Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Кто больше пострадает от отключения системы «SWIFT» — Россия или Запад?

Кто больше пострадает от отключения системы «SWIFT» — Россия или Запад?

61eb68 Несмотря на то, что на Украине наметились определенные подвижки если не к миру, то хотя бы к перемирию, Запад продолжает грозить России новыми санкциями. Существующие финансовые и технологические ограничения уже изрядно напакостили российской экономике. И по большому счёту, у Запада осталось в арсенале только одно экономическое пугало — отключение России от международной банковской системы «SWIFT». И хотя на минувшей неделе и Евросоюз, и США заявили, что пока не собираются проводить такое отключение, угроза всё равно остаётся, и угроза вполне реальная.

Наши банкиры уже сравнили этот шаг с «объявлением войны» и «концом света». Так чем же так страшно это отключение? И чем мы можем ответить на эти угрозы?

Дом, который построил «SWIFT»

«SWIFT» — самая известная и востребованная международная система передачи финансовых данных. Она помогает банкам быстро проводить платежи, переводы, осуществлять операции с ценными бумагами. Технологически «SWIFT» — это как электронная почта, которая передаёт финансовые документы. При этом внутри этой почты надёжность такая, как будто каждое электронное послание заверено нотариусом. Любая финансовая организация, входящая в систему «SWIFT» получает свой код, который служит гарантией и опознавательным знаком для партнёров, с которыми она работает. Всегда можно быстро и точно отследить, от кого и когда пришёл платеж. Благодаря этой универсальности скорость расчётов между банками выросла в разы...

Организационно «SWIFT» представляет из себя этакий банковский кооператив. Он был создан в 1973 году, и изначально в него входили 239 банков, которые одновременно являлись соучредителями. Этот принцип сохраняется и сейчас: система «SWIFT» принадлежит тем банкам, которые в неё входят. На сегодняшний день это уже около 10 тысяч финансовых организаций из 210 стран. Юридически банковское сообщество зарегистрировано в Брюсселе. Фактически же — организация международная.

Сейчас в России через «SWIFT» проходит до 90 % международных платежей. К системе подключены около 600 российских банков (больше половины). По количеству пользователей «SWIFT» мы находимся на втором месте после США. Благодаря этому Россия становится всё более влиятельной и внутри системы: буквально на днях было объявлено, что представитель нашей страны войдет в совет директоров «SWIFT». А вот Нидерланды и Гонконг, напротив, лишатся там своих мест.

Уже одно это обстоятельство вызывает вопрос — а как вообще в таком случае Россию можно отключить от «SWIFT»? К тому же, официальные представители организации не раз заявляли, что не собираются действовать себе в убыток. Многие банки продолжают активное сотрудничество с российскими компаниями, некоторые западные финансовые организации имеют здесь свои филиалы. В случае отключения от «SWIFT» их работа будет практически парализована. А никто из воротил финансового мира, будучи в здравом уме, свою выгоду не упустит.

Так что, даже если США и Евросоюз придут к единодушному решению окончательно финансово изолировать Россию, сделать это будет очень сложно. Ведь «SWIFT» — это не чья-либо государственная структура, а, грубо говоря, частная лавочка. Причём, у неё не один-два акционера, с которыми можно договориться, а тысячи!

Словом, все эти нюансы выглядят крайне утешительно для нас. Но есть одно «но»...

Несмотря на перечисленные сложности случаи отключения от «SWIFT» всё же были. Под аналогичную меру попали в 2012 году основные банки Ирана. Причиной стала ядерная программа страны, которая, по мнению Запада, носила далеко не мирный характер. Иран тогда обложили санкциями, почище, чем Россию. И отключение от «SWIFT» стало завершающим этапом.

Изначально это решение принял Совет Евросоюза, а «SWIFT», как законопослушная организация с бельгийской регистрацией, была вынуждена подчиниться воле ЕС, хотя для виду и «проскрипела» что-то о нарушениях прав иранских банков.

Последствия для страны оказались весьма серьёзными! Отключение от «SWIFT» буквально обрушило продажи иранской нефти, одного из основных источников доходов страны — из-за невозможности международных переводов торговать сырьём Иран фактически мог либо за наличные, либо за золото, либо на бартер. Первые два пункта весьма затруднительны, а третий не способствует наполнению государственного бюджета. В итоге, экспорт нефти в Иране за несколько месяцев упал почти в три раза — с 2,2 млн баррелей в день до 860 тысяч баррелей. Вслед за падением нефтяных продаж обрушилась и национальная валюта страны — иранский риал. Население обеднело, как и ассортимент в магазинах — из-за невозможности международных расчетов сократился импорт. А ВВП Ирана снизился в целом на 8%...

