- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

История человечества попала под бульдозеры ИГИЛ

261DB11500000578-2970270-image-a-1_1424957194042 [1] Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто. Именно поэтому, в период глобальных катаклизмов и войн за мировое господство в первую очередь разрушаются памятники истории искусства. Так было во Вторую Мировую войну, во время войны в Ираке (2003—2011 г.г.), тоже происходит и сегодня на подконтрольных исламским террористам территориях северного Ирака...

Какой умысел таится в головах исламистов ИГИЛ,  и есть ли у памятников Древней Месопотамии шанс на выживание?

Прежде всего, напомним, что международная исламистская террористическая организация ИГИЛ обрела широкую известность летом 2014 года, когда боевики начали полномасштабное наступление на северные и западные районы Ирака, а также в северной Сирии (Курдистан). В числе первых городов под натиском исламистов пал Мосул (второй по величине город в Ираке), известный своими памятниками искусства древней Месопотамии, расположенной в междуречье рек Тигр и Ефрат ...

Древний Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония — эти легендарные царства сыграли огромную роль не только в развитии цивилизации Ближнего Востока, но и всего остального мира. Так, именно шумеры изобрели письменность, колесо, календарь и время, разделив год на 12 месяцев, сутки на 24 часа, а минуту на 60 секунд. Месопотамский эпос лежит в основе множества легенд других народов мира.

К примеру, библейский Ной – это никто иной, как древний аккадский герой Утнапиштим, знаменитый греческий герой Геракл – царь древнего города Урук Гильгамеш. История о младенце-найдёныше, спасённом благодаря чудесной удаче и ставшем вождём людей, очень часто встречается в легендах многих народов, но сказка о Саргоне Аккадском — самая древняя из известных нам. За ней последовали многие. В греческих мифах именно так спасаются Эдип и Персей, в римских — Ромул и Рем, в еврейских легендах — Моисей, и его история очень похожа на историю Саргона. Безусловно, каждый школьник знает и про Вавилонскую башню, и про знаменитые висячие сады Семирамиды...

Сегодня террористы как раз ударили по этой культурной колыбели человечества!

История, стёртая исламистами с лица земли

Своё чудовищное уничтожение они начали с центральной библиотеки в Мосуле, которая была взорвана в феврале 2015 года. Во дворе здания исламисты устроили костёр из книг и древних рукописей. По самым скромным оценкам, таким образом безвозмездно утрачено около 10 тысяч томов, среди которых были редчайшие экземпляры по культуре, философии, арабской истории, сотни других манускриптов.

Как рассказал директор мосульской библиотеки Ганем ат-Таан, ИГИЛ целенаправленно уничтожает библиотеки на всей подконтрольной группировке территории. Только в последние недели радикальными исламистами из ИГИЛ в этом регионе было разрушено сразу несколько библиотек, а хранившиеся в них более 100 тысяч книг — сожжены.

Но уничтожение книг стало лишь началом чудовищных преступлений террористов. В конце февраля боевики ИГИЛ кувалдами и дрелями уничтожили экспонаты музея города Мосул. В размещённом в интернете видеоролике, показывающем это, они заявили, что «статуи и скульптуры способствуют идолопоклонству и пророк Мухаммед велел им избавляться от таких реликвий».

Затем преступники варварски уничтожили бесценную скульптуру IX века до нашей эры, изображающую Шеду - крылатого быка с человеческим лицом. В мифологии древних ассирийцев это божество охраняло ворота во дворец от злых сил и хранило его обитателей. «Я совершенно потрясён, — сказал профессор археологии колледжа в Мосуле Амир аль-Джюмэйли. — Это катастрофа. С разрушением этих артефактов, мы больше не можем гордиться цивилизацией Мосула»...

Однако с наступлением весны апокалипсис наследия Ассирии продолжился. 4-го марта 2015 боевики ИГИЛ бульдозерами сровняли с землёй руины строений древнего ассирийского города Кальху (современный Нимруд). Нападение началось после полуденной молитвы, когда в сторону древнего Кальху отправились грузовики и тяжёлая техника. Полностью оценить масштаб совершённых здесь разрушений до сих пор не представляется возможным!

А 7-го марта аналогичная страшная судьба постигла руины древнего города Хатра. Город Хатра был основан в III-II веках до н.э. правителями Селевкидской империей, а в I-II веках н.э. — после присоединения уже к Парфянской империи — он являлся процветающим религиозным и торговым центром. Согласно данным представителя демократической партии Курдистана Саида Мумузини, кроме разрушений «исламисты ещё похитили хранившиеся в городе древние золотые и серебряные монеты времён ассирийских царей».

Спустя всего один день боевики ИГИЛ разграбили и частично уничтожили руины города Дур-Шаррукин, основанного в 717 году до н. э. ассирийским царем Саргоном II. Местные жители утверждают, что боевики вывезли из города большое количество артефактов, после чего взорвали их. После этого министр туризма Ирака Адель Фадх аш-Шаршаб буквально в отчаянии призвал международное сообщество и военную коалицию по борьбе с группировкой ИГИЛ усилить воздушные удары по позициям террористов...

Отметим, что помимо научных и культурных ценностей боевики ИГ уничтожают и признанные религиозные центры. Так, в иракском городе Тикрит террористы «Исламского государства» взорвали Зелёную церковь — один из старейших христианских храмов на Ближнем Востоке. Церковь принадлежала Ассирийской церкви Востока и была восстановлена в 2000 году при Саддаме Хусейне. А в провинциях Киркук и Ниневия были разрушены гробницы пророков Ионы, Георгия и Даниила. Не щадят бандиты и признанные мусульманские культурные центры — они уничтожили старинную мечеть Ал-Арбейн в Тикрите. Там находились гробницы 40 воинов раннего периода распространения ислама...

Археолог иракского происхождения доктор Ламия Аль-Гилани из Института археологии в Лондоне убеждена, что всё уничтоженное «это не только культурное наследие Ирака, эти ценности принадлежат всему миру. Они бесценны, уникальны». «Нимруд для нас в Ираке и для меня, как археолога, является одним из самых важных «сайтов». Террористы стирают нашу историю. Я хотела бы, чтобы все это было кошмаром, и я могла бы проснуться». Иракского археолога поддержал президент Британского института по изучению Ирака, Джон Кертис, назвав Нимруд «лучше всего сохранившимся ассирийским «сайтом» в Ираке». По его мнению, действия ИГИЛ – это «ужасающее преступление против культурного наследия всего мира».

Неудивительно, что многие специалисты сегодня сравнивают урон, нанесённый боевиками ИГИЛ мировой культуре, с разрушением Бамианских статуй Будды талибами в Афганистане в 2001 году. А археолог доктор Ламия Аль-Гилани говорит: «Если вы уничтожите Мосул, вы разрушите свою историю».

Только деньги и никакой идеи?

Но многие ли сильные мира сего представляют реальные размеры разыгравшейся трагедии? По действиям организации, поставленной на защиту памятников мировой истории культуры, этого, увы, не скажешь.

Так, Ирина Бокова, руководитель культурного учреждения ООН, ЮНЕСКО, лишь спустя три дня после трагедии в Мосуле осудила нападение. «Это ещё одно нападение против иракского народа, напоминая нам, что ничего не застрахован от культурной чистки, проводимой в стране, — сказала она. — Умышленное уничтожение культурного наследия является военным преступлением. Там нет абсолютно никаких политических или религиозных оправданий уничтожения культурного наследия человечества».

Красивые слова, жаль только, что ими действия ЮНЕСКО в Ираке и ограничились.

Правда, несколько быстрее отреагировала сама ООН. Её Генеральный секретарь призвал политиков и религиозных деятелей на Ближнем Востоке выступить с осуждением этого деяния и пресечь планомерное уничтожение культурных памятников, а также незаконную торговлю предметами исторической ценности. «Намеренное уничтожение нашего общего культурного наследия является военным преступлением и ударом по всему человечеству», — говорится в заявлении Пан Ги Муна.

Однако этим реакция «мирового сообщества» по сути и ограничилась...

Не исключено, что такая «вялость» связана с чёрным рынком контрабанды культурных ценностей, в котором, увы, задействованы очень многие влиятельные персоны. Сегодня известно, что нелегальная торговля древностями и антиквариатом является чуть ли не вторым пунктом финансового обогащения ИГИЛ после торговли нефтью! Именно поэтому в Великобритании, например, формально запрещено продавать антиквариат из Ирака и Афганистана. Однако поток отрубленных у статуй голов и фрагментов клинописных табличек всё равно продолжает беспрепятственно наводнять чёрные рынки антиквариата США и Европы.

Российский египтолог и музеолог Виктор Солкин так оценивает сложившуюся ситуацию:

«Те вещи, которые попали в конце XIX — начале XX века в Лондон, Париж и Берлин, — да, это вещи первой величины, это ворота из Вавилона Иштар из Вавилона, те же быки из Кальху. Так вот все эти вещи — это немножечко другая история. Потому что историками и археологами был чётко зафиксирован контекст этих вещей, эти вещи были перевезены в Европу с максимальным вниманием и сохранностью. А то, что происходит сейчас — это не просто проданные в Европу ценности, но это отпиленная голова статуи, вырезанный фрагмент клинописного текста, то есть всё это не только лишено контекста, но и прошло через руки вандалов».

По его мнению, мировому сообществу следует как можно быстрее «закрыть для вандалов границы, чтобы фрагменты не шли на чёрные рынки Европы и США».

Подобного мнения придерживается и Тесс Дэвис, исполнительный директор союза учёных по защите памятников Месопотамского искусства.

