- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Российские ВВС выдвигаются на 500 км ближе к Западу

 Обострившиеся в последнее время противоречия между Белоруссией и Россией по экономическим вопросам нисколько не помешали Минску и Москве достичь поистине знаменательной договоренности в военно-стратегической сфере. Уже в 2013 году в Белоруссию перебазируется и заступит на боевое дежурство первое звено современных российских истребителей-бомбардировщиков (судя по всему, это будут Су-30). А к 2015 году на белорусской территории уже появится база ВВС России, где будет базироваться целый авиаполк. Кроме того, в 2014 году Россия поставит Белоруссии четыре дивизиона комплексов ПВО С-300.

Об этих договоренностях было объявлено вчера в Минске, где состоялась совместная коллегия военных ведомств двух стран, после которой глава российской делегации, министр обороны Сергей Шойгу был принят Александром Лукашенко.

«Мы приступаем к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями, – доложил президенту Белоруссии Сергей Шойгу. – Надеемся, что в 2015 году здесь появится авиационный полк. В 2013 году мы создадим здесь авиационную комендатуру и поставим первое дежурное звено боевых истребителей».

Шойгу также сообщил, что на совместной коллегии рассмотрен большой круг вопросов двустороннего сотрудничества. «Главный из них – первое и основное, что уже в 2014 году Россия, по договоренности с Владимиром Путиным, поставит четыре дивизиона С-300 для защиты воздушного пространства», – сказал министр обороны России.

Александр Лукашенко все это приветствовал: «Мы ни от кого не скрываем, что мы – самые близкие народы, и пытаемся выстроить единую политику в общем Союзном государстве; что коли у нас есть на этом направлении в рамках ОДКБ и Союзного государства единая группировка вооруженных сил – значит, мы ее должны готовить соответствующим образом». «Мы никогда не говорим о том, что у нас – некая наступательная позиция наших вооруженных сил. Мы пытаемся их подготовить к защите нашего Отечества, общих интересов. Земли у нас хватает. Мы на чужое не претендуем, но и своего не отдадим», – добавил президент Белоруссии.

В качестве площадки для размещения авиаполка ВВС России рассматриваются два варианта – в районе Барановичей (нынешняя 69-я база ВВС Белоруссии, где базировались списанные в прошлом году белорусские истребители Су-27) или Берёзы. По сведениям «Коммерсанта», пока предпочтительнее выглядит аэродром под Барановичами, который располагается всего в 80 км от польской границы.

«Там имеется не только аэродром, но и 558-й авиаремонтный завод. При необходимости там можно будет осуществлять все виды ремонта, тем более мощности завода это позволяют, – пояснил изданию источник в российском военном ведомстве. – Кроме того, у наших белорусских коллег в этом районе развернуто большое количество систем ПВО, которые будут способны обеспечить прикрытие нашим истребителям». Источник при этом уточнил, что речь пойдет о самолетах типа Су-30.

Что же касается четырех дивизионов С-300, то Россия передаст их Белоруссии со своих складов, как и первые два дивизиона С-300, поставленные Минску в 2006 году. Белорусской стороне надо будет оплатить лишь их ремонт, сообщил «Ведомостям» источник в российском концерне ПВО «Алмаз-Антей», который является разработчиком этих комплексов.

Военно-стратегическое значение этих договоренностей трудно переоценить. «Давайте посмотрим, что у нас есть на московско-минско-брестском направлении. У России здесь пустота! Мы досокращались. Несколько бригад стоит на этом направлении – и все. По сути дела, Белоруссия прикрывает данное направление. Поэтому мы заинтересованы, чтобы и это направление, и белорусские вооруженные силы укреплялись. Нужны современные системы ПВО, современная авиация. С-300 есть на этом направлении, надо уже новые системы «Фаворит», «Триумф» туда ставить», – пояснил в интервью «Накануне.ру» президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.

«Современные бомбардировщики и тактические истребители, – рассказал сайту «Однако» другой известный эксперт, Константин Сивков, – имеют ракеты большой дальности стрельбы, которые могут применяться с расстояния 200, 400 и даже 2500 км. В этих условиях, чтобы надежно отразить удар воздушного противника, Россия должна иметь возможность ввести в бой эти истребители до того, как бомбардировщики выпустят эти ракеты. То есть так называемый рубеж ввода в бой должен быть удален от нашей границы желательно на 1500 км, а может, и больше. Пролетом над авиационным пространством Белоруссии мы отодвигаем рубеж ввода в бой наших истребителей от возможной агрессии с воздуха с того и с этого направления где-то на 400-500 км от наших границ. Это исключительно важный фактор».

С финансовой точки зрения достигнутые решения, кстати, для Москвы выгодны. «В рамках союза Россия – Белоруссия это очень хорошее решение, с учетом того, что в Белоруссии есть подходящие для этого аэродромы, в реконструкцию которых потребуется вложить не слишком много средств», – пояснил «Известиям» военный эксперт Виктор Литовкин.

