Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Почему Россия и Польша стали историческими врагами

Почему Россия и Польша стали историческими врагами

Праздник День народного единства, который мы отмечаем 4 ноября, лишний раз напоминает нам о непростых отношениях между Россией и Польшей. Ведь сама эта дата появилась как память об изгнании польских интервентов ополчением Минина и Пожарского из Москвы в 1612 году.

Увы, с тех пор характер польско-российских контактов мало чем изменился...

Вообще, ситуация складывается парадоксальная. Наверное, каждый россиянин, побывавший в Польше, отметил для себя, что простые поляки — народ на редкость гостеприимный, радушный, любящий со всей широтой славянской души встречать любых гостей, в том числе и русских. Однако совершенно другая картина наблюдается в среде польской элиты, причём как политической, так и культурно-интеллектуальной. Здесь отношение к России и к живущим в ней людям можно назвать лишь одним словом — русофобия, причём русофобия в самой что ни на есть злобной, не терпящей никаких возражений форме!

Очевидно, что истоки этой ненависти сложились не вдруг и не вчера. Они складывались издавна, на протяжении многих столетий.

Дела давно минувших дней?

Так получилось, что с самого начала образования Русского и Польского государств наши страны вели между собой ожесточённую борьбу за гегемонию над огромными территориями Восточной Европы. Началось всё с времён Киевской Руси, и эта борьба не прекращалась веками. Решающего перевеса долго никто не мог добиться. То русские войска шли огнём и мечом по землям Польского королевства, то, наоборот, поляки, осуществляли свои кровавые вторжения — как это случилось в начале 17-го столетия, во времена Смуты. Уже тогда начала зарождаться взаимная ненависть между нашими правящими классами...

Россия в конце концов взяла верх, ибо Польшу загубила её же элита, дворянская шляхта, которая желала ни от кого не зависеть, жить в своё удовольствие, без всякой ответственности перед государством. В результате в польском государстве сложилась чрезвычайно слабая королевская власть, всецело зависящая от прихотей и капризов шляхты. Такая страна толком не могла ни упорядочить свою внутреннюю жизнь, ни создать эффективную систему внешней защиты. Этим просто не могли не воспользоваться более сильные соседи Польши — Германия, Россия и Австрия, которые начали растаскивать её по кускам. После войны с Наполеоном в 1815 году основная часть Польши вошла в состав Российской империи.

Примечательно, что шляхта из этой национальной трагедии так и не сделала для себя правильных выводов. Её представители готовы были винить кого угодно, но только не себя и не свои собственные промахи. Вот как об этом писал польский исследователь Чеслав Милош, попытавшийся разобраться в вековых польско-российских противоречиях:

«Начало всему — 16-й и 17-й века. Польский язык — язык господ, к тому же господ просвещённых, — олицетворял изысканность и вкус на Востоке до самого Полоцка и Киева, а Московия считалась страной варваров... Поляки (т.е. шляхта) так или иначе ощущали своё превосходство. Их бесило какое-то оловянное спокойствие в глубине русского характера, долготерпение русских, их упрямство в достижении цели... Поэтому своё конечное поражение в войне поляки встретили недоумённо. Побеждённые презирали победителей с Востока, не видя в них ни малейшего достоинства».

Одним словом, польская шляхта считала себя культурными западными людьми, а русских московитов — варварами, азиатами, которые «посмели» уничтожить их, шляхетскую, Польшу. Кроме того, в такой оценке прямо сквозила зависть и досада оттого, что русские, а не они, шляхтичи, сумели завоевать господство над востоком Европы...

Свою русофобскую злобу польская элита выплеснула сразу после обретения Польшей независимости в 1918 году. По всей стране уничтожалась сама память о пребывании в составе русского государства! Весьма символичным стал взрыв грандиозного православного Александро-Невского храма в Варшаве как якобы «недостойного памятника русской оккупации». Складывалось ощущение, что правящая шляхта пыталась взять реванш за свои прошлые поражения и, если не полностью уничтожить Россию, то хотя бы задвинуть её на задворки мировой цивилизации.

Роман с Гитлером

Сегодня в Польше об этом не любят вспоминать, но в 30-е годы её элита, выражаясь образными словами российского публициста Станислава Куняева, нахально на глазах у всего мира крутила роман с гитлеровской Германией. Нам всё время тычут в глаза «пактом Молотова — Риббентропа», якобы погубившим «бедную Польшу». Но при этом забывают, что именно поляки в 1933 году первыми в мире заключили с Гитлером пакт о ненападении, тем самым положив начало международному признанию фашистского режима.

 Тот же Риббентроп, министр иностранных дел нацистской Германии, вёл неоднократные и вполне успешные переговоры с Варшавой о союзнических отношениях. А до него в Польшу неоднократно наведывался Герман Геринг и множество иных гитлеровских генералов и дипломатов, а польский министр и фактический глава государства Юзеф Бек ездил на свидание лично к Гитлеру, чтобы выразить тому своё глубокое почтение. Наконец, вместе с нацистами поляки после Мюнхенского сговора участвовали в разделе Чехословакии...

Всё это делалось только для того, чтобы сколотить военный союз против Советской России. Надо сказать, что и сегодня в Польше есть деятели, горько сожалеющие о том, что такой альянс не удался. Один из них, некий профессор Вечоркевич, в 2005 году на страницах известной польской газеты «Жечьпосполита» мечтательно рассуждал о том, каким полезным был бы тандем нацистской Германии и Польши:

«Мы бы могли найти своё место на стороне рейха, почти такое же, как Италия, и наверняка лучшее, нежели Венгрия или Румыния. В итоге мы были бы в Москве, где Адольф Гитлер вместе с нашим маршалом Рыдз-Смиглы принимали бы парад победоносных польско-германских войск».

Увы, Гитлеру в его людоедских планах не нужны были ни поляки, ни русские. И когда фашистские танки «раскатали» Польшу в пух и прах, польские политики скрипя зубами вынуждены были пойти на союз со Сталиным. Но даже в таких условиях эти деятели очень надеялись, что после разгрома Германии Запад начнёт войну с Советским Союзом за их шляхетские интересы. Однако столь агрессивный пыл в самом конце Второй мировой войны резко остудил британский премьер Уинстон Черчилль, который глубоко презирал польских политиков, считая их полными недоумками:

«Без войск советских армий Польша была бы полностью уничтожена или низведена до рабского положения, а сама польская нация стёрта с лица земли. Но доблестные русские армии освобождают Польшу, и никакие другие силы в мире не смогли бы этого сделать... Они (поляки) должно быть очень глупы, воображая, что мы собираемся начать новую войну с Россией ради польского восточного фронта. Нации, которые оказались не в состоянии защитить себя, должны принимать к руководству указания тех, кто их спас и кто представляет им перспективу истинной свободы и независимости».

Таким образом, вплоть до 90-х годов прошлого века Польша с полного согласия Запада оказалась прочно втянутой в сферу влияния Советского Союза.

«Русские не имеют права существовать»

Но едва только рухнул мир социализма, как польское государство по любому поводу, а то и вовсе без оного, снова принялось демонстрировать неприязнь к нашей стране. Так, в числе первых восточно-европейских стран Польша вступила в блок НАТО, где с благословения своего нового союзника США стала главным застрельщиком тамошней политической русофобии.

Польские политики нагло полезли в дела всех своих соседей, чтобы там любой ценой нивелировать влияние России. Особую «заботу» они проявляли об Украине. Когда ещё при президенте Кучме у нас с украинцами завязался спор о принадлежности острова Тузла на Азовском море, в Киев тут же примчался маршал (спикер) польского сейма Марек Боровский, который громко заявил: «Позиция Польши основана на уважении к территориальной целостности Украины в целом и острова Тузла в частности». Иначе как провокацией под дипломатическим прикрытием, призванной стравить два государства, такое заявление не назовёшь!

А ещё Польша стала главным техническим проводником «оранжевой революции» на Украине — именно через неё шли американские деньги, на её территории формировался «оранжевый» революционный актив, здесь печатались издания, призывавшие украинцев разорвать любые отношения с Россией...

Всё это лишний раз свидетельствовало о том, что не успокоившаяся польская элита в силу своих устоявшихся традиций и настроений снова пыталась взять у нас исторический реванш за все прошлые обиды!

Параллельно шло грубое вмешательство и во внутрироссийские дела. Когда в Чечне шла война, в Польше организовывались бесконечные провокации, направленные против российских дипломатов. Например, в Кракове с здания российского консульства сорвали и растоптали российский флаг, а в Варшаве перед дверьми нашего посольства был вывешен огромный транспарант с надписью: «Сталин и Путин не убьют свободный дух чеченского народа». Поэтому неудивительно, что сегодня кавказские бандиты свободно и беспрепятственно проводят в Польше различные сборища типа Всемирного конгресса чеченского народа, а лидеры боевиков, вроде Ахмеда Закаева, спокойно посещают эту страну, несмотря на то что объявлены в международный розыск за террористическую деятельность.

Впрочем, польская элита «озабочена» не только чеченцами. Местные газеты периодически буквально пестрят статьями и публикациями о татарах, чувашах, башкирах и прочих народах нашей страны, которые якобы веками подвергались «русскому геноциду». Верхом же этой пропаганды стали слова некоего Ярослава Рымкевича, опубликованные в 2010 году одной из центральных польских газет:

«Иногда мне кажется, что народ, причинивший своим соседям и всему человечеству столько зла, угнетавший, истреблявший литовцев, татар, поляков, чеченцев — да, собственно, и все соседние народы, — вообще не имеет права существовать».

И это сказано о нас, о русских! Как и в любой стране, в Польше разжигание национальной розни карается уголовным наказанием. Но пана Рымкевича к уголовной ответственности никто привлекать не стал, что лишний раз говорит о том, что он выразил пожелания и чаяния польской правящей элиты...

Впрочем, не всё ещё потеряно. Очень обнадёживает то обстоятельство, что в последнее время в Польше всё чаще и чаще стали раздаваться голоса тех, кто призывает наладить с Россией нормальные отношения и прекратить жить прошлыми обидами и исторической злостью. А среди молодых политиков, как отмечают наблюдатели, почти нет оголтелых русофобов. И это позволяет надеяться, что рано или поздно мы всё же наладим нормальные взаимовыгодные отношения. Но очевидно и то, что путь к этому будет весьма и весьма труден.

Вадим Андрюхин, главный редактор

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика