- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Может ли Каталония похоронить нынешнюю Европу?

i [1]В минувшие выходные в одной из провинций Испании — Каталонии — прошёл референдум о независимости. Центральные власти страны попытались заблокировать избирательные участки и не допустить референдума. Это взывало многочисленные стычки с полицией, в результате чего пострадали сотни людей. Но не смотря на такое противодействие референдум всё же состоялся…

Его результат вызвал шок у испанских властей — свыше 90% каталонцев, пришедших на мероприятие, высказались за независимость. Что будет дальше, пока не очень понятно. Официальный Мадрид не собирается признавать референдум законным, а каталонцы не думают мириться с властными запретами. Пока бороться за свои права они намереваются только мирными и экономическими методами — акциями протеста и забастовками. Но это только пока…

Земля крестоносцев

Каталония — это область на северо-востоке Испании со своим особым языком и традициями. Есть версия, что каталонцы — прямые потомки западных готов, германских племён, которые полторы тысячи лет назад завоевали Испанию во времена развала древней Римской империи и Великого переселения народов. Готы владели всей Испанией вплоть до VIII века, пока страной не завладели арабские завоеватели (мавры). Память о готах осталась в названии одной из и частей страны, где эти племена, по всей видимости, составляли этническое большинство — Готланд, который со временем трансформировался в Каталонию.

Если брать шире, то историческая Каталония гораздо больше, чем только её испанская часть. — немало её земель охватывает ещё и некоторые южные департаменты Франции. Помните Мерседес, героиню романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»? А она ведь как раз была французской каталонкой, как был каталонцем и её кузен, граф Фернан Мондего. Поэтому нынешние каталонцы считают себя разделённым народом, причём более близким к французам, чем к испанцам. И на то есть свои исторические причины.

Именно предки французов — франки — в девятом столетии отбили испанскую Каталонию у мавров. Сначала здесь появилась так называемая Испанская марка, территория подвластная Франкскому королевству, а потом — уже самостоятельное графство Арагон со столицей в городе Барселона. Это графство стало одним из центром испанской реконкисты, то есть многовековым крестовым походом по обратному отвоеванию Испании у арабов. В ходе этой реконкисты Арагон влился в состав единого Испанского христианского королевства, но на особых правах автономии и сохранение своих национальных традиций.

Однако испанские короли неоднократно нарушали эти обязательства, пытаясь превратить Каталонию-Арагон в обычную испанскую провинцию. Поэтому каталонцы всегда находились в оппозиции монархии.

А в 20-30-ые годы прошлого века Каталония стала одним из катализаторов случившейся в стране антимонархической революции. В ходе революции каталонцы предприняли попытку отделения от Испании, что вызвало большое недовольство со стороны центральной власти. Впрочем, разногласия вскоре пришлось погасить, потому что в 1936 году против Испанской республики подняли мятеж фашисты генерала Франко. Каталония дольше всех сопротивлялась мятежникам — даже тогда, когда под ударами фашистов пала столица Мадрид.

Неудивительно, что при режиме генерала Франко само название Каталония находилось под фактическим запретом, а любые разговоры об особенностях каталонского народа приравнивались к государственному преступлению. Ситуация изменилась только после смерти Франко в 1975 году и возвращения демократии на испанскую землю...

В 1979 году Каталония получила автономный статус (основы самоуправления Каталонии письменно зафиксированы в «Положении об автономии»), за которым последовало официальное признание каталонского языка. С этого момента Каталония имеет своё правительство (Женералитат), входящее в Испанскую государственную систему Конституционной Монархии — правительство с резиденцией в Барселоне считается преемником власти существовавших с 1359 года Кортесов, сословно-представительских собраний, и состоит из Парламента со 135 депутатами и Исполнительного Совета. Председатель Женералитата автономной области Каталонии избирается Парламентом на 4 года.

