- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Как спецслужбы США влияют на фантастические сериалы своей страны

36079892 [1]В 1981 году на советские экраны (хотя и с небольшим запозданием) вышел американский детектив «Три дня Кондора». Эта кинолента пользовалась у нашего зрителя столь бешеной популярностью, что в итоге в СССР был переведён и издан роман Джеймса Грэйди «Шесть дней Кондора», который собственно и был положен в основу в высшей мере популярного фильма.

Не будем вдаваться в художественные особенности киноленты и романа, а остановимся на завязке действия. Она крутится вокруг работы Американского литературно-исторического общества, которое по сюжету являлось аналитическим подразделением ЦРУ. Эта структура занималась мониторингом приключенческой и детективной литературы, выявляя утечки информации, а также выискивая новые нестандартные решения для «специальных операций»...

С тех пор о связи западных спецслужб и мира искусства было написано и сказано очень много. Впрочем, на протяжении долгого времени в литературе, а затем и в кинематографе имелась отрасль, которой «рыцари плаща и кинжала» не уделяли должного внимания. Речь идет о фантастике. Во времен «охоты на красных ведьм», когда в США бушевал маккартизм, а британские спецслужбы довольствовались наветами Дж.Оруэла, который весьма охотно доносил на своих знакомых, подозреваемых им в симпатиях к СССР, научная фантастика считалась жанром неперспективным и даже легкомысленным.

Ведь с одной стороны «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика могла загнать в состояние деменции любого, кто пытался найти в ней хоть какой-то очевидный смысл. С другой стороны, «Звёздные войны» Джорджа Лукаса невольно стали рекламной картинкой для программы стратегической оборонной инициативы (СОИ), которую активно разрабатывало правительство Рейгана, а потому едва ли надо было «вмешиваться» в творческий процесс.

Одним словом, западные спецслужбы долгое время фантастикой не интересовались. Ситуация в корне поменялась в середине 90-ых годов.

Причиной радикальных перемен в отношении фантастики стал без преувеличения культовый сериал Криса Картера «Секретные материалы» (X-Files). Стартовав в 1993 году, он за несколько лет нанёс имиджу правительства США урон больший, нежели советская и китайская пропаганда вместе взятые!

Оно и неудивительно — если в конце 80-ых годов приверженность конспирологическим моделям была уделом маргиналов, а потому вызывала у большинства обывателей либо презрение, либо скептическую усмешку, то уже к 1996 году значительная часть американцев была свято уверена в том, что правительство США не просто скрывает от них правду, но участвует в «заговоре», целью которого являлись сверхсекретные эксперименты и манипулирование сознанием граждан.

С этого момента началось самое настоящее вторжение западных спецслужб в область фантастических фильмов и сериалов! Неявным образом вырабатывались три модели воздействия на сознание конечного потребителя, то есть зрителя (причем, не только американского).

Довести до абсурда

Первой моделью, применяемой в области популярной фантастики, стала дискредитация идей. Это весьма примитивный, но эффективный по уровню воздействия ход. Вместо того, чтобы замалчивать проблему, её фактически «забалтывают». В качестве примера можно привести кино-эпопею «Люди в чёрном».

Сейчас уже едва ли кто помнит, что формальной основой для этих фильмов являлись весьма распространенные в среде американских радикалов и белых сепаратистов представления о таинственных «чёрных вертолётах» или «вертолётах с людьми в чёрном» — якобы те похищали не в меру деятельных оппозиционеров, которые никак не хотели мириться с воззрениями американского правительства.

Кстати, принимая во внимание, что у США во многих странах мира существуют тайные тюрьмы, то в версии о похищении людей нет ничего нереального. Впрочем, если сейчас вы попытаетесь рассказать о «людях в чёрном», то вас, скорее всего, примут за неуравновешенную личность, которая оказалась под воздействием фильмов («Передавайте привет Уилу Смиту»).

Нечто аналогичное в настоящий момент происходит с сериалом Рональда Мура «Спираль» (Helix). По сути, речь идёт о поп-культурной нейтрализации вполне серьёзных идей, которые были изложены бывшим сотрудником британских спецслужб Коулманом в документальной книге-расследовании «Комитет 300». Якобы существующий «Комитет 300» (по описанию весьма напоминающий Бильдербергский клуб) планирует в том числе радикальное сокращение численности человечества, для чего намеревается использовать генетические разработки.

В сериале «Спираль» герои как бы случайно узнают, что сокрытая от глаз посторонних наблюдателей корпорация «Иллария» рассчитывает сократить численность человечества либо посредством смертельного вируса-мутанта, либо через распространение искусственного бесплодия. Чтобы этот сериальный сюжет не выглядел слишком «правдоподобно» управляющий совет «Илларии» образовали из человекоподобных бессмертных существ с серебристыми глазами. Соответственно любая попытка обсуждения проблемы «генетического геноцида» неизбежно может быть встречена ироничными замечаниями: «Спираль», конечно, качественный сериал, но вам надо поменьше смотреть телевизор"...

Приказано уничтожить

Второй моделью воздействия на сознание может быть жёсткая цензура. Если в предыдущем случае мы рассматривали вариант с «забалтыванием» проблемы, то в некоторых случаях применяется его полная противоположность – замалчивание вопроса. Это проявляется в форме внезапного исчезновения сериалов с телеэкрана. Обычно это сопровождается заявлением, что сериал снят с производства по причине его низких рейтингов.

Например, так произошло с сериалом Ника Ваутерса «Событие» (The Event). Если опустить собственно фантастическую составляющую сериала, то в нём детально показан механизм стороннего воздействия на правительство США, что в итоге может привести к глобальным негативным последствиям. Если принять во внимание, насколько стремительно сериал исчез из эфира, может оказаться, что этот «механизм» — не просто умозрительная картинка, выдумка ради выдумки.

Конечно, нельзя исключать, что сериалы «исчезают» из-за действительно низких рейтингов. Но в ряде случаев всё-таки становится известно действительное положение вещей.

Например, в числе «пропавших» сериалов оказался «Светлячок» (Firefly) Джосса Уидона. Его рейтинги были просто невероятными. Они были настолько велики, что после внезапного закрытия сериала, поклонники этого «космического вестерна» смогли собрать средства, чтобы он был закончен уже в виде полнометражной киноленты — «Миссия Серенити».

Можно предположить, что вина «Светлячка» заключалась лишь в том, что он подавал пример, как можно сопротивляться внешне либеральной, но при этом лицемерно-коррумпированной системе, в которой без проблем узнавались США.

Нечто аналогичное можно сказать и про сериал Ива Симоно «Визитёры». Этот ремейк сериала «Виктория» оборвался на самом кульминационном моменте, а именно — когда было решено дать организованный вооруженный отпор «визитёрам». Если в 1984 году сценарный ход с «визитёрами» у американских властей не вызывал вопросов – подразумевалось «советское вторжение» — то в 2009—2010 годах всё выглядело уже не так убедительно.

«Визитёры» (именно так именуют внезапно прибывших на Землю инопланетян) дружелюбны, они несут прогресс и передовые технологии, они готовы помогать людям, Но… всё это оказывается глобальным обманом – на практике «визитёры» коварны и рассматривают людей... в качестве пищи! И тут едва ли могут быть какие-то разночтения — во внешне дружелюбных и весьма напоминающих людей «пришельцах» однозначно узнаются американские власти, занимающиеся «экспортом демократии».

Обаяние зла

Самой сложной схемой воздействия на зрителя является третья модель, а именно убеждение. Именно её можно назвать верхом манипуляций посредством телевизионных сериалов на фантастическую тематику. В этом сегменте уже есть свои классические примеры.

В качестве такового можно привести сериал «В поле зрения» (Person of Interest), который создан живым классиком фантастического кино Джонатаном Ноланом. В данном случае речь идет не о замалчивании и не о профанации проблемы, а о её «предвосхищении».

