- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Чем ВТО опасна для России

  [1]Страсти вокруг вступления России в ВТО накалились до предела. Переговоры об этом велись почти 15 лет, и в декабре прошлого года, наконец, увенчались подписанием соглашения. Теперь его должны ратифицировать депутаты Госдумы. Это произойдет до конца текущей весенней сессии, то есть до середины июля... И сторонники, и противники вступления России в ВТО уверены, что после этого серьезные изменения в жизни ощутят все россияне. Вопрос только – к лучшему они будут или к худшему.

Куда вступаем?

За загадочной и устрашающей многих аббревиатурой ВТО скрывается вполне невинная, на первый взгляд, структура — Всемирная торговая организация (от английского World Trade Organization). Её главная цель – организовать и облегчить свободную торговлю между странами. Первые идеи о создании подобной организации появились еще в начале XX века. Чем больше развивалась промышленность в передовых государствах, тем больше рынков сбыта им требовалось. Однако продать свой товар другим странам было не так-то просто: они отгораживались внушительными таможенными пошлинами, квотами и запретами на ввоз. Особенно остро это было ощутимо во время кризиса 20-30-ых годов XX века, когда, спасая собственные экономики, государства отказывались пускать на рынки чужую продукцию.

Поэтому, едва оправившись от Великой депрессии и Второй мировой войны ООН созвала знаменитую Бреттон-Вудскую конференцию, Главными на ней стали финансово-экономические вопросы. Именно на этой конференции доллар был провозглашён одной из главных мировых валют, в поддержку новой финансовой системы были создан Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Предполагалось также создать ещё одну важную структуру – Международную торговую организацию (МТО). А до того, как она будет сформирована, страны ограничились подписанием Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Оно вступило в силу с 1 января 1948 года.

На этом дело неожиданно застопорилось. Дальнейшее развитие МТО затормозили американцы – они отказывались ратифицировать Устав новой организации, несмотря на то, что сами же заварили эту кашу. Несколько десятилетий мир жил во временной системе ГАТТ, которая, впрочем, сама по себе оказалась весьма действенной. Если до подписания соглашения таможенные тарифы достигали 40 процентов, то в середине 90-ых размер средней пошлины снизился до 4-х процентов.

Тогда-то, после длительного раунда переговоров, и подоспело соглашение о создании ВТО. Оно вступило в силу с 1 января 1995 года. Было решено, что ВТО будет регулировать не только торговлю, но и сферу услуг, а также стоять на страже интеллектуальных и авторских прав. ВТО провозгласила три главных принципа международной торговли: равные возможности (то есть всем членам организации должен быть создан режим наибольшего благоприятствования), взаимность (то есть уступки должны быть обоюдными) и прозрачность торговых правил.

На данный момент в ВТО входят 153 страны. Россию в эту дружную компанию не принимали долго. Поначалу присоединиться к ГАТТ мешала «холодная война». В 1986-м году была предпринята очередная попытка, однако США ответили отказом под предлогом, что у нас плановая, а не рыночная экономика. С горем пополам Россия получила статус наблюдателя. Как только ГАТТ преобразовался в ВТО, мы снова подали заявку на вступление. Потянулись долгие годы мучительных переговоров, которые лишь несколько месяцев назад завершились успехом. Впрочем, радовались ему только либеральные экономисты. Бизнесменов, производителей, аграриев и многих других грядущее сотрудничество скорее настораживало — слишком размыты там наши перспективы.

Что приобретём?

Теоретически в первую очередь должны выиграть рядовые покупатели. Ведь именно высокими таможенными пошлинами в первую очередь объясняется то, что у нас в России многие товары стоят значительно дороже, чем в Америке и Европе. Например, пока одежда европейских брендов добирается до наших прилавков, она дорожает на 50-70 процентов. В ближайшие годы Россия должна будет последовательно снижать пошлины. В среднем, они снизятся на треть (с 11,1 до 8,2 процента). А по некоторым товарам (в основном продуктам) и того больше, Так, пошлины на ввоз живых свиней снизятся в 8 раз, на рис и лимонную кислоту – вчетверо, на рыбу – в три-четыре раза, на молокопродукты – на 5-10 процентов.

Так что теоретически после вступления в силу достигнутых соглашений, на наш рынок должен хлынуть поток дешёвой импортной продукции.

