- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Каким был пульс планеты

 На исходе ещё один год. Позади двенадцать его месяцев, насыщенных на всех континентах планеты событиями в политической, экономической, военной и социальной сферах. К сожалению, общий их итог не может не беспокоить человечество: мировое развитие становится более противоречивым, усиливается глобальная конкуренция во всех её проявлениях, растёт число конфликтов различной интенсивности, влекущих за собой гибель и страдания тысяч и тысяч людей. В этих условиях наша страна действовала твёрдо, продуманно и взвешенно, как и подобает крупному и ответственному государству, направляя свои усилия на решение наиболее острых проблем современности, укрепление международной стабильности, обеспечение безопасности как своей, так и своих союзников. Это подтверждают двенадцать важнейших, по мнению «Красной звезды», во многом определивших ритм биения международной жизни событий уходящего года. О них и речь в этом обзоре.

Сирийская трагедия

С кровавыми столкновениями в Сирии мир вошёл в 2013 год, с ними же он выходит из него. В этом плане ситуация в стране мало изменилась – оппозиция, поддерживаемая Западом, стремится любой ценой сбросить режим Башара Асада, а власть, пользующаяся поддержкой большинства населения, не намерена ей уступать. Обстановка обострилась после событий 21 августа, когда, по данным американской разведки, из-за применения правительственными войсками химического оружия погибли более 1,4 тысячи человек. Асад отрицал все обвинения, но США заявили о возможности военного вмешательства в Сирию, в том числе в обход решений ООН.

Интервенцию предотвратила Россия, предложив Дамаску поставить под международный контроль свои запасы химического оружия с последующим его уничтожением. Сирия согласилась и вскоре передала документы о присоединении к Конвенции по запрещению химоружия. Исполнительный совет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) 15 ноября утвердил детальный план уничтожения сирийских химарсеналов, согласно которому все материалы для изготовления химоружия, кроме изопропанола, будут вывезены из Сирии до 5 февраля 2014 года, а наиболее опасные – до конца этого года. Объекты производства химоружия будут последовательно уничтожены в период с 15 декабря 2013 года по 15 марта 2014 года. Присоединение Сирии к ОЗХО стало одним из главных политико-дипломатических событий 2013 года. А заключённое благодаря усилиям российских дипломатов соглашение – выдающимся успехом Москвы на международной арене.

К концу ноября дипломатам удалось договориться и о дате проведения «Женевы-2». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун сообщил, что мирная конференция по Сирии пройдёт в Женеве 22 января. Пока неясным остаётся вопрос, будет ли сформирована единая делегация от сирийской оппозиции, учитывая её многочисленность и разрозненность. Непредсказуем и её результат, поскольку Запад, признавая на словах, что у сирийского конфликта нет силового решения, продолжает оказывать оппозиции помощь и настраивать её на борьбу за свержение Башара Асада.

Взрывы на полуострове

Сложная ситуация возникла после того, как 12 февраля Корейская Народно-Демократическая Республика провела третье испытание ядерной бомбы. Его осудило всё мировое сообщество. 7 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию о новых санкциях в отношении Пхеньяна. В ответ власти Северной Кореи заявили, что страна оставляет за собой право при необходимости нанести превентивный ядерный удар «по цитаделям агрессоров». Под агрессорами подразумевались Южная Корея и США, которые к тому времени начали формально ежегодные, но в данных условиях особенно чувствительные для КНДР совместные военные учения.

КНДР в одностороннем порядке отменила перемирие с южными соседями, попутно объявив «военное время». Япония привела свои войска в полную боевую готовность. Северная Корея переместила к Восточному побережью несколько баллистических ракет средней дальности. Однако запуск, назначенный на 15 апреля, так и не состоялся.

Далее последовала разрядка, и противостояние Сеула и Пхеньяна перешло в область традиционной внешнеполитической полемики с участием Вашингтона и Токио. Осенью она вновь переросла в бряцание оружием. Поводом тому стало подписание 2 октября между Сеулом и Вашингтоном соглашения по противодействию ядерной угрозе со стороны КНДР. В Пхеньяне заявили, что это соглашение является «вопиющей провокацией», в результате которой Корейский полуостров может оказаться «на грани ядерной войны». Северокорейские власти также пригрозили США и Южной Корее нанесением превентивного удара в случае продолжения подобных враждебных действий в отношении КНДР. В последнее время в СМИ вновь периодически стали появляться сообщения о якобы готовящемся четвёртом ядерном испытании со стороны КНДР.

