Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Дело идет к войне…

Дело идет к войне…

18 января Верховная Рада поддержала во втором чтении закон №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который сразу назвали законом «о реинтеграции Донбасса» и даже – «о деоккупации».

С первого наскока, 16 января, парламент не смог выдать требуемого кураторами квалифицированного количества голосов, однако вот теперь, как в армрестлинге, тему, что называется, «дожали». За принятие этого документа высказались 280 депутатов Украины при минимально необходимых 226 голосах.

Фракция «Оппозиционного блока» за этот закон не голосовала. Более того, оппо-нардепы уже зарегистрировали в Верховной Раде проект постановления, которое блокирует подписание скандального закона о Донбассе. Проект постановления об отмене решения Верховной Рады Украины от 18 января 2018 г. внесли сопредседатели фракции «Оппозиционного блока» Юрий Бойко и Александр Вилкул, а также депутат от этой фракции Михаил Папиев. Законодательная инициатива оппонблоковцев в Верховной Раде зарегистрирована в пятницу, 19 января. То есть соответствующий закон не может быть подписан председателем Верховной Рады и передан на подпись президенту, пока проект постановления не будет рассмотрен парламентом. А следующее пленарное заседание парламента состоится лишь 6 февраля, когда депутаты вернутся с зимних каникул. Если за отзыв проголосуют 226 депутатов, закон о реинтеграции Донбасса должен быть аннулирован.

Последние соцопросы свидетельствуют, что 75 процентов украинцев выступают за мир, а не войну. Еще 50 процентов опрошенных говорят о необходимости искать компромиссы при выходе из кризисной ситуации в Донбассе.

Многие эксперты сразу же отметили, что положения принятого Радой документа способствуют лишь эскалации напряженности вокруг ДНР и ЛНР, критически отдаляя момент мирного урегулирования в Донбассе. МИД РФ в своем официальном заявлении на сей счет отметил, что иначе как подготовкой к войне данный документ расценивать нельзя, и предупредил, что военная авантюра Киева чревата непредсказуемыми последствиями.

В документе впервые официально признают Россию агрессором. И возлагают на нее ответственность за нанесенный ущерб. Исчезает понятие «антитеррористической операции». Отныне это будет «военная самооборона под командованием Генштаба Вооруженных сил». Известно, что в ходе доработки название законопроекта не изменили, зато добавили упоминание о Крыме и Севастополе в контексте «оккупированных территорий», а также назвали дату начала агрессии РФ против Украины: 20 февраля 2014 года (как «начало оккупации Крыма»).

Секретарь комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник заявил, что теперь ДНР и ЛНР по украинскому закону должны именоваться «оккупационной администрацией Российской Федерации».

В законе говорится: «Временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют общий контроль: сухопутная территория и ее внутренние воды в пределах отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, внутренние морские воды, прилегающие к этой территории, недра под территориями и воздушное пространство над этими территориями».

По словам П. Порошенко, принятие Верховной Радой закона о реинтеграции Донбасса является «сигналом» для Донбасса и Крыма о том, что они есть «неотъемлемая часть Украины». В своем аккаунте в Twitter он также написал: «Мы будем продолжать прокладывать путь для реинтеграции оккупированных украинских земель политико-дипломатическим путем».

Глава украинской общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб оценил настоящий смысл закона о реинтеграции Донбасса, который украинский парламент утвердил с подачи и по инициативе Порошенко. Его суть достаточно лаконична и не имеет ничего общего с «реинтеграцией». М. Гольдарб тезисно написал в социальной сети:

«1. Порошенко получает право использовать войска по своему усмотрению, без согласия парламента, под предлогом «противодействия агрессору». Под это можно подвести все, что угодно и где угодно, в том числе, массовые протесты людей, назвав их «пособничеством агрессору», например.

2. Украина отказывается от юридической ответственности перед своими гражданами за все происходившее эти годы и происходящее сейчас на Востоке.

