- ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - http://www.posprikaz.ru -

Посла США послали домой

i [1]  На этой неделе стало известно, что сразу после Олимпиады в Сочи Москву покинет посол США Майкл Макфол. Как сказал мне один сотрудник нашего МИДа, удивительно не то, что Майкл нас покидает, удивительно то, что этого не произошло гораздо раньше. Ибо столько дипломатических скандалов и явных провалов в России американское внешнеполитическое ведомство не знало, пожалуй, со времён холодной войны. Думается, что профессиональные сотрудники посольства даже вздохнули с облегчением, когда узнали, что мистер Макфол их наконец-то покидает.

Сам бывший теперь посол особо не распространяется насчёт истинных причин своей отставки. В своём прощальном послании он что-то говорил о своих достижениях и неудачах на поприще российско-американских отношений. Однако о главных своих «ляпах» на дипломатическом посту он не обмолвился ни словом. Между тем, именно они и стоили ему карьеры...

Надо сказать, что Макфол не является настоящим дипломатом, его в большей степени следует отнести к международникам-политологам, пиарщикам, занимающихся главным образом политической пропагандой. В начале 90-ых он работал в Московском центре Карнеги, затем возглавлял «Программу российской внутренней политики» в головном офисе этого исследовательского института в Вашингтоне, затем трудился в Совете Безопасности. А заодно пописывал книжки, названия которых говорят сами за себя — «Продвигая демократию за рубежом: почему мы должны и как мы это можем», «Революция в оранжевом цвете: причины украинского демократического прорыва». Словом, он был одним из тех, кто разрабатывал стратегию «оранжевых революций» на пост-советском пространстве.

Макфол, являясь убеждённым сторонником Демократической партии, активно работал в предвыборном штабе будущего президента США Барака Обамы. По всей видимости именно тогда он и сумел подать себя Обаме в качестве «лучшего специалиста по России». И в конце 2011 года получил важный пост посла США в Москве.

Думается, что это назначение во многом было связано с намерениями американских властей устроить в нашей стране нечто подобное «оранжевой революции». США одно время сильно поддерживали тогдашнего российского президента Дмитрия Медведева, имевшего за рубежом имидж убеждённого западника и либерала, к тому же идущего на постоянные уступки западному миру (вроде российской капитуляции в Ливии). Но когда о своих намерениях баллотироваться на пост президента России выразил премьер Владимир Путин, Запад выразил страшное недовольство. Что и предопределило по-настоящему авантюрные шаги со стороны нового посла Макфола...

Архитектор провалившейся революции

Сразу после президентских выборов в России, прошедших весной 2012 года, многие обратили внимание на то, что западные государства выдержали определённую паузу в признании выборов российского президента. Свои поздравления Владимиру Путину немедленно направили лидеры Китая, стран СНГ, некоторых государств Азии и Латинской Америки. А вот со стороны Запада наблюдалась какая-то недобрая тишина. Одна только канцлер Германии Ангела Меркель приветствовала избрание Путина. А вот все остальные члены ЕС хранили гробовое молчание. Точно также как и отмалчивались Соединённые Штаты Америки...

Ситуация разрядилась лишь спустя почти двое суток. Первым «прорезался голос» Госдепартамента США, который заявил о том, что готов работать с Владимиром Путиным. А следом, как по команде, заговорили и другие «молчуны». Что же может стоять за столь затянувшейся паузой признания?

Отчасти ответ на этот вопрос дают некоторые западные СМИ. Одно из них утром 5-го марта 2012 года написало о том, что де стоит подождать с признанием итогов российских выборов — посмотрим, как на выборы отреагирует «Пушкинская площадь», мол, за ней и будет последнее слово. Напомню, что вечером 5-го марта на Пушкинской площади Москвы планировался и состоялся митинг непримиримой антипутинской оппозции.

Сложно сказать, что именно Запад ждал от этого митинга, но, судя по появившимся следом сообщений мировых информационных агентств, мероприятие явно разочаровало западников. Как уныло заметило американское издание «Нью-Йорк таймс», «в толпе, численность которой составляла всего 15 тысяч человек, уже не было того пьянящего оптимизма, который присутствовал на предыдущих митингах оппозиции». Явно не произвели на Запад и провокационные попытки некоторых оппозиционных деятелей устроить потасовки с полицией. Именно после митинга на Пушкинской и последовали поздравления в адрес Путина.

