- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Россия и Иран идут на сближение

 Прошедший на днях в Москве саммит лидеров государств, входящих в Форум стран – экспортеров газа, запомнился не только прояснением позиций (как правило, диаметрально противоположных) участников этого пока еще очень рыхлого и потому явно не дотягивающего до уровня своего нефтяного «конкурента» – ОПЕК, о чем KM.RU уже рассказывал. Примечателен он был и одной двусторонней встречей на полях саммита – между Владимиром Путиным и уходящим со своего поста президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. И хотя официальные отчеты о российско-иранских переговорах крайне скудны и обтекаемы, встреча эта зафиксировала если не реальный сдвиг в позиции России в отношении Ирана, то, по крайней мере, обозначила явную склонность Москвы к этому.

«Россия и Иран – крупнейшие страны мира по запасам природного газа. У нас, безусловно, здесь есть общие интересы, но есть и возможность поговорить о наших двусторонних отношениях сегодня, поговорить о ситуации в регионе, о том, что нам нужно сделать дополнительно, чтобы способствовать развитию товарооборота. Мы с Вами – соседи по Каспийскому региону, у нас и здесь есть общий интерес. В общем, повестка дня большая», – так обозначил повестку дня сам Путин в транскрипции официального сайта президента РФ. Повестка дня действительно обширна, но об итогах ее обсуждения далее – ни слова. То есть вся суть осталась за кадром.

Быть может, излишняя реклама наметившемуся было (и наметившемуся ли?) пересмотру российско-иранских отношений и ни к чему, но кое-что для понимания общей ситуации знать не мешало бы. Об этом напомнил накануне встречи Путина и Ахмадинежада ресурс «Иран.ру».

Если брать торгово-экономические отношения, то только за прошлый год товарооборот между Россией и Ираном сократился на 40%. А учитывая, что в российско-иранском товарообороте 80% составляет российский экспорт, это означает, что только за один год Россия потеряла на иранском направлении полтора миллиарда долларов реальных денег, напоминает издание. Это деньги российских компаний: именно недвусмысленная позиция правительства не дала возможность российскому малому и среднему бизнесу заработать эти деньги и сохранить свои позиции на иранском рынке. Десятки российских компаний, которые были ориентированы на бизнес с Ираном, в результате обанкротились или испытывают неимоверные сложности. Их душат американские и западные санкции, а чиновники беззастенчиво разводят руками: мол, такова позиция верхов.

Что же это за «позиция верхов»? Оказывается, Россия, одобрив несколько крайне болезненных для Ирана санкций Совбеза ООН (а без согласия Москвы их нельзя было бы и ввести) и бурно клеймя на словах дополнительные, еще более болезненные для Ирана односторонние санкции Запада, умудрилась тихой сапой присоединиться и к последним.

В итоге Китай, отмечает издание, откровенно игнорирует либо виртуозно обходит санкционный режим в отношении Ирана, получая от этого немалые экономические преференции. А Россия, декларируя «самостоятельность» и «особую позицию» в данном вопросе, по сути плетется в хвосте Вашингтона и Брюсселя, теряя шаг за шагом свои позиции в этой стране и упуская миллиарды долларов. И, добавим, добивает тем самым Иран экономически.

Пальма первенства на этом «фронте» принадлежит банковской системе России, рассказывает издание. Именно она первой полностью прекратила любые операции с Ираном. Дело дошло до того, что американские и западные банки начали требовать от российских банков отчета по всем операциям с Ираном, по юридическим и физическим лицам, которые работают с Ираном. Абсурдным и высшим проявлением банковской импотентности стало то обстоятельство, что американские и европейские банки начали требовать от российских банков закрывать счета всех компаний, где упоминается слово «Иран» или в связи с Ираном.

Эти и другие обстоятельства последних четырех-пяти лет поставили однозначный диагноз российской экономике и ее банковской системе. Те же западные деловые круги, в первую очередь американские, с ухмылкой поднимают руку, с удовольствием показывают другим, что они одним щелчком пальцев могут закрыть любой российский банк, одним звонком могут заблокировать любую торгово-экономическую сделку с участием российских компаний. И пик всей этой антииранской истерии пришелся на время президентства Дмитрия Медведева, напоминает издание.