3. Никаких шагов по реальному возврату Донбасса этот закон не предусматривает вообще — не для этого писался. Его реальная цель — продолжение антиконституционной узурпации власти в руках президента плюс дальнейшее отторжение Востока».

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Грымчак в эфире украинского телеканала «Эспресо.TV» рассказал о том, как Украина планирует «зачищать» регион после его взятия под контроль. Оказывается, жители Донбасса не будут привлекаться к уголовной ответственности за «вынужденное сотрудничество с террористами», только если это не было в военной сфере. То есть при желании под «военную подмогу» можно подвести любого, кто находится на неподконтрольной Киеву территории Донбасса сегодня. И уже якобы разработан перечень из 19 тяжких преступлений, за которые «пощады» ждать не приходится.

Обозреватель В. Кушнарев комментирует: «А об ответственности украинских карателей, безнаказанно убивающих мирное население и мародерствующих, речь не идет. Но вот вопрос — как украинская власть собирается определить, сотрудничал житель «деоккупационного» Донбасса в военной сфере или нет? Тут смекалистые украинские чиновники предложили «убийственное» новшество.

Для этого после деоккупации каждый гражданин освобожденной территории обязан добровольно написать на себя в правоохранительные органы заявление, в котором признается в факте вынужденного сотрудничества с оккупантами в невоенной отрасли (на предприятиях, в бюджетных организациях и тому подобное).

Те же, кто не подаст соответствующее заявление в письменной форме, будут нести ответственность в соответствии с действующим Уголовным кодексом… И потом остается отдаться только на милость «гражданина начальника». А можно же и не на себя подать заявление, а на своего соседа и сотрудника... Действительно, попахивает концлагерем. Такой вот подход к урегулированию цивилизованными и гуманными методами сложившейся конфликтной обстановки на Юго-Востоке Украины обдумывает существующее ее военно-политическое руководство».

* * *

В Евросоюзе по-своему отреагировали — правда, лаконично и маловнятно — на принятый парламентом Украины одиозный закон. Брюссель не заинтересовали ни диктатура, которая фактически прописывается в законе для нужд Порошенко, ни более чем существенное посягательство на права человека, которым исполнен указанный документ. Цивилизованную и якобы правовую Европу не заинтересовало даже обеспечение Порошенко полномочиями по применению армии против собственного народа. Пресс-секретарь ЕС в Брюсселе убеждена, что закон «направлен на урегулирование внутреннего гражданского и военного порядка». При этом пресс-секретарь заявила: «Евросоюз поддерживает полную имплементацию Минских договоренностей на основе мирного и устойчивого урегулирования конфликта на востоке Украине. Мы ожидаем, что дипломатические усилия в разрешении конфликта, в частности, в формате “Нормандской четверки” и Трехсторонней контактной группы, будут продолжаться на основе выполнения всех соответствующих обязательств».

Правительство Германии, в свою очередь, намерено изучить так называемый закон о реинтеграции Донбасса, принятый Радой на соответствие Минским соглашениям. Об этом заявил официальный представитель правительства Зайберт. «Нам еще нужно будет проверить текст. Пока окончательной оценки мы не можем дать», — сказал он.

Но у некоторых официальных немцев уже имеется «свое», то есть проамериканское видение ситуации. Так, по мнению представителя МИД Германии Бройля, в законе о реинтеграции подчеркивается приверженность украинской стороны «мирному урегулированию конфликта в Донбассе и не нацеленность на эскалацию». «Для нас важна воля к диалогу и к переговорам на основе Минских договоренностей», — подчеркнул он.

То есть немец заученно твердит о Минских договоренностях, тогда как в принятом Радой законе о них уже нет ни слова!

Фактически закон подверг ревизии сложившиеся договоренности, выбросив их в урну.

* * *

Отдельно следует сказать о позиции США, которые и провоцируют украинский ад, с целью противодействия России. Обозреватель Дмитрий Булгару в своей статье «Пряник для народа» отмечает: США опубликовали программу по интеграции Донбасса в украинскую и европейскую экономику», пишет, что американское правительственное агентство USAID опубликовало новый проект по поддержке Украины, в первую очередь ее восточной части, в «ответ на российскую агрессию». США планируют содействовать повышению экономического роста Донбасса в рамках программы по улучшению экономической устойчивости Украины.