В 2006 году в Каталонии был принят новый автономный статус с расширением финансовой самостоятельности…

Хватит кормить Мадрид

На сегодняшний референдум каталонцев подтолкнула не только давняя историческая память. Так оказалось, что наиболее развитой в промышленном отношении частью Испании оказалась как раз Каталония, которая не только является самой привлекательной с точки зрения вложения инвестиций, не только производит большую часть испанских товаров, но ещё и платит самые весомые налоги. И всё это, да ещё наложенное на национальные проблемы, и породило настроения, которые можно образно обозначить призывом: «Хватит кормить Мадрид!».

А вот какие интересные наблюдения сделал известный израильский политолог Исраэль Шамир:

«Почему вдруг местным властям Каталонии захотелось уйти из-под эгиды испанского короля? Это плата за двоевластие, установившееся в Европе, где, помимо суверенных государственных властей, над ними вырос чудовищный аппарат Евросоюза, претендующий на высший суверенитет.

Хотя народы стран Европы на всех референдумах выступали против передачи суверенитета Брюсселю, неизбранное руководство Евросоюза все равно считает, что оно может решать за всех.

Вспомним чуть было не навязанное народам Европы Трансатлантическое соглашение, открывающее рынки и труд Европы перед Соединёнными Штатами. Народы были против, но Брюссель сказал: мы так решили, а вас никто не спрашивал. И если бы не президент Трамп, торпедировавший эту инициативу в первые дни своего правления в Белом доме, Европа уже была бы порабощена.

Брюссель действует как магнит: он рвёт слабые узы, которыми были связаны некоторые исторические территории с местными центрами силы. Так, он способствовал референдуму в Шотландии: местные власти захотели уйти под руку Брюсселя из-под державы Виндзоров. В ответ Британия запустила брексит — выход из Евросоюза. Нечто похожее происходит и сейчас в Испании.

Каталония, если обретёт независимость, хочет остаться под властью Брюсселя...».

В 2009—2010 годы среди населения прошли неофициальные опросы-референдумы о независимости Каталонии, и уже тогда более 90% голосовавших высказалось за независимость. В сентябре 2012 года по всей Каталонии прошла массовая манифестация с участием более миллиона человек под лозунгом: «Каталония — новое государство Европы».

А в результате прошедших 25-го ноября 2012 года региональных выборов абсолютное большинство в парламенте составили депутаты партий, сторонников независимости. 23-го января 2013 года парламентом была провозглашёна Декларация о суверенитете («Каталония — суверенный политический и правовой субъект в составе Испании»), и уже 9-го ноября 2014 года состоялся опрос граждан об полном отделении. И хотя от проведения референдума власти Каталонии тогда отказались, к нему всё же вернулись в этом году — настолько оказались сильны сепаратистские настроения…

Исраэль Шамир:

«Испания могла бы последовать совету англичан и выйти из ЕС. Видимо, и пути-то другого нет, чтобы загнать обратно в бутылку вырвавшегося джинна сепаратизма. Без высшей власти Брюсселя не будет и искушения отойти под его высокую руку. А пока есть Брюссель, испанцам придётся играть по его правилам. Несмотря на то что ЕС не осуждает Мадрид за жёсткое подавление народного волеизъявления, уже видно, что испанскому правительству придётся пойти на уступки…

Мадрид совершил много ошибок, борясь с каталонским кризисом. Они могли бы провести референдум, раз уж его так требуют. Большая часть населения Каталонии, по всем опросам, была против выхода из Испании. Но отдав проведение референдума местным властям, да ещё и пытаясь его запретить, Мадрид преградил путь для участия в референдуме лояльному большинству. А местные националисты все пошли на референдум и проголосовали за.

Правильным выходом для испанцев было бы усиление Испании за счёт Евросоюза. Меньше власти Брюсселю, больше — Мадриду. Иначе процесс ухода испанских провинций под руку Евросоюза кажется неизбежным, пока Испания не сожмётся до своих средневековых размеров».

