- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Спасёт ли наёмная армия Россию в случае войны?

iCAL4K0YX [1]  Не так давно Министерство обороны России заявило о том, что будет стремиться к созданию российской армии, полностью укомплектованной на контрактной, то есть профессиональной основе. А военных профессионалов будут набирать не только из числа граждан России, но и иностранцев. Об этом наши генералы открыто заговорили в декабре 2009 года. Были названы и условия набора иностранных граждан — возраст от 18 до 30 лет, знание русского языка, хорошее здоровье и должная физическая подготовка, отсутствие криминального прошлого...

О преимуществах контрактной армии государственная пропаганда твердит уже многие годы, едва только распался Советский Союз. Нам говорят о том, что контрактник, профессионально владеющий современной техникой и оружием, воюет гораздо лучше призывного солдата, что это войско гораздо мобильнее и лучше подготовлено к современной войне, чем неповоротливая призывная махина, что солдат-профессионал, в отличие от призывника, без лишних слов готов выполнить любой приказ командования и отправиться в любую горячую точку планеты.

И, наконец, самое главное — в контрактной среде отсутствует дедовщина и прочие пороки современной армии. Мол, поэтому с созданием профессиональной армии сразу исчезнут проблемы уклонистов и неуставных взаимоотношений между военнослужащими.

Можно ли умирать за деньги?

Многие из этих доводов справедливы. Особенно когда дело касается тех родов войск, куда поступает высокотехнологичное вооружение стоимостью в миллионы рублей — танковые войска, ПВО, ракетные войска стратегического назначения, военно-морской флот и т.д. Понятно, что служить здесь должен прежде всего профессиональный техник-специалист, а не вчерашний школьник, случайно набранный по призыву. Однако в контрактной армии есть существенные минусы, о которых очень не любит распространяться наша пропаганда.

Начнём с того, что любой профессионал стоит очень дорого. Это видно на примере тех стран, которые полностью перешли на контрактную основу. Так, расходы на жизнеобеспечение одного солдата армии США составляют порядка 115 тысяч долларов в год. Затраты на строительство жилья, страховку, кредиты на учёбу, всевозможные бонусы, пособия, предстоящая пенсия как минимум удваивают эту сумму, плюс ещё 100 тысяч приходится чисто на боевую подготовку. Чуть меньше обходится солдат для Британии и Франции — 120 тысяч и 80 тысяч долларов соответственно.

Но это — расходы мирного времени. А если приходится отправлять солдата на войну... Сегодня содержание одного военнослужащего армии США на территории Ирака и Афганистана составляет более миллиона долларов в год!

Спрашивается — а у нашего государства имеются средства, чтобы хотя бы дотянуться до уровня Франции? Нет, и в ближайшее время вряд ли предвидятся. Сегодня мы не можем обеспечить достойную заработную плату даже своим офицерам, чего уж там говорить о профессиональных солдатах и сержантах...

К тому же, как показывает практика, профессионал хорош лишь в условиях быстротечной войны, но не дай бог, если боевые действия вдруг по каким-то причинам затянутся. Здесь опять-таки показателен пример американцев, застрявших в иракских пустынях и в горах Афганистана. Как только эти войны затянулись, так сразу профессиональная армия США столкнулась с большим количеством уклонистов и дезертиров, в одностороннем порядке разорвавших условия военного контракта.

По официальным данным, за последние 10 лет почти 20 тысяч военных отказались ехать в горячие точки. На самом деле, как пишут американские журналисты, эта цифра гораздо выше. По некоторым данным, в последние два года министерство обороны США — Пентагон — с большим трудом набирает солдат для своего контингента в Афганистане, и с каждым месяцем ситуация становится всё хуже и хуже.

Вот уж и в самом деле — воевать за деньги готовы многие, а умирать за деньги не хочет никто.

Когда армия становится ордой

У профессиональной армии США есть ещё одна существенная проблема — коренное население Америки в большинстве своём вообще не желает служить своей Родине. Поэтому Пентагон вынужден набирать в свои ряды иммигрантов из других стран, которым военная служба гарантирует получение заветного американского гражданства. Посмотрите документальный фильм известного кинорежиссёра Майкла Мура, посвящённого войне в Ираке, и обратите внимание на лица американских солдат — сплошь выходцы из стран Латинской Америки, Азии и Африки.

Эти люди не только плохо воюют за, в общем-то, чуждые им интересы, но ещё и сильно криминализируют военную среду. Военные чиновники с тревогой отмечают факты появления национальных кланов в том или ином подразделении, живущих по своим внутренним законам. И если какой-либо клан берёт верх, то тут же начинает угнетать и третировать «профессиональных» солдат других национальностей.

Летом 2010 года интернет-сообщество живо обсуждало электронное письмо одного россиянина, уехавшего в Америку и поступившего там на военную службу. Они имел несчастье попасть в подразделение, где верховодили негры... Просто волосы дыбом вставали, когда пришлось читать, каким унижениям он там подвергался!

Думаете, у нас ситуация с набором иностранцев-контрактников будет лучше? Наша армия уже сегодня столкнулась с так называемым землячеством, которое оказалось похуже дедовщины, — когда призывники с Кавказа жестоко третируют солдат из других регионов страны. А что будет, когда в новую контрактную армию хлынут выходцы из азиатских стран СНГ? А ведь именно они, скорее всего, и захотят пополнить российскую армию по новым законам. В результате мы можем получить не профессиональное войско, а самую настоящую дикую орду, управлять которой будет практически невозможно...

Тревожат и те морально-психологические условия, в которых формируется профессиональная армия. Вот что заметил один российский офицер на страницах Интернета:

«В современной России выросло целое поколение самцов среднего рода. Они имеют внешние признаки мужчин, но по поведению от них значительно отличаются. Они трусливы, ленивы и дурно воспитаны. Они никогда ничего не делали своими руками. Постоять за себя, вымыть посуду, постирать бельё, пришить пуговицу, сварить обед — это для них китайская грамота. Но вот приходит момент истины, когда надо идти в армию, где их ничтожность станет очевидной всем. И мамаши, воспитавшие таких сынков, встают на защиту своих отпрысков, составляющих ту основу, на которую опираются наши «реформаторы» в вопросе о контрактной армии».

Получается, что наше общество хочет перейти на контрактную армию вовсе не затем, чтобы сделать наши вооружённые силы лучше, а чтобы... полностью переложить вопросы защиты Родины на плечи государства. А заодно и оправдаться перед собой за ущербность воспитания подрастающего поколения, готового вести лишь праздный образ жизни, в ущерб труду и ответственности за судьбу Отечества. Мол, пусть государство само заботится о том, кто и как будет его защищать, а нам на это глубоко наплевать!

И что удивительно — само государство фактически потакает этим иждивенческим настроениям. Иначе откуда тогда появилась идея об обязательном переходе на контрактную основу и о наборе в армию иностранцев? Как мне кажется, здесь наши военные руководители пошли по следу тех, кто в своё время проповедовал массовый завоз гастарбайтеров для решения проблем российской экономики. Вместо того чтобы платить своим рабочим достойную заработную плату и обеспечивать их всеми полагающимися по закону социальными гарантиями, наши бизнесмены предпочли завозить дешёвую рабочую силу из Средней Азии.

«Качество» этой рабсилы можно лицезреть на наших новостройках — трещины на стенах домов, безобразная внутренняя и внешняя отделка, плохо работающая сантехническая система, повышенная общая аварийность зданий и т.д. Неужели в Кремле надеются, что гастарбайтер с автоматом в руках будет лучше выполнять свою работу, чем его собрат на стройке?

А ведь нечто подобное уже было в истории человечества. Однажды в Древнем Риме, как пишет знаменитый британский историк Эдвард Гиббон, граждане когда-то великой империи расхотели нести тяготы воинской службы. Римские императоры, которые, говоря современным языком, ради своих личных рейтингов любили заигрывать с толпой, решили пойти «пожеланиям римской общественности» навстречу.

Армию стали набирать из числа диких варварских племён, платя им по римским меркам сущие гроши. С внешним врагом эти наёмники воевали плохо, зато стали весьма удобным инструментом для разного рода внутренних политических разборок. И когда империя подверглась страшному нашествию гуннов и германцев, наёмники вместо того, чтобы дать этим ордам отпор, фактически присоединились к завоевателям, приняв активное участие в разграблении и уничтожении римской цивилизации...

Народ и армия должны быть едины не на словах, а на деле

Наверное, самая главная на сегодняшний день проблема состоит вовсе не в том, какой быть нашей армии — контрактной или призывной. Самое главное — вернуть интерес и доверие общества к нашим вооружённым силам, сделать достойным сам статус защитника Отечества, чтобы служба в армии являлась не каторжной тягомотиной, а действительно почётной обязанностью каждого российского гражданина.

Точно так же, как это было в Советском Союзе в 30 — 60-е годы минувшего века, когда общество негативно и с презрением относилось к тем, кто «косил» от службы, как это нынче можно наблюдать в наиболее сильных и боеспособных, по мнению специалистов, армиях Китая, Вьетнама, Кубы или Израиля.

Кстати, Израиль с его развитой экономикой и уровнем жизни уже давно бы мог перейти полностью на контрактную армию. Но там предпочитают оставить призыв, причём в армию забирают всех одинаково, невзирая ни на имущественное положение, ни даже на пол призывной молодёжи — в тамошней армии служат и девушки. Оно и понятно — израильтяне понимают, что выдержать многолетнюю осаду со стороны враждебного арабского мира могут лишь сами граждане страны, сплочённые военно-патриотической идеей, а вовсе не продажные наёмники. Думается, что для России, у которой тоже имеются далеко не дружественные соседи, эта проблема не менее актуальна.

Нам, наконец, следует перестать смотреть на армию, как на помойку, как на надоевшую обузу. Её давно уже следует поставить под разумный общественный контроль и остро, можно сказать, всем миром реагировать на любые проколы в военной среде, а если надо, то и бить тревогу.

Коррупция в командной среде, дедовщина, землячество, низкий уровень боевой подготовки, превращение солдат в чернорабочих на генеральских дачах должны стать предметом пристального внимания не только со стороны президента, правоохранительных органов, журналистов, солдатских матерей или отдельных общественных организаций, но и всех граждан страны без исключения!

Жизнь показывает, что неравнодушное общество способно на очень и очень многое. И армия здесь не является исключением. Если народ повернётся к своим вооружённым силам лицом, то это — вольно или невольно — сделает и государство. В армию сразу же потянутся лучшие люди России, и многие её проблемы исчезнут сами собой. В том числе и проблема принципа комплектования солдат.

 

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»