«Заокеанский партнер» упрямо гнет свою линию. Никто не забыл, что в декабре минувшего года власти США приняли решение об «оборонительных» поставках оружия на Украину, о чем заявила официальный представитель Госдепартамента США Хезер Науэрт. По информации источников американского телеканала ABC в администрации президента США, Вашингтон планирует отправить на Украину 210 противотанковых ракет и 35 пусковых установок на сумму $47 млн.

И день в день (!) с принятием Верховной Радой закона о реинтеграции Донбасса была выпущена новая программа США по привязке экономики Донбасса к Украине и ЕС. Акт дает право Порошенко в мирное время использовать вооруженные силы «для сохранения суверенитета государства».

Причиной проблем украинской экономики США называют «агрессию России», которая якобы нарушила важные рыночные связи и вызвала экономический спад в стране. Подрядчик американского правительственного агентства USAID, которое анонсировало программу, прежде всего должен будет работать с предпринимателями Донбасса. В документе сообщается, что конфликт отрезал области, подконтрольные правительству, от их традиционных рынков, привел к массивному притоку беженцев и «нанес масштабный ущерб физической и социальной инфраструктуре региона».

«В свете продолжающегося конфликта ожидается дальнейшая дестабилизация. Подрядчик должен сгладить эти негативные факторы, способствуя экономическим связям между донбасскими фирмами и другими рынками Украины, ЕС и мира; развивая программу обеспечения средств существования для поддержки внутренне перемещенных лиц и потенциально лиц, возвращающихся к местам проживания, а также других уязвимых групп населения; и инвестируя в инфраструктуру и оборудование для бизнеса, когда это реалистично, перспективно и целесообразно», — сообщается в документе.

Ключевым инструментом, подчеркивает аналитик, станут инвестиции для предприятий Донбасса. Особое внимание будет уделяться той инфраструктуре, которая станет способствовать связям с украинским рынком. В качестве объектов для инвестиций называются пострадавшие от боевых действий школы, больницы, дороги, линии электропередач и здания государственных учреждений.

«Люди, особенно молодежь и безработные, нуждаются в положительных примерах для подражания и в понимании того, что другие в их ситуации нашли способ сделать свою жизнь лучше, несмотря на трудности, существующие в регионе», — говорится в документе.

Предполагается, что подрядчик должен будет разработать коммуникативно-информационную стратегию, которая привлечет внимание к местным предпринимателям, новаторам и реформаторам. Подрядчик правительственного агентства США будет финансово поддерживать промышленников Донбасса и переучивать рабочих на Восточной Украине, чтобы подготовить их к развитию новых отраслей промышленности. Также подрядчик USAID должен будет работать с учебными центрами, техникумами и вузами для подготовки образовательных программ.

В документе отмечается, что если Донбасс будет больше связан с Украиной и менее зависим от России, то у проживающих там граждан якобы будет больше возможностей для поиска работы. Контракт USAID станет «важнейшим компонентом» помощи американского правительства Украине.

Подчеркивается также, что «агентство США по международному развитию на Украине в настоящее время обновляет пятилетнюю Стратегию сотрудничества в области развития страны на 2018—2023 годы. Она отражает стратегические приоритеты правительства США по борьбе с коррупцией, смягчению последствий российской агрессии, укреплению демократии и улучшению экономических перспектив Украины».

Чтобы достичь поставленных США целей, потребуется взаимодействие между американским правительством, властями Украины и международным сообществом доноров. Их усилия будут направлены на поддержку «демократической, процветающей, стабильной и единой страны».

Однако предусмотрены и военные сценарии. В документе сообщается, что подрядчик USAID должен будет адаптироваться к изменению обстановки в регионе в соответствии с возможными сценариями развития конфликта на востоке Украины. Согласно одному из сценариев, украинские войска могут вернуть контроль над Донбассом военным путем.

