- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Печальная судьба христиан в странах мусульманского Востока

iCAX5UX2I [1]  Сегодня, в канун Рождества Христова, стоит вспомнить о самой христианской религии, которая так много дала человечеству, прежде всего в духовном и культурном плане. Увы, в наши дни эта вера, как и в стародавние времена Древнего Рима стала вновь гонимой...

В мировых СМИ очень много говорится о непростой судьбе мусульман в странах Запада, однако мало кто в мире обращает внимание на притеснения христиан в государствах, где основной религией является ислам. Между тем, по данным известного католического деятеля и историка Роберто де Маттеи, опубликованным на сайте «Correspondance Européenne», на Ближнем Востоке, в странах Африки и Азии происходят систематические нападения на христианские общины. И число таких атак ежедневно растёт!

Так, архиепископ Сильвано Томази, постоянный наблюдатель Ватикана при ООН, свидетельствует о том, что ежегодно более 100 000 христиан умирают по причине религиозной нетерпимости. А согласно информации преподобного Эндрю Уайта (Andrew White), пастора англиканской церкви в Багдаде, за последнее десятилетия христианское население Ирака сократилось с 1,5 миллиона до 200 000 человек!

Нетерпимость под сенью пирамид

Почти 300 тысяч христиан покинули Египет после свержения президента Хосни Мубарака, который всегда жёстко пресекал любые проявления религиозного экстремизма и религиозной нетерпимости. Неудивительно, что акты насилия против христиан-коптов в этой стране участились сразу же после победы «арабской весны». Причём волнения на религиозной почве, подогретые атмосферой революционной нестабильности и хаоса, каждый раз поднимаются с новой силой и по малейшему поводу. Так, банальная драка христианина с мусульманином, стала поводом для нападение исламистов на церковь в одной из деревень недалеко от Каира. В селении были подожжены несколько домов христиан, пострадало 16 человек, из них — 10 полицейских.

Но всерьёз мусульмане Египта ополчились на своих сограждан-христиан после выхода в свет скандального фильма «Невинность мусульман», к созданию которого, по непроверенным данным, были причастны копты. В частности, Генеральная прокуратура Египта потребовала выдать семерых коптов, которые сейчас находятся в США. Они обвиняются «в нанесении ущерба национальному единству страны и оскорблении религии ислама». Но виновными были признаны не только христиане, бежавшие за океан.

К примеру, началось следствие по делу египетского копта Альберта Сабера, которому предъявили обвинение в богохульстве — ему вменяют в вину распространение антимусульманского фильма через социальные сети, а также оскорбление ислама и других религий. Сам священник все обвинения отрицает... А несколько ранее на севере страны египетские боевики убили местного солдата-копта, обвинённого в косвенной причастности к скандальному видео. После чего большинство коптских христиан, живущих в египетской части Синайского полуострова вблизи границы с Израилем, стали спешно покидать свои дома, опасаясь повторения нападений исламистских боевиков.

В связи со сложившейся ситуацией коптские лидеры уже выразили беспокойство по поводу дискриминационной политики сначала президента Египта Мохаммеда Мурси, а потом и временного правительства, чья деятельность также провоцирует рост эмиграции приверженцев немусульманских конфессий. А глава Европейского союза коптских организаций по правам человека Медхат Келада справедливо обратил внимание на следующее:

«Никто не должен ставить под сомнение патриотизм коптов… в то время как Мохаммед Мурси помиловал исламистских заключённых, обвинённых в уголовных преступлениях, он не помиловал ни одного копта, который был заключён в тюрьму вследствие преступлений сектантского или политического характера».

По данным коптского юриста Махмуда Рамзи, сегодня более 100 000 коптов подали заявки на иммиграцию в США и страны Скандинавии. По его мнению, «такие изменения в демографической ситуации Египта будут иметь крайне опасные последствия».