То есть, налицо вырисовывался следующий план. Если оппозиционеры сумеют вывести на улицы сотни тысяч человек, то тогда итоги выборов можно и не признавать, не смотря на любые итоги голосования. Но увы, здесь закулисных дирижёров очередной «русской революции» явно ждало разочарование — как уже говорилось, на митинг «для революции» собралось слишком мало народа, а выступавшие лидеры оппозиции выглядели испуганными и растерянными, они не знали, что толком можно сказать собравшимся людям. Стало ясно — раскачать ситуацию в России пока не удалось. Запад принял это во внимание, после чего в адрес Путина и посыпались поздравления с победой.

Так вот, есть серьёзные основания полагать, что этот план был разработан по инициативе и при непосредственном участии посла Майкла Макфола. Ещё 17-го января 2012 года организаторы массовых протестов москвичей на Болотной площади — Борис Немцов, Владимир Рыжков, Евгения Чирикова и прочие — «засветились» возле американского посольства, куда их пригласил на аудиенцию новый посол США в России Макфол. Оппозиционеры тогда очень нервно реагировали на появление журналистов. Видимо, они хотели, чтобы этот визит остался в тайне. Кто-то из них просто убегал от представителей прессы, кто-то, как Борис Немцов, пытался «отшучиваться», ну а кто-то, вроде защитницы Химкинского леса Евгении Чириковой, нёс откровенную ахинею: «Если можно использовать Америку в борьбе против режима Путина, разграбляющего природные ресурсы нашей страны, это надо делать!». В общем, оппозиционеры выглядели словно нерадивые школьники, коих застукали во время прогула уроков. По этому поводу, на мой взгляд, хоть и едко, но метко высказался один известный информационный интернет-сайт:

«Большинство российских „революционеров“ известны своими частыми визитами в США. Но оппозиция всегда отрицала свои связи с Госдепом США. Теперь все интересующиеся могут увидеть, как „революционеры по вызову“ посла исправно являются на встречу, как на службу. Снимаются все вопросы о том, кто в реальности руководит протестными акциями в России».

Надо сказать, что новый американский посол уже давно был лично знаком с представителями нашей оппозиции. Скандально известный сайт «Вики-Ликс» однажды опубликовал секретную телеграмму американского посольства в России. В ней рассказывалось об одной тайной встрече, состоявшейся в январе 2010 года между тогдашним директором департамента России в Совете Национальной Безопасности США Майкла Макфола с российскими правозащитниками. Правозащитники требовали от американского чиновника «повысить градус вмешательства США» в российские дела и шантажировать Москву экономическими санкциями, дабы добиться «депутинизации» и «демократизации» нашей страны. В ответ Макфол предложил оппозиционерам самим более активно работать внутри нашей страны, объясняя, что «демократизация» должна исходить от самой России.

Очевидно, что сразу после своего нового назначения Макфол как раз и занялся «демократизацией» России изнутри. Для того и позвал оппозиционеров в посольство США — видимо, чтобы дать новые инструкции и распределить финансовую и иную материальную помощь...

Говорят, что именно с его подачи Госдепартамент США перечислил оппозиции в канун выборов порядка полутора миллиардов долларов. Мало того, как стало известно российским журналистам, практически все оппозиционные интернет-сайты, которые вели яростную антипутинскую пропаганду, были зарегистрированы на территории Америки — в штатах Вашингтон и Пенсильвания. Да и сами оппозиционеры особо не скрывали своих связей с западными правительственными организациями. Они словно на работу продолжали регулярно ходить в посольство США, где требовали усилить международное давление на российское руководство.

А буквально за месяц до 4-го марта 2012 года, то есть до дня голосования, лидеры оппозиции и многие другие активисты «несогласных» дружно выехали в Литву, в некую «политическую школу», где якобы учились «правилам наблюдения за процессом выборов». Чему они там на самом деле учились, можно судить по громким заявлениям одного из оппозиционных лидеров Алексея Навального. Тот сказал, что президентские выборы он никогда не признает, а сразу после их прохождения его сторонники намерены устроить бессрочную осаду Кремля, устроив в центре Москвы палаточный лагерь — по примеру Киевского Майдана.

Активизировались и западные СМИ — Путина объявили чуть ли не исчадием ада, его приравнивали к самым кровавым диктаторам в истории человечества, который де «исчерпал лимит доверия со стороны мирового сообщества». Одновременно утверждалось, что глава российского правительства фактически лишился поддержки населения и что выборы он может выиграть только путём грубейших фальсифкаций. Словом, западное общественное мнение уже заранее готовили к тому, что итоги выборов в России никем в мире не будут признаны...

Для него Россия — это «дикая страна»

Как мы знаем, антипутинская акция провалилась. За Путина на выборах проголосовало такое количество Россиян — свыше 60%, что противники России были буквально выбиты из колеи: такую цифру сфальсифицировать просто не возможно! Для посла Макфола это стало не просто неприятным сюрпризом — отношения с российскими властями были безнадёжно испорчены, в глазах Кремля посол стал однозначно одиозной фигурой, с которой официальная Россия не намерена иметь никаких серьёзных дел. Как пишет в этой связи политолог Александр Артемьев:

"В конце марта 2012 года послу дано было понять, какие линии он может переступать, а какие нет. Однажды Макфол долго не мог попасть к правозащитнику Льву Пономарёву в офис его движения «За права человека» — в течение целых двадцати минут он вынужден был объясняться с телевизионщиками из НТВ по поводу визита к оппозиционеру. Ранее те же репортёры блокировали его после встречи с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом. В какой-то момент Макфол вспылил, попытавшись выяснить у журналистов, откуда они получают сведения о его рабочем графике, и между прочим выпалил: «Россия — это дикая страна!»

За это ему пришлось извиняться, но уже в мае Макфол допустил ещё одну оплошность: назвал своими именами суть российской политики в Киргизии. „Авиабаза в Манасе была важной частью инфраструктуры нашего афганского транзита, но в феврале 2009 года Россия предложила киргизскому президенту Бакиеву большую взятку, чтобы он выкинул нас оттуда. И знаете что? Мы тоже попробовали предложить ему деньги, но наша сумма оказалась в десять раз меньше той, что ему обещала Россия“, — заявил посол студентам Высшей школы экономики...

Уже в середине 2012 года российские власти добились значительного сокращения контактов американского посольства с ведомствами различных уровней в Москве. К зиме 2012—2013 года установка минимизировать контакты с американским посольством была дана и депутатам Государственной Думы...».

Отношения между Россией и США ухудшались чрезвычайно стремительно. Бурная революционная деятельность Макфола отчётливо выявила факт того, что очень многие неправительственные иностранные организации, действующие в России, грубо вмешиваются во внутренние дела нашей страны. Отсюда, по словам Александра Артемьева:

«... весной 2012 года в России был принят закон, объявивший все некоммерческие организации, занимающиеся „политической деятельностью“ и получающие финансирование из-за рубежа, иностранными агентами... В сентябре 2012 года по настоянию МИДа была приостановлена деятельность в России Агентства США по международному развитию, а зимой 2012—2013 годов из страны выехали офисы двух американских некоммерческих организаций, IRI (Международный республиканский институт) и NDI (Национальный демократический институт), являвшихся фондами-операторами, которые распределяли американскую помощь среди российских НКО. Отъезд был похож на бегство ― страну покинули не только иностранцы, но и российские сотрудники, причём вместе с семьями».

Дальше — больше. Возникла международная перепалка по так называемому делу Сергея Магницкого, которая вылилась в принятие США специального закона, согласно которому Америка по своему усмотрению может вводить специальный репрессивный список тех или иных лиц из России, которым запрещён въезд в США. В ответ Россия приняла «закон Димы Яковлева», запрещающего американцам усыновление российских детей-сирот. Одновременно выявились серьёзнейшие противоречия по сирийскому вопросу, вплоть до намерений властей США начать военную интервенцию в эту арабскую страну...

Конечно, в нагнетании всей этих вещей виноват не только один посол Макфол — в Вашингтоне и без него хватает русофобствующих «ястребов». Однако столь необходимые в возникших проблемах российско-американские контакты через посольство в Москве были безнадёжно испорчены именно самим посланником. А все двусторонние противоречия были вынуждены напрямую решать между собой российский министр иностранных дел Сергей Лавров и государственный секретарь Джон Керри — на Макфола же никто просто не обращал внимания, словно его не существовало в природе.

Говорят, что личным глубоким потрясением для посла стала скандальная история с Эдвардом Сноуденом, бежавшим из Америки сотрудником «Агентства национальной безопасности». Не смотря на все прилагаемые послом усилия, он так и не стал полноценным посредником в сложных переговорах между Россией и США по поводу судьбы этого человека — причём Макфола игнорировали как наши, так и сами американцы. Стало очевидно, что его дни в Москве сочтены...

... Примечательно, что из нашей страны он поедет не в Вашингтон, а прямо в родную Калифорнию, на преподавательскую работу. А это для него означает полную и безоговорочную отставку. Очень хочется надеяться, что судьба Макфола послужит для США хорошим уроком, и на должность послов в России отныне будут назначать профессиональных дипломатов, а вовсе не «идейных», революционно-озабоченных пиарщиков.

Вадим Андрюхин, главный редактор