- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Древние князья хотели крестить Русь по католическому обряду?

i [1]   Недавно православный мир отметил 1025-летие Крещения Киевской Руси, на обломках которой позднее возникли нынешние Россия, Белоруссия и Украина. Православие и сегодня является главной религией этих славянских народов. Но есть версия, что поначалу правители Древней Руси ориентировались... на католический, западный вариант христианства! И даже принимали соответствующее крещение. И лишь в конце десятого столетия князем Владимиром Ярославичем был сделан окончательный выбор в пользу православия...

Конечно же, сведений об ориентации на католицизм наших древних правителей в русских летописях обнаружить невозможно. Там утверждается, что князья изначально придерживались православия.

Однако надо помнить, что мы имеем дело вовсе не с летописаниями времён Киевской Руси, а с теми летописными списками, которые были составлены в гораздо более поздние времена — в XV — XVI веках. То есть после того, как в XI столетии случился раскол между православием и католицизмом, и между двумя ветвями христианства развернулась смертельная борьба.

Поэтому писать о католических колебаниях древнерусских правителей для летописцев, бывших к тому же главным образом православными монахами, было просто недопустимо!

Тем не менее косвенные факты о подобных колебаниях в пользу западной церкви всё же имеются.

Таинственное путешествие Ольги

Известно, что первой правительницей-христианкой древней, ещё языческой, Руси стала княгиня Ольга, жена погибшего князя Игоря Старого. Наши летописцы утверждают, что веру Христову она приняла во время путешествия в столицу Византийской империи Константинополь, главную тогдашнюю опору православия. Якобы крестил её лично император Константин Багрянородный.

Однако сохранившиеся византийские документы говорят о том, что Ольга прибыла в империю... уже христианкой! А в её свите даже находился духовник княгини.

Может, Ольга приняла православие не в Константинополе, а в Киеве, где уже было немало православных священнослужителей? Возможно. Но вот что сообщают германские летописные хроники.

Оказывается, что несколько ранее своего византийского вояжа русская княгиня обращалась к католику, германскому императору Оттону с просьбой... о направлении на Русь католических епископа и священников! О чём это говорит? Скорее всего о том, что княгиня была готова принять католичество к качестве государственной религии Руси. К тому времени она сама могла принять христианскую веру в западном варианте, а также крестить некоторых вельмож из своего окружения.

Известно, что германский император живо откликнулся на просьбу княгини и соответственно проинформировал Рим. Русским епископом был рукоположен монах монастыря святого Максимилиана Адальберт, который и прибыл в Киев. Он пробыл на Руси год, после чего был вынужден отъехать прочь. Крещение Руси в католическую веру не состоялось. Почему?

Чтобы разобраться в этом, надо учитывать то обстоятельство, что практически все европейские правители принимали веру Христову вовсе не из-за своих глубоких религиозных чувств, а чисто по политическим мотивам.

По сравнению с дремучим, невежественным язычеством христианство во времена раннего средневековья считалось самой передовой и респектабельной религией, открывавшей путь к тогдашнему цивилизованному миру и его достижениям. Поэтому короли и князья охотно крестились.

Известен пример легендарного короля германского племени франков Хлодвига, который, ещё будучи язычником, ради достижения высшей власти в своём королевстве, основанного на обломках древнеримской провинции Галлии, перерезал всех своих родственников — чтобы не было конкурентов; не гнушался он и убийствами собственных дружинников — если те проявляли должного повиновения. Однако когда к нему обратились христианские епископы с предложением принять новую веру, Хлодвиг «смиренно» согласился — не потому что искренне уверовал, а потому что быть христианским королём было куда престижнее, чем вождём языческих варваров. Вот так христианская вера, собственно, пришла на земли нынешней Германии и Франции. Впрочем, так было по всей Европе...

Но даже приняв веру, светские правители старались максимально распространить свою власть и на священнослужителей. А это дело очень не нравилось церковным иерархам, чьи епархии нередко охватывали сразу несколько стран — поэтому очень часто и рядовые священники, и прихожане толком не знали, кому им подчиняться: то ли высшей церковной власти, обитающей где-то за пределами страны, то ли светским правителям.

Неудивительно, что вся история европейского средневековья прошла под знаком борьбы между церковью и земными властителями за души простых христиан. Победой светской власти можно было считать учреждение в том или ином королевстве самостоятельной, национальной епархии, которая быстро подпадала под влияние короля. Особенно заметными в этом плане были успехи властителей Англии и Франции...

Проблема не миновала и древнюю Русь. Некоторые историки полагают, что католический епископ Адальберт не сошёлся с Ольгой как раз по проблеме подчинения церкви. Епископ был уполномочен Римом подчинить русскую церковь германской епархии. Понятно, что Ольге это не могло понравиться, и она настаивала на полной автономии русских католических приходов. Но Адальберт проявил упрямство...

В общем, не договорились, и епископ был вынужден уехать. Так провалился католический проект для Руси. А Ольга обратила свой взор на Византию, куда и отправилась в своё разведывательное путешествие.

Там она приняла православие, но из-за её преждевременной смерти крещение всей Руси было отложено. Сын Ольги Святослав оказался ярым язычником и не раз водил русские дружины в походы против христианских государей. И только уже его сын, внук Ольги, Владимир крестил Русь по православному обряду. Накануне его войска напали на Византию, осадой взяли византийскую крепость Херсонес, после чего император запросил мира. Он не только отдал замуж за Владимира свою дочь Анну, но и согласился на крещение Руси, причём на условиях полной автономии русской православной церкви.

Так Россия вступила в свою христианскую эру, в её православном варианте.

Как кочевники помогли католикам

В общем-то, не стоит удивляться той лёгкости, с какой тогдашние европейские монархи метались между православием и католицизмом. Дело в том, что, как уже указывалось выше, тогда Церковь была единой, ещё чётко не разделённой на две противоборствующие части. Хотя противоречия уже наметились. Православные не признавали верховенство главного западного епископа, назвавшего себя римским Папой, отказывались вести богослужения на латинском языке; католики же, в свою очередь, не признавали некоторые православные обычаи и обряды, не понимали, почему православным священникам разрешается жениться и т.д.

Из этого видно, что принципиальных различий никогда, собственно, и не было. А взаимные придирки были обусловлены в основном меркантильным желанием высших церковных иерархов властвовать над людьми. Это в конце концов и привело к расколу в 1054 году — Константинопольский Патриарх и Римский Папа прокляли друг друга. Как оказалось эти проклятия растянулись потом на века...

Но тогда, в десятом веке, раскола ещё не было. Известно, что в тогдашних православных храмах можно было увидеть изображение католических святых, а Римские Папы с уважением отзывались о византийских императорах и нередко оказывали покровительство миссионерам православной церкви. Судьба знаменитых славянских просветителей Кирилла и Мефодия яркий тому пример...

И потому языческие правители, не видя особых различий, выбирали для крещения ту церковь, которая была им выгодна.

Да, на Руси православие одержало верх над католицизмом. Но были и другие примеры. Так, в девятом столетии православной церкви удалось утвердиться на землях тогдашней Чехии (Великоморавское княжество) и южной Польши. Однако эти территории подверглись опустошительному нашествию степных кочевников, предков нынешних венгров, пришедших из северного Причерноморья. Были уничтожены не только государственные образования, но и церковные институты.

И когда западные славяне оправились после этого разгрома, среди них уже вели активную пропаганду католические миссионеры, которые и обратили в конечном итоге чехов и поляков в свою веру.

Вот такие удивительные зигзаги делала иногда история...

А интересно, как бы сложилась история нашей страны, если бы католический епископ Адальберт оказался более гибким и согласился на предложение княгини Ольги?

 

Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»