Повлиять на сложившуюся ситуацию призвал недавно избранный епископ Теодорус из провинции Аль-Бухейра. По его мнению, «сообщения о возникающих конфликтах на межконфессиональной основе из разных регионов страны заставляют многих коптов задумываться об отъезде из Египта». Что же касается связи церкви с антимусульманским фильмом, коптские иерархи призвали не обвинять всех христиан-коптов и коптский епископат в причастности к нему. «Мы отвергаем обвинения со стороны некоторых исламских движений в адрес всех христиан-коптов, проживающих за рубежом, и коптских священнослужителей в причастности к созданию и распространению фильма… эти обвинения ведут к разобщению египетского народа и направлены на разжигание межконфессиональной розни внутри Египта», — говорится в письме восьми коптских епископов, отправленного властям Египта. Патриархия также выступила с официальным заявлением, осуждающим антиисламскую направленность картины, отметив, что «нельзя обобщать действия отдельных личностей и перекладывать их вину на всех коптов и руководство коптской церкви».

При этом представители христианского духовенства отмечают крайне неравнозначную реакцию властей на преступления, совершённые приверженцев христианства и ислама. Первые всячески преследуются, а вот на деяния последних зачастую закрываются глаза — убеждены коптские епископы...

Мало того, сегодня наблюдается страстное желание исламистов взять Коптскую Церковь под свой полный контроль! Например, недавно они потребовали, чтобы финансы христианской церкви перешли под контроль государства. C таким заявлением, в частности, выступали представители салафистской партии исламских радикалов, входящих в Учредительное собрание, которое сегодня разрабатывает новый проект Конституции Египта. Впрочем, папа Пахомиус, исполняющий обязанности Патриарха Коптской православной Церкви, категорически отверг данное требование и осудил действия салафитов. Он отметил, что «для Церкви не приемлем контроль за её денежными средствами или пожертвованиями, сделанными кем-либо, и она не должна платить налоги государству, поскольку вся финансовая деятельность Церкви направлена на поддержку детей-сирот и нуждающихся коптов. Государство не может требовать уплаты налогов, потому что церковная деятельность это не какой-то инвестиционный проект. Поэтому это требование абсолютно неприемлемо, и если оно будет одобрено, это будет означать только одно: коптов подвергли явной дискриминации»...

Весной этого года австралийский профессор Рами Тадрос опубликовал исследование о гонениях на коптов в Египте под названием «Война слов: угнетение, копты Египта и государство». В своей книге Тадрос приводит статистику многочисленных случаев насилия в отношении христиан. В конце работы автор приходит к выводу, что египетские власти не только умышленно пренебрегают своими обязанностями по отношению к коптскому населению, но и принимают непосредственное участие в антихристианских акциях. Так, профессор приводит в пример убийства 26 коптов в Каире силами безопасности во время демонстрации у Масперо 9 октября 2011 года, доказывая тем самым, что зачастую противоправные действия в отношении коптского населения происходили при молчаливом согласии властей.

В данной ситуации удивление вызывает полное равнодушие мирового сообщества, которое настолько погрузилось в проблемы мусульман, что перестало замечать уничтожение носителей одной из древнейших человеческих культур. Между тем считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Современный коптский язык успешно использовался учёными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Основал коптскую церковь сам святой Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями «древних восточных» церквей, которые, как известно, дали толчок к развитию христианской веры и культуры во всём остальном мире...

Впрочем, по мнению старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН Бориса Долгова, "всплеск насилия против христиан не был запрограммирован «арабской весной». По мнению учёного, «арабская весна» начиналась под лозунгами борьбы с диктаторскими коррупционными режимами за демократическое государственное устройство. Эксперт отмечает, что в начале «арабской весны» не было никаких религиозных лозунгов. «Когда „Братья-мусульмане“ пришли к власти, большая часть населения считала их подлинными борцами против диктаторских режимов. Режим проводил репрессии против них. Поэтому они победили на выборах. Сейчас радикальные исламистские силы проявляют себя везде. Но всё же то, что происходит на Ближнем Востоке, нельзя назвать религиозной войной», — полагает российский востоковед.