Кроме того, прилив сил должны ощутить некоторые промышленные отрасли. В первую очередь, это металлургия. Сейчас практически во всем мире на нашу металлопродукцию действуют серьезные ограничения в виде квот и ввозных пошлин. Это так называемые антидемпинговые меры: то есть, большинство стран посчитали нашу сталь и трубы подозрительное дешёвыми и не пускают российский товар, дабы не подкосить собственных производителей. В случае вступления в ВТО мы получим право оспорить эти решения. Более 35-40 процентов антидемпинговых процедур в отношении России могут быть прекращены. Таким образом мы получим доступ к рынкам Европы, США, Турции, Латинской Америки. Сейчас многие российские предприятия чёрной металлургии не загружены на полную мощность во многом из-за того, что туго идет сбыт нашей продукции. После вступления в ВТО эти заводы будут загружены по полной, не испытывая никаких проблем с продажей товара. Дополнительный доход от продажи труб может составить 6,5 млрд долларов в год, по стали – 8,5 млрд. А при наличии серьезных инвестиций в развитие производства прибыль может увеличиться еще на 6,5. млрд долларов.

Расширятся возможности и для российских производителей удобрений. В Европе на нашу «химию» пока действуют квоты, в США ввели защитные пошлины против нашего аммиака и карбамидно-аммиачной смеси, Мексика не хочет пускать на свой рынок наши азотные удобрения. ВТО может разрешить эти споры в нашу пользу, и тогда российские производители удобрений смогут загрузить на 100 процентов свои предприятия и получат дополнительный 1 млрд долларов дохода.

В общей сложности, по оценкам журнала «Эксперт», наши приобретения от вступления в ВТО могут составить порядка 23 млрд долларов в год. Отдельно заметим, что это ещё не гарантированная выгода. Чтобы эти цифры стали реальностью, нужно еще пройти через процедуру разрешения торговых споров.

Что потеряем?

Большинство экспертов пока сходятся во мнении, что потери от вступления в ВТО могут оказаться несоизмеримо больше, чем приобретения. Россия, обладающая самым внушительным в мире запасом природных ресурсов – далеко не типичный игрок в мировой торговле. Даже директор МВФ Кристина Лагард в прошлом году, накануне подписания исторического соглашения, предупреждала, что реальных выгод мы не получим никаких: «Ведь ваша страна экспортирует нефть и газ, а ввозит готовые товары». Торговлю нефтью и газом регламентирует не ВТО, а биржи. Но именно сырьевые ресурсы до сих пор являются основным российским товаром. Следуя этой логике, можно сделать вывод: вступая в ВТО, Россия не приобретает новых рынков сбыта, но зато целиком открывает свои.

Как мы уже говорили, теоретически приток импортных товаров должен пойти на руку потребителям. Однако для экономики в целом такой шаг несет серьёзную угрозу. Жёсткая конкуренция грозит проблемами практически во всех промышленных отраслях: авто и авиастроении, станкостроении, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, химико-фармацевтической, микробиологической и биотехнологической промышленности, пищевой промышленности, а также сельском хозяйстве.

Всего в «чёрный список» попали отрасли, формирующие около 60% государственного ВВП! Так, к 2020 году потери машиностроения достигнут 17% выпуска, сам выпуск упадет на 310 млрд рублей(исходя из сегодняшних цен), а рабочих мест лишатся 300 000 человек.

Лёгкая промышленность, которая и без того балансирует на грани выживания, через 8 лет сократит выпуск на 70 млрд рублей, общие потери составят 42% и 100 тысяч человек останутся без работы. В условиях такой безработицы вряд ли граждане страны будут иметь возможность сполна насладиться притоком импортных товаров.

Но самые серьёзные потери грозят сельскому хозяйству и пищевой промышленности. Спад их производства в сегодняшних ценах составит 3,5 трлн рублей, общие потери достигнут 40% выпуска. 1 миллион 600 тысяч человек потеряют рабочие места. Примечательно, что после сразу после того, как было объявлено о вступлении в ВТО, Сбербанк и «Россельхозбанк» дружно объявили о прекращении кредитования российского животноводства. Видимо, это отражает их взгляд на будущее этой отрасли.