В документе прозорливо сообщается, что в случае украинского вторжения дома, правительственные здания, медицинские учреждения и прочая важнейшая инфраструктура получат «значительные повреждения».

Помимо использования украинской армии для продвижения на Донбасс, также рассматривается вариант заморозки конфликта, предоставления Донбассу особого статуса и восстановление контроля властей Украины над Донбассом без предоставления региону какого-либо особого статуса. В случае «военного вторжения России», сообщается в документе, USAID придется пересмотреть всю программу для Донбасса.

«Синхронность принятия закона о реинтеграции Донбасса и появления американской инициативы экономических мер в отношении Донбасса подчеркивают один, очень важный момент, что именно Соединенные Штаты стояли первые за принятием этого закона», — подчеркнул главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.

Он отметил, что программа USAID представляет собой «откуп» населению Донбасса за несопротивление и содействие украинским войскам в случае конфликта.

«Силовое решение конфликта имеет несколько особенностей. Первая — соотношение всех сил, которые сейчас находятся на линии соприкосновения. Вторая особенность — реакция населения. Эта программа является тем самым «пряником» для жителей Донбасса. Гражданскому населению предлагается пассивно, а может и активно, принять участие в мерах, связанных с изменением строя и сменой руководства в ДНР и ЛНР. Народ может быть задействован в военной операции на стороне киевских войск. Таким образом жители Донбасса получат какие-то материальные выгоды», — отметил эксперт.

В. Васильев уверен, что даже в случае плавного процесса интеграции населения республик избежать чисток и репрессий не удастся. Он отметил, что приравнивание территорий Донбасса к оккупированным фактически означает поражение его населения в правах.

«Я не исключаю такой вариант, что в ближайшие три месяца, в канун российских выборов, в Донбассе могут начаться военные действия — Киев перейдет к силовому решению вопроса. Закон дает для этого объективно все возможности, сосредотачивая всю полноту власти в руках Порошенко», — сообщил главный научный сотрудник Института.

* * *

Что же думают обо всем этом в донецких республиках?

Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что киевский закон о реинтеграции развяжет руки украинской военщине в Донбассе.

А советник главы ЛНР, официальный представитель в политической рабочей группе на минских переговорах Родион Мирошник скептически отнесся к реализации американской программы в Донбассе. «На сегодняшний день мы видим, что все меры экономической направленности, которые предпринимаются международными организациями, направлены против существующих республик и совершенно не работают на нашу экономику. Если что-либо реализовывается, то реализовывается на той части Донбасса, которая подконтрольна Киеву. По моим данным, и на той стороне это тоже никаких ощутимых результатов не принесло, — подчеркнул Р. Мирошник. — В контексте принятого закона ни малейшего желания о реинтеграции не возникает. Когда формируется явно негативный и агрессивный настрой, никакого желания интегрироваться с таким государством, конечно, нет. И, в первую очередь, с такими властями».

* * *

Закон «о деоккупации Донбасса» принимался целенаправленно, чтобы его положения можно было применить непосредственно перед президентскими выборами в России. Об этом заявил политолог Алексей Мартынов.

«Я совершенно не исключаю, что ближе к российским выборам, опираясь на этот закон, Киев устроит не просто обострение на линии соприкосновения, а разморозку полноценного конфликта, как в 1914–1915 годах. Перед Россией будет стоять сложный выбор. Мы не сможем не вмешаться. А с другой стороны, нашему политическому классу в этот момент будет не до чего. Нужно думать, как действовать, если события пойдут по такому сценарию», — сказал Мартынов.

Он полагает, что закон принимался непросто, потому, что многим депутатам, понимавшим, к чему это приведет, было «страшновато».

«Сегодня у Порошенко как у верховного главнокомандующего появилась опция в любой момент поднимать под ружье всю 200-тысячную армию и направлять туда, куда ему заблагорассудится», — заметил также Мартынов.