Да и для Минска эти соглашения финансово тоже не обременительны, подтвердил в интервью udf.by независимый белорусский эксперт Александр Алесин. По его словам, он еще в конце 2012 года писал о возможности сценария размещения на территории Белоруссии российской авиабазы. «14 истребителей Су-27 были сняты с эксплуатации по техническим причинам, в связи с изношенностью, их полеты приостановлены, – поясняет эксперт. – Объявлялось, что эти самолеты планируется подновить и продать. В феврале 2012 года Жадобин (министр обороны Белоруссии. – Прим. KM.RU) объявил, что бомбардировщики Су-24 также выводятся из эксплуатации. В результате в воздушном пространстве Белоруссии образовалась дыра, залатать которую своими силами не представлялось возможным: каждый из этих самолетов стоит 20-50 миллионов долларов. На латание воздушного пространства требовались миллиарды долларов. Россия так много тоже не могла подарить. Тогда я написал, что, скорее всего, Россия предложит залатать эту дыру своими самолетами. Тем более что много лет россияне говорили о необходимости разместить свои истребители МиГ-31 в Ганцевичах. Эта идея не нова – разместить на территории Белоруссии авиационную базу, но реализована только сейчас. Возможно, стороны заключили сделку».

Правда, что это за «сделка», независимый эксперт так и не прояснил. Но белорусские оппозиционеры уже вовсю вопят о том, что Лукашенко, мол, согласился на размещение российской авиабазы в обмен на какие-то уступки России по поставкам нефти, например. Продал, дескать, национальную безопасность за очередную подачку Москвы.

Верится в это, конечно, с трудом. Но вышеупомянутый Леонид Ивашов все же до конца не исключает политического торга между Москвой и Минском: «Если политическая дурь и карманные прибыли будут доминировать над политикой безопасности, то это (политический торг. – Прим. KM.RU) можно будет наблюдать. Если мы снова будем повышать цены на газ, требовать от Белоруссии, чтобы наши олигархические компании поглотили белорусские предприятия, то, конечно, Лукашенко и политическое руководство страны будут сопротивляться этому и выдвигать какие-то требования. Это зависит от степени дури российской политики».

Но пока, слава Богу, такой сценарий выглядит маловероятно. Более того, как рассказывает «Независимая газета», стороны строят планы (не очень-то афишируемые по причинам секретности) по совместным разработкам и производству военной продукции. Источник в российском военном ведомстве сообщил изданию, что военно-научная тематика на прошедшей вчера коллегии всплыла не случайно. Производя новые виды стратегических вооружений, в том числе ядерных, Россия уже в ближайшее время намерена уйти от импортной зависимости в элементной базе для них. И в этом ей должна помочь именно белорусская оборонка.

По словам собеседника «НГ», Сергеем Шойгу перед Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ (она подчинена главе военного ведомства) поставлена задача совместно с белорусскими коллегами ускорить разработку концепции научно-технической программы Союзного государства по проектированию и разработке «сверхбольших интегральных схем специального и двойного применения». Это совершенно новое направление военного сотрудничества особо не афишируется. Но на днях председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Сергей Гурулев признался, что концепция практически разработана и ее «проект проходит внутригосударственные процедуры согласования». А гендиректор белорусского ОАО «Интеграл» Виталий Солодуха уверен, что именно его предприятие будет участвовать в проекте. И это похоже на правду, поскольку других крупных предприятий, производящих микроэлектронику, в Белоруссии нет. По данным белорусского правительства, на российском рынке продукция «Интеграла» составляет 15-20% от общего объема продаваемых в РФ электронных компонентов двойного и специального назначения.

«Мы ведем переговоры о совместных действиях, инвестпроектах с предприятиями России», – заявил недавно Виталий Солодуха. При этом он отметил, что «Интеграл» будет реализовывать проект по развитию производства кремниевых эпитаксиальных структур стоимостью около 11 миллионов долларов. Если переводить это заявление с технического языка, производство эпитаксиальных структур связано с процессом наращивания монокристаллов, которые служат материалом для производства современных микросхем в электронике. Солодуха не скрывает, что проект направлен на импортозамещение. Такая продукция требуется для сборки мощных интегральных схем, необходимых в том числе для блоков управления и другой аппаратуры в стратегических вооружениях, а также средствах поражения противовоздушной и противоракетной обороны.

И это – только одно из новых направлений военно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства. Руководитель ГВПК Белоруссии на днях сообщил, что подготовлен проект соглашения между правительствами двух стран о реализации программы военно-технического сотрудничества между Белоруссией и РФ до 2020 года. Документ должен быть подписан в ближайшее время. Предметом соглашения является выполнение программы, включающей мероприятия по поставкам, ремонту, модернизации, проведению НИОКР в интересах министерств обороны двух стран, а также кооперационных и интеграционных связей предприятий оборонных комплексов.

Не исключено, что в числе новых совместных проектов будет и озвученная накануне программа воссоздания в Вооруженных силах РФ боевых железнодорожных ракетных комплексов, соединения которых до 2005 года входили в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Во времена СССР вся ремонтно-погрузочная колесная база подразделений РВСН, обслуживающих БЖРК, собиралась на Минском заводе колесных тягачей, напоминает издание.

 

КМ РУ