Не надо быть большим знатоком политических реалий, чтобы узнать в одном из главных героев сериала (Гарольд Финч) реального существующего человека — исполнительного директора корпорации «Палантир» Алекса Карпа. Справедливости ради можно отметить, что сериал «В поле зрения» (в некоторых переводах «Подозреваемый») можно рассматривать как растянувшийся на несколько сезонов рекламный ролик корпорации «Палантир».

Вообще, об Алексе Карпе и «Палантире» можно рассуждать бесконечно долго, но их деятельность – это тема для отдельного разговора. В рамках же данного материала важно отметить, что Алекс Карп — не просто богатей из «списка Форбс», не просто глава фирмы, которая работает на ЦРУ и АНБ, а постоянный участник последних встреч Бильдербергского клуба.

Что же так сильно заинтересовало «мировое теневое правительство» в работе 40-летнего программиста? Сам он предпочитает пространные рассуждения об анализе данных, который позволяет бороться с терроризмом. Однако было бы правильнее говорить о новой системе тотальной слежки, которая кроме всего прочего сращена с алгоритмами «искусственного интеллекта».

Любой нормальный человек, вне всякого сомнения, будут насторожен и взволнован, если за ним будет следить всепроникающий и фактически всемогущий искусственный разум. Но создатели сериала «В поле зрения» проповедуют совершенно иное: информационно-цифровой монстр преподносится ими как «душка», несомненное благо, которое позволит справиться с преступностью, терроризмом и прочими негативными явлениями нашего общества...

Надо отметить, что попытка преподнести тотальный контроль как сугубо положительное явление предпринимается во многих современных фантастических сериалах (чего нельзя сказать о фантастике прошлого).

Взять хотя бы сюжетную линию сериала Саймона Бэрри «Континуум» (Continuum). По сюжету, мятежники, восставшие против тотального государства-корпорации, показываются как опасные преступники и безответственные эгоцентристы, а вот «общество всеобщего контроля» в итоге предстаёт пред зрителем как некий и очень положительный «город-сад».

Попытка вырваться за рамки дозволенного осуждается и в новом сериале Чада Ходжа и Найта Шьямалана (еще один маэстро современной кинофантастики) «Сосны» (Wayward Pines) — город, из которого нет выхода, демонстрируется как колыбель цивилизации, осаждаемая злобными недочеловеками (в некоторых образах США и Третий рейх фактически дублируют друг друга).Между тем как в классической фантастике подобного рода места («город без выхода») подаются как средоточие зла и извращения человеческой сущности (вспоминаем «В пасти безумия» глашатая независимого американского кино Джона Карпентера)...

Если же говорить об отказе от традиционных ценностей, то дальше всего шагнули персонажи, некогда бывшие братьями Вайчовски. В их новом творении, сериале «Восьмое чувство» (Sense8) всё буквально перевернуто с ног на голову: гордыня показана не как «мать всех грехов», а как позитивное явление, а отказ от идентичности рассматривается как нечто само собой разумеющееся. Речь идёт не просто об отрешении от социальной, национальной или половой идентичности, но и об отказе считать себя человеком! Если создатели «Цифрового сериала» (H+) полагают такого рода трансгуманизм опасным, способным не просто вызвать мировую катастрофу, но и вообще уничтожить человечество, то Вайчовски в «Восьмом чувстве» мыслят это пугающее явление забавными и способствующим повышению «качества» жизни...

... У фантастических сериалов есть одна особенность – их в основном смотрят молодые люди, которым предстоит строить будущее. У них нет собственного жизненного опыта, а потому им затруднительно давать оценки тем или иным явлениям, чем и пользуются западные политики и зарубежные спецслужбы.

В отличие от прошлых веков сегодня вовсе нет необходимости излагать революционные идеи на страницах книг, которые позже «переворачивают мир». Достаточно заложить нужные идеи в качестве информационного фона во множество телевизионных проектов, и будущее будет предсказуемым, точнее говоря, запрограммированным, и я сказал бы даже — страшным...

Андрей Васильченко, писатель-историк, кандидат исторических наук, специально для «Посольского приказа»