«ИГИЛ применяет очень деловой подход в отношении оккупированных территорий,  — полагает эксперт, — При этом, единственные люди, которые действительно получают прибыль от разграбления древних археологических участков — это террористы и недобросовестные коллекционеры».

«Даже если украденные артефакты будут восстановлены, они будут гораздо менее ценным для археологов и антропологов, изучающих их. Ведь грабя, мародёры уничтожают контекст их происхождения — информацию о том, где объект был найден, в каком слое почвы и в каком отношении к другим объектам. Эта информация для учёных представляет такую же большую ценность, как и сам объект», — убеждён исследователь.

По его словам, союз арт-дилеров и мародёров – новое явление, позволяющее процветать любым террористическим организациям. «Это не просто угроза древним дворцам и статуям, это угроза для народа Ирака», — заключает Дэвис.

Борьба за жизнь памятников

Впрочем, говорить однозначно, что для спасения памятников Древней Месопотамии вообще ничего не делается, всё же нельзя. Существенную роль в этой борьбе играют прежде всего иракские учёные — университетские профессора вместе с местными жителями сформировали специальные группы по отслеживанию повреждённых и украденных памятников. Эти эксперты являются основным источником информации для аналитиков Департамента внутренней безопасности США, когда те пытаются установить принадлежность любых подозрительных предметов, прибывающих из-за границы.

«Базы данных каждой страны имеют свою специфику, некоторые из них лучше, чем другие. Зачастую, приходится тратить огромное количество времени, чтобы добраться до них и воспользоваться их каталогами,  — говорит Эрин Киган, руководитель отдела расследований Департамента. — Часто мы сталкиваемся с тем, что украденные из Ирака памятники ещё не были каталогизированы, поэтому очень трудно доказать, что они были украдены».

В свою очередь, старший специальный агент Брентон Пасха заявил, что американское правительство сейчас работает над созданием усовершенствованной базы данных, в которую войдут все известный памятники северного Ирака. База позволит спецслужбам США выйти на след контрабандистов, работающих с ИГИЛ, в тот момент, когда они попытаются продать артефакты. «Мы создаём базу данных, благодаря которой мы будем в состоянии идентифицировать каждый фрагмент памятника, распиленного на куски, даже если они появятся на рынке через 5-10 лет после кражи», — заверяет Брентон Пасха.

Не теряют бдительность и музейные работники. Так, ввиду того, что ситуация в регионе была нестабильной все последние годы, решением Совета по древностям Ирака все наиболее значимые памятники из мосульского музея были заменены копиями. Например, когда на видео рушатся статуи, внутри которых просматривается железная арматура — это как раз копии: наиболее ценные экспонаты были эвакуированы несколько лет назад в музеи Багдада.

Кстати, в качестве протеста против уничтожения памятников Древней Месопотамии в Багдаде недавно, после 12-летнего перерыва, вновь был открыт Национальный музей древностей. «События в Мосуле заставили нас ускорить работу по реконструкции музея и открыть его сейчас, как ответ на уничтожения памятников в Мосуле», — сказал заместитель министра по туризму Кайс Хусейн Рашид. На церемонии открытия музея премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади отметил, что позиция официального Багдада заключается в сохранении культурных ценностей страны и в жёстком преследовании тех, кто возжелает их уничтожить.

Национальный музей древностей Ирака в Багдаде — самый старый музей в Ираке. Он был создан в 1923 году путешественницей, археологом и офицером разведки Гертрудой Билл. Изначально был известен как Багдадский археологический музей. В 2003 году после обстрелов войсками США здание музея оказалось частично разрушено, а потом разграблено мародёрами, действовавшими в течение нескольких суток. Из хранилищ и залов тогда пропало около 15 тысяч экспонатов времён древнейшей цивилизации шумеров и других периодов истории Месопотамии. Частично украденное впоследствии удалось вернуть, но 10 000 памятников по прежнему находятся в официальном розыске.

Ради справедливости стоит отметить, что всестороннюю поддержку музею оказали и главные виновники трагедии 2003 года – Соединённые Штаты Америки. 16-го марта 2015 года США вернули Иракскому музею около 60 древних артефактов. В числе вернувшихся памятников: старинные стеклянные сосуды, глиняные таблички, бронзовые копья и топоры. Вернулась в музей и знаменитая голова ассирийского быка Шеду, похищенная из дворца Саргона II. Памятник датируется примерно 700 г. до н.э. и оценивается в до $ 2 млн долларов...

И всё же речь сегодня идёт о колоссальных и невосполнимых потерях — что музея Багдада, что памятников других иракских городов! Очевидно, человечество сегодня просто обязано предпринять более решительные меры по предотвращению дальнейшего разрушения исторической культуры Месопотамии, этой настоящей колыбели мировой цивилизации!

В противном случае нам нечего будет оставить после себя потомкам, а мы — все ныне живущие — окончательно потеряем право зваться цивилизованными людьми...

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»