К сожалению, отмечает оно, в Иране практически все – и политики, и дипломаты, особенно деловые круги, – едины в одном: они более чем уверены, что пока Дмитрий Медведев находится на посту премьер-министра, ничего хорошего от России ждать не приходится. В их понимании он – уж слишком прозападно ангажированный руководитель, и при нем ни один из членов его кабинета министров не решится по линии своей отрасли восстановить отношения с Ираном. Например, расширение военно-технического сотрудничества и совместные НИОКРы с Ираном могут дать приличные дополнительные средства для российского ВПК, но и в этом вопросе Россия оглядывается на Запад. Как будто тот оглядывается на Россию, когда речь идет о вооружении той же Грузии или вытеснении Москвы с оружейных рынков Ирака и Индии...

Но верхом безобразия в отношениях России и Ирана во времена президентства Медведева стал, разумеется, отказ от поставки иранской стороне по ранее заключенному и уже предоплаченному контракту комплексов ПВО С-300. Поддавшись на уговоры Запада и Израиля (премьер этой страны Нетаньяху даже тайком прилетал в Россию), Медведев в последний момент запретил своим президентским указом отправку в Иран этих комплексов, сославшись на резолюцию СБ ООН, которую Москва, естественно, тоже санкционировала. Да, эта резолюция ввела оружейное эмбарго на экспорт в Иран, но только того оружия, которое не подпадает под разряд оборонительного. Комплексы же С-300 под этот запрет никак не подпадали. Даже американские журналисты обомлели, когда узнали, чем мотивирует Медведев отказ от этой сделки.

«Иран.ру», впрочем, склонен видеть в отказе поставить С-300 и другие мотивы, которые еще более не красят окружение Медведева. В сделке по С-300, пишет издание, когда Россия... нет, не уступила давлению – это «щадящая» версия, а поверила, что Запад и активно участвовавшие в торгах саудиты, эмир Катара и израильтяне дадут больше, откровенно опозорилась. И теперь возникла достаточно пикантная ситуация: из-за внутриполитических соображений президент Путин не может сказать, что его предшественник был откровенным профаном в данном вопросе, и отменить указ 2010 года. Приходится «на коленке», в спешном порядке искать варианты, одним из которых стало предложение поставить комплекс ПРО «Антей-2500» – тот самый, который уже поставлен в Венесуэлу и закупить который, в принципе, не против Турция и Индия, пишет издание.

«С тех пор, как было разорвано соглашение на поставки комплексов С-300, – поясняет русской редакции «Иранского радио» первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, – в России были произведены работы по совершенствованию этих комплексов и появился более совершенный «Антей-2500» – экспортный вариант, который обладает большими возможностями, нежели С-300». «Могу сказать, – продолжает эксперт, – что «Антей» – это комплекс, обеспечивающий большую дальность поражения воздушных целей. Можно сказать, что он осуществляет зональные задачи ПВО, не только объектовые. Этот комплекс может решать также задачи ПРО, как против баллистических, так и против крылатых ракет. Дивизион комплексов «Антей» может поразить до 100 боевых машин противника разного класса. Для надежного подавления дивизиона такого комплекса противнику придется выделить группировку не менее 80 машин. Если, скажем, Ирану будут поставлены 10 дивизионов таких комплексов, то это означает, что для подавления ПВО Ирана как минимум только по этим комплексам придется создавать воздушную группировку численностью порядка от 500 до 800 машин. А это резко снижает шансы на то, что война против Ирана будет развязана, потому что, по современным взглядам, Запад начинает войну лишь в том случае, если имеет возможность обеспечить завоевание господства в воздухе. Если такого господства он себе не обеспечит, то войны не будет», – поясняет эксперт.

Неужели России (не Медведеву, конечно, и даже не Путину с их окружением) это невыгодно? Разумеется, выгодно, поскольку отвечает жизненным интересам нашей страны по недопущению в свое «мягкое подбрюшье» рвущихся к мировому господству акторов всемирной сцены. Но, к сожалению, реальных результатов пересмотра политики России в отношении Ирана пока не очень-то и видно.

 

КМ РУ