- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Россия теряет Среднюю Азию

  [1]Многие аналитики бьются сегодня над вопросом — почему Узбекистан вышел из договора ОДКБ, предав тем самым интересы России в среднеазиатском регионе? Думается, дело здесь вовсе не в противоречиях между двумя нашими странами, как то пытаются представить некоторые политологи — по большому счёту, их и нет, этих самых непримиримых противоречий. Скорее всего, главная проблема упирается в капризную личность узбекского диктатора Ислама Каримова, давно живущего по паразитическому принципу, очень ярко обрисованном аналитиками сайта «Фергана ру»:

«Мы дружим с вами, если только вы не слишком кричите о правах человека и политических реформах» — вот ключ к пониманию отношений Ташкента с условным «демократическим Западом». В отношениях с Россией действует другое правило: «давайте нам денег, но не задушите нас в своих союзнических объятиях».

Короче — дружим с теми, с кем дружить выгодно сейчас. А завтра — посмотрим...

Особенности байской национальной политики

У Каримова всегда было «особое» отношение к Договору о коллективной безопасности, ДКБ, подписанному в 1992-ом году между бывшими республиками Советского Союза. Узбекистан практически никогда не участвовал в Договоре и сразу после обретения независимости стал быстро дрейфовать в сторону США. И в 1999 году Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Узбекистан из Договора ушли, зафиксировав свои отношения в новом «блоке» — ГУУАМ.

Как отмечает сайт «Фергана ру», строго говоря, это межгосударственное объединение было сугубо региональным, логически включающим в себя лишь страны Каспийско-Черноморского региона, и Узбекистану, казалось, делать в нём было совершенно нечего. Скорее всего, привлекла Ташкент в ГУУАМ именно ориентация этого союза на Европу и НАТО:

«Другими словами, Каримову нужны была не сами Молдавия с Украиной, а участие в одном с ними символическом клубе как мостик в Европу. Все больше разочаровываясь в стареющем Ельцине и экономически неустойчивой России, Ислам Каримов уповал на партнерство с преуспевающим Западом, видел в нём и гарантии безопасности, и гораздо более вероятные, чем из Москвы, потоки финансовых инвестиций».

Хвалебная риторика Каримова в адрес США и НАТО значительно усилилась тогда, когда силы западной коалиции вошли в Афганистан. В апреле 2002 года президент Узбекистана заявил, что США сделали для его страны то, что не смогли сделать партнёры по СНГ.

«Решающую роль в снятии напряженности и опасности на южных рубежах Узбекистана сыграли исключительно США, их решимость и хорошо подготовленные вооружённые силы, а не участники Договора о коллективной безопасности», — заявил тогда диктатор.

Однако совсем скоро любовь к Западу закончилась: Узбекистан начал игнорировать мероприятия этой организации и окончательно вышел из ГУУАМа в мае 2005 года, очевидно, опасаясь экспорта «цветных» революций, случившихся в Грузии и на Украине. Таким образом, Запад, США и НАТО нужны были Каримову только до тех пор, пока они не вмешивались в его личные дела и не представляли собой угрозу его режиму.

А потом, летом того же 2005 года, последовали кровавые события в Андижане, где войска Каримова жестоко подавили выступления политической оппозиции.

Диктатор оказался в жёсткой политической изоляции, международные правозащитные организации требовали сурового наказания главного узбекского бая. Перепуганный Каримов срочно помчался в Москву на встречу с президентом Путиным. На совместной пресс-конференции бай долго пугал прессу террористами-исламистами, якобы стремящимися разрушить Узбекистан, а затем и весь мир, заявил о недопустимости международного расследования андижанской бойни, высказался против «цветных революций» и распространения влияния НАТО на восток. Как пишет по этому поводу «Фергана ру»:

«Оба лидера сошлись во мнении, что беспорядки Андижане были инспирированы со стороны Афганистана, а управляли террористами, по словам Ислама Каримова, некие «сценаристы и режиссёры», которые «использовали те религиозные, экстремистские, радикальные силы, с которыми так боролись в Афганистане и так успешно борются сейчас в Ираке». Это был откровенный совместный выпад против условного «Запада». Каримов явно присягал Москве на верность, спрятавшись под её крылышко в поисках защиты своего режима от влияния извне и бунта изнутри. Буквально через год Ташкент вернулся в Организацию Договора о коллективной безопасности».

Впрочем, очень скоро стало понятно, что Узбекистан будет членом этой организации лишь формально: основные уставные документы и международные договоры, подписанные в рамках ОДКБ, он так и не ратифицировал, в совместных военных мероприятиях вовсе не участвовал. В конце концов, в июне 2012 года этот процесс «вялотекущего» членства Узбекистана в пророссийском военном блоке завершился выходом из него.