Безусловно, то, что происходящее сегодня в Египте и других странах арабского востока в большей степени определяется политикой, чем религией, отрицать нельзя. Однако любая власть стремится поставить на свою службу религиозные институты, имеющие огромный авторитет в глазах граждан. И в нашем случае приверженцев ислама достаточно просто настроить на радикальные позиции и под прикрытием священной войной против «неверных» заставить послушно воевать за интересы стоящей у вершины власти небольшой группы людей.

В этой связи эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов справедливо полагает, что «когда неспособность подкрепить слова делом становится очевидной широким массам, тогда начинаются поиски внутреннего врага. А на эту роль хорошо подходят люди, придерживающиеся других религиозных взглядов. Это хорошо объясняет причину происходящего в настоящее время в странах арабского востока».

Гонениям несть числа

Гонения на христиан происходят не только в Египте. Немногим лучше живётся религиозному меньшинству Сирии. Так, в городе Маалула, считающимся оплотом христиан страны, исламисты использовали монахинь местного монастыря в качестве живого щита в боях с армией правительства. А в середине минувшего декабря монахини монастыря Святой Фёклы были вывезены в местечко Ябруд, которое находится в 80 километров от Дамаска. Игуменья расположенного в окрестностях столицы другого монастыря - Сайдания - Феврония Набхан смогла связаться по телефону с настоятельницей монастыря Святой Фёклы и получить от неё последнюю информацию о монахинях. «Монахини находятся в безопасном месте, но они не будут освобождены до тех пор, пока не будут удовлетворены требований исламистов», — сообщила она. Основное требование боевиков — освобождение одной тысячи сирийских женщин-мусульманок, содержащихся в тюрьмах строго режима.

Нередко судьба попавших в руки к боевикам христиан остаётся неизвестной. Так, в стране были похищены два митрополита, о местонахождении которых сегодня нет никаких данных. А в общем очевидцы отмечают, что в Сирии «христианские храмы безжалостно разрушаются, а верующие подвергаются жестоким гонениям обезумевшими в своей безнаказанности исламистами»...

Но гонения на христиан происходят не только в объятых огнем революции исламских странах. Так, власти «мирной» Саудовской Аравии выдворяют из страны любых мигрантов-христиан, которые отказываются принять ваххабитский режим государства. Касается это главным образом исповедующих христианство эфиопов, которых голод и безработица в родной стране заставляют массово эмигрировать в эту исламскую страну. По данным министра иностранных дел Эфиопии, количество эфиопских мигрантов, репатриируемых из Саудовской Аравии, с начала ноября 2013 превысило 100 000 человек. Большая часть из них сегодня вынуждена скрывать своё вероисповедание, другие к сегодняшнему дню уже выдворены из страны за непринятие исламской религии.

Притеснения христиан в наши дни происходит и в мусльманском государстве Бангладеш. В этой стране власти оказывают прямое давление на принявших христианство, пытаясь всеми способами вернуть их в исламскую общину. В частности, государственные чиновники заставляют христиан посещать мечети и настраивают мусульман против «отказников». Так, в селении Бильбатуагани (округ Тангайл, в 100 км к северу от Дакки) 8 сентября прошлого года группа из 25 христиан, в течение трёх лет тайно встречавшихся для молитвы, начала строить церковь. Но через пять дней председатель местного совета Рафикуль Ислам Фарук и 200 мусульман пришли на строительный участок и объявили о запрете строительства. Кроме того, представители местной власти заявили, что они сформировали специальный комитет. Цель комитета — остановить все виды христианской деятельности в районе. По словам одного из чиновников, христианский проповедник якобы «предлагает большие деньги бедным людям за переход в христианство». «Бедные люди становятся христианами под давлением жадности», — лживо заявил этот чиновник.

В результате, не только прекратилось строительство церкви, но и восемь христиан из 25 членов общины были вынуждены заново приняли ислам...

Кто же встанет за Христа?