При этом сельхозпроизводители лишатся ещё и поддержки государства. Теперь такая помощь четко регламентируется. На поддержку аграриев государство сможет потратить не больше 4,4 млрд долларов. По оценкам заместителя министра сельского хозяйства России Олега Алдошина, это соответствует уровню катастрофического 2008 года. Если сумма будет увеличена, наши власти обвинят в нарушении правил свободной конкуренции. Также государство не сможет перекрыть доступ на рынки некачественной продукции: запрет на товары по соображениям экологии или здравоохранения считается не легитимным. В своё время США таким образом пропихнули через ВТО на европейский рынок мясо, насыщенное гормонами роста и генно-модифицированные овощи. Видимо, теперь следует ждать их появления и в наших магазинах.

При этом США и некоторые другие развитые страны, несмотря на все запреты, продолжают беззастенчиво субсидировать отечественных фермеров. Так, поддержка сельхзэкспорта в Америке составляет 900 млн долларов в год, в Канаде — 600 млн, в Австралии — 115 млн. В Швейцарии, где пахотные угодья втрое меньше наших, на поддержку сельского хозяйства тратят 5,8 млрд долларов год.

В этом и заключается главная ловушка ВТО. Всё, что преподносится американцами под знаменем свободы, как правило, имеет двойное дно. Равные условия только называются таковыми. Для каждой страны правила вступления в ВТО оговариваются в индивидуальном порядке. Вся эта система построена таким образом, что слабые страны лишаются возможности развиваться. Ведь та же Америка, Европа, Великобритания, Южная Корея, Китай поднимали и модернизировали свою промышленность при активном участии государства, защищая рынок таможенными пошлинами и квотами. Они вступали в ВТО, находясь уже на индустриальном подъёме. А страны со слабой экономикой, вступившие во Всемирную торговую организацию, вынуждены будут развивать свою промышленность в условиях «свободной конкуренции», где дешёвый импорт сыграет свою разрушительную роль.

Многие экономисты уверены, что ВТО защищает вовсе не интересы свободной торговли, а интересы глобальных транснациональных корпораций. Недаром эту организацию даже называют «орудием новой колонизации»: одни страны и корпорации получают контроль над рынками и ресурсами других.

Это наглядно доказывает пример наших собратьев по СНГ – Киргизии и Украины, вступивших в ВТО раньше России. Киргизия присоединилась к регламентированной мировой торговле первой из всех бывших советских республик. Рисковать ей было нечем: большинство производств к тому времени уже были благополучно там разрушены. Однако власти не рассчитали всех возможных негативных последствий. Вступление в ВТО обрушило и сельское хозяйство страны. В отдельных регионах даже начался голод, и власти Киргизии вынуждены были выступить с беспрецедентным требованием изменить условия присоединения. В ответ старшие братья по ВТО стали выделять Киргизии огромную финансовую помощь. Но надолго их не хватило, и когда западные деньги иссякли, в стране вспыхнула революция.

Не менее печальная участь ждала и Украину. Уже в первый год после вступления в ВТО страна ощутила резкое падение производства. Собственный ВВП упал на 15 процентов. Промышленное производство сократилось на 40 процентов! Основной урон понесло машиностроение, которое упало вдовое. С 2008 по 2011 год производство автомобилей сократилось вшестеро, а число занятых на эти производствах — вдвое. Остановились 50 сахарных заводов. Зависимость Украины от импортного продовольствия выросла в разы. При этом собственную продукцию Украины никто из членов ВТО почему не встречал с распростертыми объятиями. Квоты на украинскую пшеницу, кукурузу и подсолнечник остались на крайне невыгодном для страны уровне. А украинское мясо и молоко до сих пор не допущено на иностранные рынки якобы за несоответствие качества. Все эти экономические потрясения отразились и на политической обстановке в стране, где власть находится в состоянии непрекращающегося кризиса...

В общем, судя по этим примерам, вступление в ВТО, которое так активно лоббируют наши либеральные экономисты, на самом деле может быть губительным шагом. Промышленность и сельское хозяйство России рискуют оказаться в глубоком нокауте. Ничего плохого в свободной торговле, наверное, нет. Но для этого страна, которая собирается в ней участвовать, должна иметь развитую промышленность и производить востребованный качественны товар. Пока таковым у нас являются только сырьевые ресурсы, всё остальное востребовано преимущественно на внутреннем рынке. Времени, чтобы модернизировать производства, у России уже не осталось.

Так что в лучшем случае её вступление в ВТО можно назвать экономической авантюрой. И самое печальное, что её последствия нам предстоит расхлебывать уже в ближайшем будущем.

 

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»