Запад пожинает плоды собственной политики

И ещё одни важный момент. Можно много спорить о праве каталонцев иметь или не иметь своё государство. Но данный сепаратистский процесс, проблема которого касается не только одной Испании, был запущен отнюдь не сегодня, а тогда, когда мировое сообщество пошло на нарушение Хельсинкских соглашений, установивших в 1975 году незыблемость границ послевоенной Европы.

Сегодня за границей модно обвинять в этих нарушениях Россию, которая, мол, в одностороннем порядке нарушила территориальный суверенитет Украины и тем самым якобы «спровоцировала» хаос в Европе. На самом деле нарушил эти соглашения ещё в конце 80-ых годов Запад во главе с США, когда было дано добро на объединение Германии, на развал Советского Союза, на разделение Чехословакии на Чехию и Словакию, а потом ещё и на кровавое расчленение Югославии, сопровождавшееся полномасштабными боевыми действиями и этническими чистками.

Уже тогда стало ясно, что дурной пример грубых нарушений Хельсинки станет заразительным и со временем затронет все европейские страны, где есть скрытые и открытые национальные или территориальные противоречия. Особым случаем стал насильственный «референдум» о выделении края Косово из состава Сербии, проведённый албанскими сепаратистами, под охраной солдат НАТО и при полном игнорировании мнения сербских властей.

Именно после этого поднял голову сепаратизм буквально по всей Европе. Как отмечает по этому поводу деловая газета ВЗГЛЯД:

«Вот уже и глава МВД Польши Мариуш Блащак накануне отметил, что каталонский референдум звучит как предупреждение и для Польши, в которой действует «Движение за автономию Силезии» (Верхняя Силезия – регион на юго-западе страны).

Не стоит забывать и про «Лигу Севера» Италии, и про фламандско-валлонские трения в сердце ЕС – в Бельгии, а также Шотландию и Северную Ирландию, не говоря уже про не утихающие страсти на Балканах. Есть сепаратистские поползновения и на французской Корсике, португальской Мадейре и Азорских островах, в румынской Трансильвании, да даже в немецкой Баварии. Конечно, там они носят скорее маргинальный характер, но и в Каталонии лет 15 назад нельзя было представить ничего из того, что уже произошло».

Кстати, ситуация 2014 году в Крыму и на Донбассе также явилась следствием такого рода процессов. Ну и конечно же затрясло и Испанию, где есть противоречия не только между Мадридом и Каталонией, но и Мадридом и страной басков (крайний северо-запад Испании).

С басками у испанцев ещё больше проблем, чем даже с Каталонией. Потому что баски — это вообще не испанцы и говорят на языке, который не похож ни на один европейский. В 1959 года баски создали национально-освободительное движение ЭТА (ЕТА, Euskadi Ta Askatasuna — «Страна басков и свобода»), которая вела длительную и упорную борьбу с испанским правительством, в том числе и террористическими методами — жертвами этой войны стали сотни человек.

Вот один из примеров той войны, по данным испанских историков:

«В 1973 году ЭТА предприняла одну из своих наиболее известных акций — убийство преемника Франко на посту председателя правительства Испании адмирала Луиса Карреро Бланко. Активисты ЭТА (среди которых был Хосе Мигель Беньяран), сняв квартиру в центре Мадрида, прорыли тоннель под проезжим участком улицы, которую часто пересекал автомобиль Бланко. В тоннель была помещена взрывчатка. 20 декабря 1973 года, когда машина председателя правительства проезжала заминированную часть улицы, заготовленное взрывное устройство было приведено в действие. Прогремевший взрыв был настолько мощным, что автомобиль Бланко был отброшен на балкон находившегося неподалёку монастыря и найден лишь некоторое время спустя»...

Только в 2011 году конфликт удалось пригасить, когда ЭТА отказалась от терроризма. Однако это не означало, что конфликт был окончательно решён. Не исключено, что события в Каталонии вновь разожгут страсти в среде басков. А это угроза не только одной Испании — баски также требуют независимости и для своих французских соплеменников (район Наварры)...

И сегодня уже далеко не факт, что эти разрушительные процессы всегда будут носить исключительно мирный и конституционный характер!

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»