Почему? Да потому, что богатые американцы вновь поманили диктатора к себе. Узбекистан понадобился им для проведения военных операций в Афганистане и для сооружения цепи американских военных баз вокруг Ирана. По мнению ряда экспертов, американцы, входя в Узбекистан, гарантировали сохранение политического режима Ислама Каримова.

«Поскольку цена вопроса не Узбекистан, а Иран. И ради достижения этой цели США готовы предоставить оружие, обеспечить экономическое сотрудничество и даже политические гарантии режиму», – так пояснил ситуацию «Независимой газете» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

Пример оказался заразительным

Впрочем, американцы сегодня «окучивают» не только Каримова. Похоже, они вообще намерены полностью переформатировать регион в свою пользу.

«Это переформатирование естественным образом подразумевает и финансовые предложения, от которых коррумпированные местные политические элиты просто не смогут отказаться. А демарш Ташкента только подстегнёт аналогичные тенденции в Киргизии, Таджикистане, поставив под вопрос само существование ОДКБ», – сказал по этому поводу старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. И точно — следом за Каримовым, в объятия США кидается и другой диктатор, президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Душанбе уже давно посматривает за океан. Это подтверждают выложенные в Интернете депеши Вики-Ликс по «таджикскому досье». В частности, в них говорится о том, таджикская сторона не допустит участия России в антинаркотической борьбе и будет работать на этом направлении, прежде всего, с международными, американскими, организациями. Также таджики не допустят возвращения российских пограничников на афгано-таджикскую границу. Между тем, пограничные войска Таджикистана уже давно попали под контроль американцев — сотрудничество Таджикистана с США идёт по линии укрепления безопасности границ, подготовки различных сил специального назначения. Кроме того, военную подготовку в натовских структурах проходят военнослужащие как Таджикистана, так и других среднеазиатских стран...

И вот наступил новый этап сближения с США. Буквально на днях президент Рахмон сообщил в телеграмме Бараку Обаме своё намерение расширить сотрудничество с США, задействовав для этого «все имеющиеся возможности и ресурсы». Военные эксперты считают, что Душанбе в качестве подарка готовит американцам стратегически важный аэродром «Айни», который позволит американцам держать под контролем не только территорию Среднюю Азию, но и южные рубежи России.

Примечательно, что форсирование американского направления внешней политики Таджикистана идет на фоне непростых переговоров Москвы с Душанбе по продлению сроков аренды 201-ой российской военной базы. Раннее стороны вроде бы договорились подписать протокол о продлении сроков пребывания базы в первом квартале 2012 года. Однако ничего такого не случилось. Таджикистан неожиданно выдвинул России более двадцати мало приемлемых требований, которые затем стал всё время изменять и усложнять...

Как говорят специалисты, рука американцев в этих антироссийских интригах видна даже не вооружённым глазом!

Они доиграются!

Однако все эти игры с американцами могут закончиться для баев-диктаторов очень плачевно. Тот же сайт Вики-Ликс опубликовал красноречивые откровения американских дипломатов, в которых они высказывались за безусловную смену диктаторских режимов в регионе, связи с которыми могут только дискредитировать международные позиции США. То есть, стратегия Америки видна здесь отчётливо — сначала войти в регион, обещая местным правителям всё, что угодно. А потом можно и выкинуть этих правителей за ненадобностью — через какую-нибудь «цветную» революцию, утвердив на их месте своих стопроцентных марионеток. Надо сказать, что такого рода тактика отнюдь не нова, она уже не раз успешно применялась США странах третьего мира...

Какова в данной ситуации должна быть позиция России? Прежде всего, надо отдавать себе отчёт в том, что потеря Средней Азии может дорого обойтись нашей системе безопасности. По словам Александра Собянина:

«В Нуреке на территории Таджикистана находится станция космического слежения «Окно». Это самый мощный современный комплекс, который покрывает всю центральную Россию и половину Сибири от нападения с юга, юго-востока и запада. Его потеря, например, в отличие от Габалы в Азербайджане для российской безопасности критична. Россия также не может потерять Таджикистан в силу того, что придется поставить крест на направлениях Россия–Узбекистан, Россия–Киргизия. Российские границы сразу же откатываются к Оренбургу. Но самый плохой вариант... это если Душанбе под предлогом вывода войск из Афганистана предоставит площадку для нанесения удара по Ирану. А этой площадкой может стать «Айни». Тогда и присутствие 201-й базы в Таджикистане становится бессмысленным».

Очевидно, что больше никаких дел с непредсказуемыми диктаторами иметь не возможно, они предадут в любой момент. Поэтому Москве стоит подумать над своим сценарием смены тамошних режимов, над своими вариантами «цветной» революции.

Боюсь, что другого выхода у России сегодня просто нет!

 

Олег Валентинов, специально для «Посольского Приказа»