Так что, несмотря на то, что «SWIFT» — это всего лишь банковская технология, её отключение может ударить весьма болезненно...

Долг платежом страшен

Когда угрозы отключения России от «SWIFT» только начали звучать, глава ВТБ Андрей Костин отреагировал однозначно: «Введение подобных санкций равносильно объявлению войны. На следующий день российский и американский послы будут вынуждены покинуть столицы».

А финансовый омбудсмен Павел Медведев назвал отключение от «SWIFT» «концом света». Объясняется это просто: основные доходы нашей страны идут от продажи сырья за рубеж. Продавать нефть и газ нам и дальше не возбраняется, но вот получить за это деньги будет проблематично. Это не устроит ни наших экспортеров, ни конечных потребителей, так что спрос на российские ресурсы может упасть. Точные масштабы бедствия даже мало кто берется предсказывать. Бывший министр финансов Алексей Кудрин предрекает, что падение ВВП в случае отключения России от «SWIFT» составит 5 процентов.

А уж что будет с нашими компаниями, которые привыкли отовариваться за рубежом, и представить страшно. Сложно вообразить, что они повезут через границу чемоданы с валютой и золотыми слитками, чтобы накупить товар. Соответственно, наши компании будут по-прежнему обращаться к банкам, которые, в свою очередь, станут передавать платежи допотопными средствами типа факса. Деньги будут приходить с ощутимыми задержками, что может попросту сорвать поставки.

Учитывая, что по некоторым оценкам зависимость России от импорта доходит до 85 процентов, ситуация может стать критической. За границей мы закупаем всё — от продовольствия и одежды до автомобилей и сложных промышленных станков оборудования. Соответственно, проблемы коснутся всех производителей. Крупным предприятиям, которые рассчитывали провести модернизацию на европейском оборудовании, придется заморозить проекты.

С проблемами столкнутся и мелкие фермерские хозяйства, которые не смогут вовремя закупать семена за рубежом. Встанут заводы, которые используют импортные комплектующие. Бизнес будет парализован, страну накроет волна массовых банкротств...

По мнению большинства аналитиков, не пострадают только рядовые пользователи банковских карт, поскольку на международные платежи они не завязаны. Правда, и этого нельзя утверждать с уверенностью: в последние время многие наши кредитные организации начали использовать «SWIFT» и для платежей внутри страны. Но если в этом направлении они могут легко перескочить на систему ЦБ, то в международном плане аналогов «SWIFT» пока нет.

Разработки альтернативной системы были начаты ещё несколько лет назад, но, как пишут некоторые СМИ, с приходом Эльвиры Набиуллиной были заморожены. Чтобы дать системе «оттаять», довести до ума и обкатать, потребуется не меньше года. Пока же, как говорят специалисты, в случае отключения от «SWIFT» можно будет использовать другие каналы типа факса или системы Telex, которая, хоть и считается архаизмом, вполне может быть реанимирована. Но все расчёты будут занимать гораздо больше времени. По сути дела банковские технологии будут отброшены на 20 лет назад.

Платежи можно будет отправлять и обходным путем, через азиатские банки, через тот же Китай. Подобной возможностью пользовался и Иран, для которого расчётным центром стала Турция. Правда, это тоже не слишком оперативный способ, который непременно будет сопровождаться издержками...

Впрочем, не одни только российские компании заинтересованы в том, чтобы иметь возможность оперативно платить по нашим счетам. Ведь счета эти часто расположены в европейских и американских банках, где у наших корпораций скопились немалые долги. Кроме того, остановка в расчётах ударит и по европейскому бизнесу, который может окончательно потерять российские рынки. И, наконец, ЕС элементарно нужно как-то платить за российские энергоресурсы, а для этого требуется, чтобы Россия была подключена к общей платежной системе.

Неудивительно, что глава Европейского совета Дональд Туск заявил недавно, что Европа неготова к усилению санкций против России, и что ЕС всё труднее находить компромисс по этому вопросу. Сомневается в скором отключении от «SWIFT» и министр иностранных дел Великобритании Филипп Хаммонд, хотя именно Туманный Альбион активнее всех проталкивает это решение.