Китай: новое поколение политиков

5 — 17 марта в Пекине состоялась 1-я сессия Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва, на которой была завершена процедура передачи власти в стране новому, пятому, поколению руководителей. Председателем КНР на ближайшие десять лет был утверждён Си Цзиньпин. Он также возглавил высший военный орган страны — Центральный военный совет КНР. На сессии подтверждён курс на социализм с китайским лицом и построение среднезажиточного общества. «Китай станет богатым, могущественным, демократическим, цивилизованным и гармоничным модернизированным социалистическим государством к 2049 году», — заявил в этой связи Си Цзиньпин.

В решениях сессии также отмечается, что обеспечение требуемого уровня готовности войск к решению стоящих перед ними задач в условиях мирного и военного времени является постоянным видом деятельности всех звеньев руководства НОАК. Боеготовность войск – гарантия обеспечения безопасности КНР и ликвидации любых угроз. С этой целью проводятся многочисленные мероприятия по развитию войсковых структур, обеспечивающих боеготовность, различные виды военных учений, введены соответствующие уровни готовности к решению задач, стоящих перед пограничными войсками, береговой охраной, подразделениями ПВО и охраны военных объектов.

Следует отметить, что с 9 по 12 ноября проводился третий пленум ЦК Коммунистической партии Китая 18-го созыва. Он дал старт новому раунду политики реформ и открытости КНР, по широте и глубине напоминающих реформы, объявленные 35 лет назад на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Китай демонстрирует успехи во многих областях науки и техники на основе технологий, заимствованных и адаптированных своими научными центрами, и созданных ими самостоятельно. Это относится, например, к суперкомпьютерным технологиям, достижениям КНР в космонавтике, в ряде технологий, имеющих военное значение. Ярким свидетельством серьёзного развития науки и техники в КНР стало прилунение 14 декабря китайского лунохода «Юй-ту».

На пленуме также подчёркивалось, что в настоящее время уровень китайско-российских отношений поднимается, государства в политическом плане доверяют друг другу, по многим важным вопросам существует взаимное уважение и поддержка. Кстати, Россия стала первой страной, которую 22–24 марта руководитель КПК Си Цзиньпин посетил в качестве главы государства — председателя КНР.

Единение России

и Белоруссии

Уходящий год убедительно продемонстрировал, что Российская Федерация и Республика Беларусь последовательно продвигаются по пути взаимовыгодного сотрудничества. Быстрыми темпами растёт двусторонний товарооборот, успешно реализуются межгосударственные экономические программы, масштабные наукоёмкие проекты в энергетической и космической сферах, активно развиваются межрегиональные связи. Важным достижением союзного строительства стали социальные гарантии, обеспечивающие российским и белорусским гражданам равные возможности в получении образования и медицинской помощи, в трудоустройстве и выборе места жительства.

Россия и Белоруссия проводят согласованную внешнюю и оборонную политику, взаимодействуют в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Посетивший 23 апреля с рабочим визитом Минск министр обороны России на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко подчеркнул, что важнейшими элементами взаимоотношений Белоруссии и России является развитие двусторонних отношений в сфере обеспечения военной безопасности Союзного государства, создание общего оборонного пространства, поддержание мира и стабильности в Восточноевропейском регионе.

Подтверждением тому стали совместные военные манёвры «Запад-2013». Наблюдавшие за их заключительной фазой Владимир Путин и Александр Лукашенко подчеркнули, что в ходе учения был сделан ещё один важный шаг к полной оперативной совместимости вооружённых сил Союзного государства. Итоги этих манёвров были подведены на заседании совместной коллегии министерств обороны России и Белоруссии, которая состоялась 6 ноября. Как зафиксировано в документах коллегии, принятые на заседании решения и своевременное их выполнение позволят вывести на новый качественный уровень обороноспособность Союзного государства.

Тревога

из-за Афганистана

Обострение ситуации в Афганистане, вызванное началом весеннего наступления «Талибана», и спланированный на 2014 год вывод из этой страны иностранного военного контингента, основу которого составляют американские силы, так и не добившегося перелома в борьбе с террористическими и радикальными группировками, вызывают у государств Центральной Азии и России всё большую обеспокоенность. Тем более что со следующего года афганскому правительству придётся самому обеспечивать безопасность в стране. Национальная полиция и армия между тем находятся лишь в процессе формирования. «Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе мы можем столкнуться с осложнением ситуации», — заявил в этой связи Президент РФ Владимир Путин и потребовал от соответствующих российских структур принять меры по усилению безопасности на южных рубежах страны.

Вопросы совершенствования системы коллективной безопасности и противодействия вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана с учётом предстоящего вывода оттуда иностранного военного контингента, были в центре внимания и неформальной встречи глав государств — членов ОДКБ Центрально-Азиатского региона. Как подчеркнул по итогам встречи генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, речь шла об усилении охраны границ государств — членов ОДКБ, их обустройстве, обеспечении Коллективных сил оперативного реагирования современными образцами совместимого вооружения и техники, а также взаимодействии правоохранительных органов и соответствующих служб по борьбе с экстремистскими проявлениями.

Иран идёт на уступки

Президентские выборы в Иране в июне и избрание на них на пост главы государства Хасана Роухани породили у мирового сообщества определённые надежды на решение ядерной проблемы Тегерана и снижение напряжённости вокруг этой страны. Тем более что Роухани сразу дал понять, что планирует довольно глубоко реформировать Иран и намерен наладить отношения с внешним миром. Он готов на компромиссы с Западом ради отмены экономических санкций, но при соблюдении национальных интересов Ирана.

24 ноября в Женеве Иран и представители «шестёрки» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) подписали промежуточное (на 6 месяцев) соглашение, которое подтвердило право Ирана на мирную атомную энергетику. Стороны отметили отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию и предусмотрели поэтапное сокращение программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций. На достижение этого соглашения, которое оценивается как историческое и стало возможным благодаря последовательной позиции России, ушло десять лет.

Доктрина всё та же

В июне Белый дом одобрил третью по счёту после окончания «холодной войны» модификацию ядерной стратегии США. Анализ «Доклада о стратегии применения ядерного оружия Соединёнными Штатами Америки», где она изложена, показывает, что американское военно-политическое руководство сохраняет твёрдую приверженность доктрине наступательного ядерного сдерживания, носящей глобальный характер. Оно также последовательно проводит курс на усиление регионального ядерного сдерживания с целью предоставления «ядерного прикрытия» государствам, с которыми Вашингтон поддерживает тесные союзнические или партнёрские военно-политические и военно-технические связи.

Согласно положениям стратегии США оставляют за собой право применять ядерное оружие только «в чрезвычайных обстоятельствах». Однако практически они могут реализовать это право в любое время и в любой точке земного шара «для защиты жизненно важных интересов Соединённых Штатов, их союзников и партнёров» как в первом, так и в ответном ракетно-ядерном ударе. И такую линию вооружённые силы страны будут проводить, как это записано в докладе американского оборонного ведомства, по меньшей мере «в течение всего XXI века».

В этих целях США продолжат модернизацию ядерных боезарядов для МБР и БРПЛ, разработку новых видов топлива для МБР, работы по продлению сроков службы боезарядов для МБР, БРПЛ и КРВБ, по увеличению тяги двигателей для МБР, повышению точности наведения для МБР и БРПЛ и переоборудованию стратегических носителей под доставку нестратегических высокоточных и гиперскоростных обычных боезарядов. Также запланировано обновление стратегической триады путём принятия на вооружение новых МБР, БРПЛ и ТБ, а также постройка усовершенствованных ПЛАРБ и производство новых КРВБ и КРМБ повышенной дальности.

«Братья» под запретом

Выпавший на некоторое время из поля зрения большой политики Египет в июле вновь напомнил о себе массовыми демонстрациями и беспорядками. Миллионы людей протестовали против построения президентом Мухаммедом Мурси авторитарной системы управления и неспособности правительства улучшить состояние экономики. Стремясь не допустить гражданской войны, армия после консультаций с лидерами общественных и религиозных организаций приняла решение низложить президента, приостановить действие конституции, назначить главу конституционного суда временным главой государства, а также сформировать нейтральное технократическое правительство и назначить новые выборы.

«Братья-мусульмане», приведшие к власти Мухаммеда Мурси, и другие исламистские организации отказались признать это решение и вышли на улицы. Столицу и ряд других египетских городов захлестнула волна кровавых столкновений между сторонниками и противниками Мурси, а по сути речь шла о выборе будущего Египта. В этих условиях суд запретил деятельность «Братьев-мусульман» и заморозил финансовые потоки организации. А после одного из самых кровавых терактов в новейшей истории Египта, который произошёл 24 декабря в городе Эль-Мансур, связанная с «Аль-Каидой», движение «Братьев-мусульман» было признано террористической организацией.

АТР: и сотрудничество, и конфронтация

В уходящем году продолжался разворот России в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Как подчеркнул Президент РФ Владимир Путин, этот регион, в который перемещается центр глобального экономического роста, будет одним из российских приоритетов на долгосрочный период. Россия намерена подключиться к интеграционным процессам в этом бурно развивающемся регионе, в том числе с целью активного привлечения его потенциала для подъёма Сибири и Дальнего Востока. Её ключевыми партнёрами в регионе являются прежде всего Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Япония. Со всеми этими странами Россия плодотворно развивает экономические, инвестиционные, инновационные связи. Таможенный союз также осваивает эту территорию, ведёт переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговли с Вьетнамом и Новой Зеландией.

В этой связи интересам России отвечают мир и сотрудничество в АТР. На их обеспечение направлена одобренная в октябре Восточноазиатским саммитом в Брунее российская инициатива о запуске работы над рамочными принципами формирования новой региональной архитектуры. Необходимость такой архитектуры продиктована тем, что ныне в АТР, к сожалению, признают, что мир в регионе не становится крепче, что военно-политическая обстановка характеризуется большей непредсказуемостью, чем было раньше, что повысилась вероятность возникновения конфликтов.

Примером может служить ситуация в Восточно-Китайском море, сложившаяся после объявления 23 ноября Китаем о создании новой зоны противовоздушной обороны. Она охватывает в том числе воздушное пространство над спорными островами архипелага Сенкаку (в китайской традиции Дяоюйдао), которые фактически контролируются Японией. Также эта зона частично пересекается с воздушной зоной, находящейся под контролем ПВО Южной Кореи. При пролёте через китайскую зону ПВО самолёты должны сообщать план полёта и отвечать на запросы местных властей. Если этого не будет сделано и воздушное судно не удастся идентифицировать, Китай обещает предпринять «чрезвычайные меры оборонного характера». Несмотря на то что зона, по заявлению Пекина, создана в соответствии с международными нормами, Япония, Южная Корея и США объявили, что не намерены соблюдать её принципы. Более того, провели демонстрационные пролёты своих самолётов через эту зону.

ПРО как тормоз

В Румынии в Девеселу в октябре началось строительство базы американской глобальной системы противоракетной обороны. Здесь на общей площади свыше 200 га будут находиться 24 усовершенствованные ракеты типа «Стэндард-3» и несколько сотен американских военнослужащих из обслуживающего персонала. А к 2018 году на польской территории в Редзиково под Слупском планируется завершить сооружение ещё более мощной противоракетной структуры США. В результате в Европе в суммарном виде она будет насчитывать 48 ракет-перехватчиков плюс ещё 200–300 ракет-перехватчиков морского базирования.

США и их ближайшие партнёры по НАТО продолжают наращивать противоракетные ударно-боевые средства в виде размещения ракет-перехватчиков и информационно-разведывательных средств глобальной системы ПРО, в том числе в непосредственной близости от России. Периодически продолжаются испытания её ударно-боевых средств всех видов базирования. Повышается их точность поражения, дальность полёта и скорость движения. Испытаны противоракетные средства с одновременным перехватом и уничтожением нескольких целей в виде баллистических и крылатых ракет. Проведены комбинированные испытания с одновременным использованием наземных и морских систем ПРО разного эшелона.

В России считают, что американская система ПРО представляет серьёзную угрозу её оборонным интересам. Однако в Вашингтоне остаются без внимания все заявления российского руководства по противоракетной проблематике. Проигнорированы и два основных предложения российской стороны, направленные на разрешение этой проблемы. И после того как появились определённые подвижки в решении иранской ядерной программы, которая служила для США главным аргументом в оправдании развёртывания глобальной ПРО, американские представители заявили, что будут продолжать создавать эту систему. В результате проблема ПРО стала значительным раздражителем российско–американских отношений, которые время от времени впадают в глубокий кризис.

НАТО играет «джаз»

Североатлантический альянс провёл в ноябре крупнейшее за последнее десятилетие стратегическое военное учение «Стедфаст джаз». В общей сложности в учении приняли участие 6 тысяч военнослужащих, было задействовано 350 бронемашин, 57 боевых самолётов и вертолётов, 11 надводных кораблей и две подводные лодки. По сценарию учения все они отрабатывали отражение иностранного вторжения на территорию стран Балтии. Предполагаемую страну-агрессора просто не называли. Более того, генеральный секретарь Североатлантического блока Андерс Фог Расмуссен призвал не преувеличивать опасность этого учения для России.

И всё же проведение учения возле российских границ беспокоит нашу страну. Тем более что, находясь в районе учения и комментируя его ход, президенты Латвии, Литвы и Эстонии заявили, что они полностью удовлетворены уровнем защиты НАТО их территории от угрозы с Востока.

В свою очередь постоянный представитель РФ при Североатлантическом альянсе Александр Грушко обратил внимание на то, что транспарентность, на которую ссылаются руководители НАТО, характеризуя «Стойкий джаз», не снимает вопросов относительно направленности и целей этого учения. «Оно предполагает отработку совместных действий подразделений стран альянса с привлечением партнёров по статье 5 Вашингтонского договора, подразумевающей отражение нападения на одну из стран НАТО. И всё это в регионе, граничащем с Россией, где опасность военного столкновения чрезвычайно низка», — подчеркнул Александр Грушко.

А министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, отвечая в одном из недавних интервью на вопрос о главных врагах России, отметил, что на данном этапе это терроризм и приближение НАТО к границам России. И ещё одно высказывание главы оборонного ведомства РФ: «Мы говорим, улыбаемся друг другу, но всё продолжается. Совместная работа не получается, наши озабоченности не учитываются».

Евразийская

интеграция крепнет

24 декабря, на исходе 2013 года, в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета. Оно как бы стало заключительным аккордом в международной жизни планеты в 2013 году, убедительно продемонстрировав, что на постсоветском пространстве поступательно, несмотря на существующие проблемы и определённые сложности, идёт процесс евразийской интеграции.

На этом заседании принято решение об утверждении плана мероприятий по присоединению Армении к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству (ЕЭП), определён характер действий министерств, ведомств и экспертных групп по согласованию проекта Договора о Евразийском экономическом союзе, который должен заработать с 1 января 2015 года. Был также определён перечень нормативных правовых актов государств – членов ТС и ЕЭП в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат сближению, с определением последовательности осуществления мер по гармонизации законодательства в этой сфере.

Важно отметить присутствие на заседании Высшего Евразийского экономического совета премьер-министра Украины. Решение украинского правительства о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом привело к массовым протестам на Украине. Оппозиция потребовала отставки президента и правительства, проведения досрочных выборов. В этих условия Россия пришла на помощь братскому народу, предложив совместные шаги по продвижению перспективных взаимовыгодных проектов, прежде всего в сфере энергетики, транспорта, космоса, сельского хозяйства, инвестиционной и межрегиональной кооперации. При этом и Россия, и Высший Евразийский экономический совет постоянно подчёркивают, что ключевые решения по евразийской интеграции Украина должна принимать самостоятельно.

Вместе с тем глобальный опыт интеграции показывает: объединение усилий приносит долгосрочные экономические дивиденды всем государствам, обеспечивает более прочную безопасность и повышает благосостояние народов, которые работают в этом объединении. Именно в этих целях и создаётся Евразийский экономический союз.

«Красная звезда»