Но почему западная общественность игнорирует или недостаточно полно освещает события, связанные с гонениями на христиан? А порой и вовсе представляет картину происходящего в искажённом виде? Ответить на эти вопросы в ноябре 2013 года постарались члены английского Национального либерального клуба. Так, по мнению участницы мероприятия Нины Ши (Nina Shea) из Центра религиозной свободы (Center for Religious Freedom), наибольшую слепоту и глухоту демонстрирует американская пресса и правительство. "Когда свергли Мубарака, одно американское информагентство заявило, что «Братья-мусульмане» «это по сути дела светская организация», — вспомнила Нина Ши. Другой участник дискуссии, историк Том Холланд (Tom Holland), с печально заявил, что «мы стали свидетелями исчезновения христианства и других религий меньшинств на Ближнем Востоке».

А один молодой человек задал присутствующим очень правильный риторический вопрос: «Где же было мировое христианство, когда происходило всё это?»

К сожалению, зачастую христианские деятели, не имея за спиной такой мощной, как в исламских странах, поддержки государства, предпочитают не акцентировать внимание мировой общественности на существующую проблему. Так, своё разочарование бездействием остальных религиозных лидеров выразил глава коптской церкви в Британии епископ Ангелос, горько заявив, что «если бы радикальные христиане сожгли 10 синагог или мечетей, не говоря уже о 50, то остальные их собратья по вере из кожи вон лезли бы, говоря о своём стыде». Справедливое замечание сделал раввин Джонатан Сакс (Jonathan Sacks), сравнив участь христиан Ближнего Востока с судьбой евреев в Европе. Джонатан Сакс также процитировал Мартина Лютера Кинга: «В итоге мы запомним не слова наших врагов, а молчание наших друзей»...

...Безусловно, судьба христиан в странах мусульманского мира сегодня осложняется именно ростом числа приверженцев радикального ислама. Радикальный ислам играет ведущую роль в Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре, Судане и Афганистане. Напомним, что сторонники радикальных течений в исламе стремятся к построению всемирного исламского государства (халифата), отличительными особенностями которого являются непримиримость к гражданскому светскому обществу, недопустимость раздельного существования религии и государства, отрицание всех неисламских законов и других религий, которые приравниваются к язычеству. На сегодняшний день существует более полутысячи экстремистских объединений, самые известные из которых — «Аль-Каида», египетский «Джихад», палестинский «Исламский джихад», действующая в Ираке «Ансар аль-ислам», развернувшая активную деятельность в Малайзии и Индонезии «Джемаа Исламийя». Все они стоят на очень жёстких антихристианских позициях.

В ответ генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 22 сентября 2011 года призвал противостоять дискриминации в отношении христиан, подчеркнув, что предубеждения в отношении тех или иных лиц, основанные на религиозной идентичности, недопустимы. Комитет по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), собравшийся 15 ноября 2011 года в Париже, также принял заявление в связи с актами насилия против христиан в Египте. Поводом для заявления послужили события 9 октября 2011 года в Каире:

«Это насилие, которое было осуждено председателем Ассамблеи, абсолютно недопустимо, и первые заявления египетских властей и их последующее бездействие не в состоянии убедить, что они действительно способны эффективно справиться с нарастающей межрелигиозной рознью».

Против любых форм ксенофобии, религиозной нетерпимости и экстремизма сегодня также активно выступает Русская Православная Церковь. Её представители справедливо обращают внимание на то, что одним из эффективных способов борьбы с дискриминацией христиан является активизация межрелигиозного и межкультурного диалога. «Мы с искренним интересом готовы обсуждать с мусульманскими братьями вопросы общественной нравственности, сотрудничать с ними по наиболее актуальным направлениям, словом, развивать открытый и честный диалог», — отмечают представители РПЦ.

Вероятно, сегодня, чтобы защитить приверженцев христианства в странах ислама, прежде всего необходимо создать постоянно действующие эффективные центры сбора и изучения информации о преследованиях на религиозной почве. Безусловно, ООН может и обязана — любыми способами — добиться от правительств ряда государств соблюдения общепризнанных норм религиозной свободы. Кроме того, также необходима активная социальная работа с населением, включающая в себя основы толерантности...

Лишь в этом случае, будет обеспечено соблюдение одного из важнейших прав любого гражданина – право на свободу совести.

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»