Украина приняла скандальный закон «о деоккупации» только сейчас, поскольку вполне использовала все свои выгоды от Минских соглашений и может позволить от них полностью отказаться, считает политолог Богдан Беспалько. «Давайте вспомним атмосферу, в которой принимались соглашения «Минск-2». Это дебальцевский котел и угроза взятия Мариуполя. Ополченцы могли дойти на западе едва ли не до Одессы. Украине нужно было выиграть время. При этом само перемирие она не соблюдала, но наказания за это не несла. За это время Украина смогла стабилизировать линию фронта, смогла нарастить армию, продвинуться в пропагандистской войне, выпросить американское оружие», — подчеркнул Б. Беспалько.

При этом он обратил внимание на то, что закон, несмотря на агрессивный характер, сохраняет возможности ведения бизнеса как с Россией, так и с ЛДНР.

«Ситуация несколько шизофреническая. С одной стороны, Россия — “страна-агрессор”, с другой — война ей не объявляется. Она остается самым большим инвестором, договор о дружбе с ней не разрывается. Они не хотят потерять прибыль и окончательно озлобить население, которое едет туда на заработки. От 5 до 7 млн въездов в год на территорию России. ЛДНР объявлены “оккупационными администрациями”, но не террористическими организациями, чтобы сохранялась возможность с ними торговать», — отметил аналитик.

* * *

Официально Россия неоднократно заявляла, что не является стороной конфликта в Донбассе и выступает за мирное урегулирование кризиса в соответствии с Минскими договоренностями.

Как подчеркнул министр иностранных дел РФ, Россия будет добиваться выполнения Минских соглашений по Украине. О реакции стран Запада на принятие Киевом закона о реинтеграции Донбасса С. Лавров на пресс-конференции в ООН заявил: «У нас есть достоверные знания, что и в Европе, и в Вашингтоне прекрасно понимают, в какую игру играют нынешние киевские власти, и как они ведут линию на заматывание своих обязательств по Минским договоренностям».

«Взяв под свое крыло вот эту власть, власть, которая абсолютно недоговороспособна, Запад уже не может публично выступать с критикой того, что делают его подопечные. Это печально. Понятно, что это сопряжено с ложно понятым чувством собственного престижа, собственной репутации, но такова жизнь», — добавил С. Лавров.

Министр подчеркнул, что Москва будет добиваться того, чтобы «все, что записано в Минских договоренностях, выполнялось», «и попытки сбить прицел и куда-то увести в сторону эти дискуссии, стремление найти новые какие-то повестки дня, новые методы, новые формы, они неприемлемы. Мы будем спокойно и твердо отстаивать тот пакет, который честный, и под которым подписался президент Порошенко и лидеры Донецка и Луганска».

По мнению полпреда РФ в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Бориса Грызлова, Верховная Рада, приняв закон о реинтеграции Донбасса, выбрала путь, противоположный мирному политическому разрешению конфликта в Донбассе.

Б. Грызлов отметил, что этот закон — сигнал для европейских партнеров о «стремлении Киева выскочить из неудобных Минских соглашений». «Законом фактически сформирована новая реальность в процессе урегулирования на юго-востоке Украины, разрушена конструкция, на которой был выстроен диалог в Минске, — сказал он. — Однако ясно, что выбранный путь является ложным и существенно осложнит ситуацию на Украине. … Россия остается привержена Минским соглашениям, призывает Киев вернуться к выполнению взятых на себя обязательств. Альтернативы Минску-2 не существует».

Владимир Путин провел специальное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ, которое было посвящено украинскому «закону о деоккупации Донбасса».

Участники совещания отметили, что, безусловно, закон может самым негативным образом повлиять на перспективы внутриукраинского урегулирования. Была подчеркнута безальтернативность Минских соглашений и «нормандского формата», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте Кремля.

Нелишне, однако, уяснить: с момента подписания закона о реинтеграции Донбасса Петром Порошенко (пока еще не подписан) договоренности в формате «Минск-2» уже существовать не будут.

Михаил Колесник, Столетие

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика