К тому же управлять хаосом гораздо дешевле, чем порядком. Во-вторых, удержать глобальное лидерство Америка могла при условии абсолютного торможения роста экономической и военно-политической мощи Китая, который является единственным конкурентом США в битве за мировое господство и уже готов отобрать лавры победителя у США.

Соединенные Штаты, столкнувшись с длительным экономическим кризисом, который угрожает самому существованию этого государства, начинают решать свои проблемы на площадках других стран. Вполне понятно, что если в других странах положение будет еще хуже, чем в США, то в какой-то мере это поможет американцам не выплачивать свои колоссальные долги и по-прежнему жить за счет других. Очевидно, что основная проблема нынешней администрации США – это неумолимо надвигающийся крах американского доллара как универсального платежного средства, который в конечном итоге может привести самую мощную державу мира к краху ее долговой экономики. Война в этом смысле выступает проверенным способом выхода из финансового кризиса.

Идея решения финансовых проблем за счет войны абсолютно не нова. Так происходило и раньше. Бывший банкир с Уолл-стрит и исследователь истории Конгресса США Норманн Додд утверждал в своем интервью в 1982 году, что могущественные частные лица, из-за кулис контролировавшие финансы, политику и правительство в США, фактически спланировали участие Соединенных Штатов Америки в Первой мировой войне, которое было призвано помочь им удовлетворить собственную жажду власти. В интервью Эдварду Гриффину Додд заявил: «...Год 1908-й, когда начал свою работу Фонд Карнеги. В этом году на встрече попечителей впервые был поднят специфический вопрос, который они потом очень заинтересованно обсуждали вплоть до конца года. Этот вопрос был следующим. Существуют ли более эффективные, чем война, средства навязать свою волю всему человечеству? И они пришли к выводу, что человечеству неизвестны другие более эффективные средства, чем война. Поэтому в 1909 году они задались другим вопросом, который также долго обсуждали, а именно – как вовлечь Соединенные Штаты в войну?»

Впервые о возможности спасти американскую и европейскую экономики за счет развязывания третьей мировой войны весной 2011 года осторожно заговорил влиятельный обозреватель газеты New-York Times и нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман. Он заявил: «С экономической точки зрения Вторая мировая война была прежде всего взрывом финансируемых за счет дефицита государственных расходов, в масштабе, который никогда бы не был утвержден в противном случае. За время войны федеральное правительство заимствовало сумму, равную примерно двум ВВП 1940 года, что эквивалентно примерно 30 триллионам долларов сегодня... этот спад может быть преодолен. Для этого необходимо немного ясного мышления и много политической воли». Как сообщила газета The European Union Times от 5 августа 2011 года, «идею» Кругмана «поддержал» экономический аналитик CNBC Марк Фабер, автор известного доклада «Gloom-Boom-Doom Report», в котором предупреждалось о «связи глобальной перезагрузки и войны». Продолжительная война на Ближнем Востоке, безусловно, оживила бы американский ВПК, поскольку правительство США смогло бы продавать оружие всем конфликтующим сторонам и, следовательно, пошло бы на пользу всей экономике США.

Пойдя на стратегический союз с «Братьями-мусульманами», правительство США выпустило джинна из бутылки. Террором и пропагандой радикальные исламисты будут завоевывать новые пространства. Это представляет большую угрозу для России и Китая. Совершенно очевидно, что «Братья-мусульмане», не раз заявлявшие о своем желании построить арабский халифат на принципах шариата «от Испании до Индонезии», обратят свое пристальное внимание на Северный Кавказ и Центральную Азию. Стремление России строить единое евразийское пространство обязательно натолкнется на желание исламистов превратить Казахстан, и шире – Среднюю Азию, в часть своего халифата. Стоит отметить, что активное участие в недавних волнениях в Казахстане приняли салафиты, чья партия «Салафия аль-Нур» заняла второе место на парламентских выборах в Египте. Что касается Китая, то исламисты постараются отколоть мусульманский Синьцзян-Уйгурский автономный район от КНР...

Правительство США своими действиями полностью дискредитировало демократический характер арабской весны, проигнорировав кровавое подавление волнений в Бахрейне и предоставив Саудовской Аравии полный карт-бланш на подавление любых протестов в Персидском заливе. Поддержка правительством США сил исламистов в Тунисе и Египте также не имеет ничего общего с феноменом арабской весны. Начинается арабское кровавое похолодание, которое рискует перекинуться на другие регионы Евразии.

Игорь Игнатченко («Незасимое военное обозрение»)

Оригинал материала: http://nvo.ng.ru/ [2]