Вероятно, на Западе понимают, что России в случае отключения от «SWIFT» найдётся, чем ответить. И ответ этот мало кому понравится.

«А не будут брать — отключим газ»

Самый популярный вариант ответных санкций, который сейчас обсуждается — это заморозка выплат по внешним долгам. В конце прошлого года соответствующий законопроект внес в Госдуму член комитета по бюджету и налогам, депутат Евгений Фёдоров.

Он предложил поправки в Гражданский кодекс, ч. 3, ст. 401. Сейчас, согласно закону, лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, понесёт ответственность, если не докажет, что исполнение стало невозможным вследствие непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, обстоятельства общественной жизни (революции, эпидемии) и запретительные меры государственных органов. Евгений Фёдоров предлагает дополнить этот список еще и санкциями, из-за которых наши предприятия и банки лишились финансовых и технологических ресурсов для развития. Кроме того, из-за обвала рубля их долги выросли практически в два раза — таким образом, после принятия поправок, совесть у нерасплатившихся должников будет «чиста».

О том, что подобный мораторий на выплаты будет весьма болезненным для Запада, свидетельствует и сам размер нашего внешнего долга: по данным Центробанка, сейчас он составляет 678,4 млрд долларов. Из них 48,3 млрд задолжало государство, 192 млрд — банки, 15,7 млрд должен сам ЦБ и 422,4 млрд приходится на остальные компании. Понятно, что Запад, который и сам в долгах как в шелках, вряд ли захочет лишаться столь внушительных сумм.

А прецеденты по заморозке выплат в мировой истории были — в годы экономических трудностей так поступали Малайзия и страны Юго-Восточной Азии...

Называются и другие ответные меры, которые могут быть применены Россией: конфискация активов западных компаний, арест имущества иностранных корпораций, сокращение поставок газа на Украину и в Европу, списание части долгов России перед США, распродажа американских государственных облигаций, которых в своё время в избытке (на 138 млрд долларов) накупило наше правительство. Теперь же, сбросив эти облигации, Россия может их серьёзно обесценить, создав тем самым немалые трудности для американской экономики.

Отношение экспертов к предлагаемым мерам противоречивое. Одни называют их слишком радикальными и опасаются, что отказ платить по долгам или сокращение газовых поставок подорвёт и без того неблагонадежную репутацию России. Это, в свою очередь, распугает оставшихся инвесторов. Вместо радикальных шагов эксперты предлагают ограничиться чем-то более сдержанным — например, ввести ограничения на использование российских модулей МКС.

Другие аналитики считают, что в плане репутации терять нам уже нечего, и надо вступить в самый решительный бой. И когда Запад оценит свои возможные потери, он сам пойдёт на попятную...

... Как бы то ни было, есть ещё одно очевидное последствие санкций — так или иначе, по мере их нарастания Россия будет вынуждена отказываться от доллара в международных расчётах. Именно так в своё время поступил тот же Иран, который после отключения от «SWIFT» в торговле с Россией перешёл на рубли.

«Мы будем вынуждены уходить в другие валюты, создавать свою расчётно-платёжную систему. У нас прекрасные отношения с нашими партнёрами на Востоке и на Юге, и мы найдём способ не только обнулить нашу финансовую зависимость от США, но и выйдем из этих санкций с большой выгодой для себя», — считает советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев.

И судя по всему, работа в этом направлении уже идёт. Недавно глава ВТБ Андрей Костин заявил, что вместо «SWIFT» Россия может подключиться к китайской международной платежной системе CIPS, которая предназначена для расчётов в юанях. Кроме того, отрабатываются возможности создания альтернативных технологий с другими крупными партнёрами. А это точно подкосит столь тщательно оберегаемое США господство доллара. Так что еще неизвестно, кому в конечном итоге отключение России от «SWIFT» обойдется дороже.

Вероятно, именно этим и объясняется нерешительность Запада, который уже несколько месяцев пугает нас полной финансовой изоляцией, но от слов к делу не переходит. Эксперты говорят, что подобный шаг для США и особенно для Европы будет из серии «назло бабушке отморожу уши». А поступиться своим благополучием и комфортом прагматичный Запад может только в самом крайнем случае.

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика