Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Агентура американского Госдепа за шведским столом

Агентура американского Госдепа за шведским столом

iCALATOKBГромкие скандалы, связанные с расследованием деятельности экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, разгораются регулярно. Итогом очередного этапа разбирательств в отношении Саакашвили стала подача документов на розыск по линии Интерпола. Сам же процесс расследования продолжился. Дело дошло до обвинений в адрес главы МИД Швеции.

Известный своим отчаянным русофобством глава внешнеполитического ведомства Швеции Карл Бильд оказался во всех смыслах весьма занятным субъектом. Классический продукт работы американской системы «мягкой вербовки» попался на коррупционных связях со своим аналогом из Грузии. Шведская газета «Aftonbladet» опубликовала развёрнутое расследование, касательно тайной бухгалтерии Саакашвили и PR-фирмы, тесно связанной с министром иностранных дел Швеции.

Схема «мягкой вербовки»

Впрочем, для начала надо сказать, что шведское издание «Aftonbladet» давно и с большим интересом отслеживает странные дела Карла Бильда. Дело дошло до подозрений в связях с ЦРУ.

В своё время издание смогло изучить секретное досье* на Бильда, и выяснило, что американское посольство довольно длительное время вело разработку политика, показавшимся американцам весьма перспективным, разумеется, в плане продвижения интересов США. По данным газеты, сотрудничество с США началось уже в 1973 году, когда Карлу Бильду было всего 23 года. Его тогда завербовали в американском посольстве на работу, в рамках так называемой IV-программы (International Visitors), суть которой сводилась к противостоянию коммунизму и поддержка сотрудничества с НАТО.

В досье молодой Бильд был описан, как «великий мыслитель» с очень перспективным будущим. Из документов, изученных шведскими журналистами, следует, что лестными характеристиками дело не ограничилось – Бильду, как и прочим участкам группы были предложены эксклюзивные поездки в США и грант эквивалентный 100 000 шведских крон. Ну и конечно же, визитами в посольство США – поговорить. Согласитесь, что схема выстраивания отношений с «другом США» весьма и весьма знакома. И не только специальным службам, но ряду российских оппозиционеров.

Личный контакт в посольстве США

Дальше – по накатанной. Уже в сентябре 1975 американский посол в Швеции пишет, что Бильт попросил встретиться с сотрудниками ответственными за Советский Союз. В документе есть так называемый «action request» (просьба о действии) где посольство запрашивает новые контакты для Бильта, у Госдепартамента и, вероятно, ЦРУ.

Издание, ссылаясь на дипломатические отчёты посольства США в Стокгольме, полученные через Wikileaks, сообщило, что в 1976 году Бильд передавал информацию специальному посланнику США Рональду Вудсу, имея личный контакт в посольстве США, по имени Пол Кенней (Paul Canney), ответственного за секретные документы посольства.

Именно через Пола Кенней Бильт через год передаёт секретные документы шведского правительства, касаемые дярной программы, посланнику США Вудсу – утверждало издание...

Сам же герой скандала опять же весьма знакомым образом стал кричать про «фотошоп» и журналистов, придумавших всю эту историю. В своём блоге Карл Бильдт признал, что информация, переданная Вудсом в Госдеп США, касательно будущего шведской ядерной энергетики, действительно на тот момент была закрытой и чувствительной. И далее совершает кульбит: ничего подобного он не говорил, а информация эта не соответствует действительности.

«Откуда это Вудс взял? Скорее всего, из газет», — деланно предполагал Карл Бильдт, напрочь забыв, что информация была «закрытой и чувствительной». Журналистов же он обвинил в том, что они «поработали» с документами. К примеру, не отрицая их подлинности Бильд сообщил, что в «шапке» одного из оригинальных документов, было указано, что «документ направляется в делопроизводство европейского отдела Госдепартамента США и далее, в качестве информации, отправляется и в другие американские организации, в том числе и ЦРУ». При переводе на шведский — в «Aftonbladet» — Госдеп исчез, а на его место как раз и попали ЦРУ и прочие организации — мол, для усиления влияния на читателя.

«Раньше мы говорили о журналистских разоблачениях, а тут журналисты разоблачили сами себя», – сообщил Бильд, явно не задумавшись над тем, что «глюк» при переводе смысла его действий совершенно не меняет, а ЦРУ в таких вопросах никогда не лезет на передовую, работая, так сказать, в фоновом режиме...

Кроме того, вся дальнейшая деятельность Бильда да и МИД Швеции на российском направлении практически не оставляет сомнений в том, что издание «Aftonbladet» не далеко ушло от истины, подкрепив свою заявленные претензии документально.

Грузинский след шведского «мыслителя»

И вот спустя время – новое подтверждение мутных дел. Всё та же газета «Aftonbladet» вскрывает удивительные детали «сотрудничества» Карла Бильда и падшего русофоба – Михаила Саакашвили. Попавшие в распоряжение издания секретные документы Саакашвили позволяют утверждать, что Бильд не только защищал грузинского ставленника США, помогая ему латать дыры в репутации, а делал это с коммерческой выгодой...

Подробности скандала обстоятельно рассказаны в блоге Аркадия Рябиченко, специалиста по Скандинавии:

"События, о которых шведским журналистам поведал бывший грузинский министр Георгий Хаиндрава, происходили в 2006—2008 годах. Всё началось за несколько месяцев до того, как Бильдт стал главой МИД Швеции. PR-агентство «Креаб» (Kreab), правление которого к тому времени Карл Бильдт возглавлял уже два года, инициировало переговоры с грузинским правительством. Роль «Креаб» заключалось в том, чтобы помочь грузинским властям наладить нужные контакты с политиками и СМИ.

В сентябре 2006 года Бильдт становится министром и по этой причине покидает пост председателя правления. Договор с грузинским правительством был заключён «Креаб» в ноябре того же года; свои услуги шведские «пиарщики» начинают оказывать режиму Саакашвили уже в декабре. А в ноябре 2007 года президент Грузии жестоко разгоняет демонстрацию оппозиции и закрывает один из телевизионных каналов, назначая на 2008 год внеочередные выборы.

Месяц спустя достоянием гласности становятся документы сделки. Оказывается что от правительства Грузии с декабря 2007 по декабрь 2008 г. «Креаб» получил ни много ни мало 8 млн крон (это 90 млн рублей).

И вот тут начинается самая настоящая коррупция, в которой Карла Бильдта и и обвиняет газета «Афтонбладет». В январе 2008 года в Грузии проходят выборы президента, которые, как впоследствии заявили международные наблюдатели, прошли с многочисленными нарушениями. И тогда Бильдт начинает отрабатывать полученные от друга Мишико миллионы, опубликовав в своём блоге пост о большом успехе демократии на выборах в Грузии.

Попутно посол Швеции в Грузии Ханс Гуннар Адел (Hans Gunnar Adén), честно сообщавший о нарушениях, волевым решением Бильдта отзывается в Стокгольм. Обе стороны — Саакашвили и Бильдт — довольны...

В сентябре 2012 года газета «Афтонбладет» отправила с Бильдту запрос, ответ на который отличался лаконизмом:

«У меня никогда не было никаких деловых отношений с Грузией. Я знаю что есть люди, который активно распространяю такие утверждение, но это, в любом случае, ошибка».

Между тем, по версии Георгия Хаиндрава (который, будучи министром имел возможность наблюдать за Саакашвили и Бильдтом вблизи), между правительством Грузии и PR-агентством главы шведского МИД существовал некий секретный договор о поддержке.

Ну а уже упоминавшийся выше экс-дипломат Ханс Гуннар Адел рубит правду-матку:

«В Грузии всем известно, что Бильдт был действительно близким союзником Саакашвили и „Креаб“ работал на Саакашвили. Это отнюдь не тайна»...

Ну и напоследок — ещё один интересный факт: в Москве с января 2014 года действует филиал «Креаб» (Kreab Gavin Anderson). Интересно, чем занимаются его сотрудники и чьи интересы они представляют?" – подводит итог Аркадий Рябиченко.

Завтраки «великих мыслителей»

Вопрос, поднятый экспертом, надо сказать, очень уместен, поскольку шведская дипломатия в своё время, прикрывая американцев, всегда была активна на российском направлении.

«Я начал свой день с завтрака с Алексеем Навальным. Он быстро стал одним из самых интересных блогеров России, веб-страницу которого ежедневно посещают около 150 000 человек. За это не стыдно», – написал о встрече в своём блоге Alla dessa dagar («Все эти дни») Карл Бильдт 21 мая 2011 года.

А спустя год, в мае 2012 года газета «Комсомольская правда» рассказала о подоплёке «интересных завтраков»:

«В последнее время к обработке российских оппозиционеров активно подключились и шведский МИД, и даже разведка королевства MUST. Именно кадровая сотрудница национальных спецслужб, а по совместительству 1-й секретарь политического отдела посольства Швеции в Москве Туве Гренберг координирует эту работу в российской столице.

О госпоже Гренберг известно, что она окончила Стокгольмский госуниверситет, в середине 2000-х проходила языковую стажировку на филфаке СпбГУ. Прошла обучение в Национальном шведском военном колледже по программе «Управление международными кризисами». В 2010 году она отметила, что самыми перспективными политиками в России считает Илью Яшина, Дмитрия Гудкова и Алексея Навального. Впрочем, не брезговала 1-й секретарь и диалогом с ветеранами оппозиционного движения. В Интернете всплыло видео, на котором Туве Гренберг со своим коллегой, советником по политическим вопросам посольства Швеции Бьёрном Фагербергом, дружески беседует с правозащитником Львом Пономарёвым в ресторане. Картинка как две капли воды похожа на встречу Пономарёва с японским дипломатом, когда оппозиционер обещал содействие в решении вопроса «северных территорий». Правозащитник, жуя, докладывает своим шведским друзьям:

— После выборов произошел неожиданный по масштабу взрыв. Теперь новая ситуация. Вокруг митингов создается что-то новое. Существует как минимум четыре структуры, которые появились на волне протеста.

Он рассказывает, как решил создавать протестное движение «с низов», учредив инициативную группу, в которую вошли в том числе и националисты. «Оказалось, что легального способа отсечь их нет», — разводит он руками. Стоит ли после этого удивляться, что лагерь «ОккупайАбай» охраняли националисты.

— Демократия — это такая не очень хорошая вещь, ей надо уметь немножко управлять, — усмехается правозащитник.

Речь правозащитника изобилует оборотами «я решил», «мне доверили», «я был уполномочен»... И на втором часу беседы он подходит к главному.

— Мне в Европе перестали давать гранты. Уже семь лет Евросоюз мне их не даёт. Видимо, на них надавили. Единственные, кто даёт, — американцы: Сорос, МакАртур... Поэтому я заканчиваю свой разговор стандартно. Если можно каким-то образом подать заявку, я с удовольствием это сделаю. Может быть, вы мне подскажете, на какую деятельность?

— Я, как недавно приехавший, должен войти немножко в дела, — неуверенно уходит от ответа Фагерберг.

— Это не секрет, — берёт вожжи в свои руки Туве Гренберг. — Я могу сказать, что наши приоритеты очень чёткие.

— Северо-Запад, да?

— Да.

— Пожалуйста, давайте я напишу на Северо-Запад, на Архангельск...

— Потом ещё свобода слова, гендерный вопрос и Северный Кавказ. Но как бы не политическая деятельность, а...

— Гражданская активность, — подсказывает Пономарёв.

Бьёрн Фагерберг, кстати, до командировки в Россию работал на аналогичной должности в посольстве Швеции на Украине. И его пребывание в незалежной совпало с событиями «оранжевой весны». А Туве Гренберг, к вопросу о совпадениях, в преддверии «белой зимы» в России совершила турне по маршруту Египет — Тунис — Сирия. Да и на московские митинги ходила с большим интересом. Но ещё за полгода до них прозорливая женщина в мае прошлого года организовала встречу главы МИД Швеции Карла Бильдта с Алексеем Навальным в Сахаровском центре. В редакцию попала аудиозапись этого разговора. В ожидании министра посол Швеции в Москве Томас Бертельман почему-то спрашивает у Навального:

— У вас вид спокойный, совсем не напряжённый, вы уже привыкли?

— Да, я уже привык, это неотъемлемая часть моей работы. А что напрягаться? Ну арестуют меня, я предполагал, что это может случиться. Это не то, что меня может испугать.

— Вы действительно вызвали крупный интерес в стране...

С появлением господина Бильдта Навальный переходит на английский язык, который для обучавшегося в Йеле мог бы быть и посвободнее. Впрочем, он сам предупредил, что знание английского не лучшее его качество.

— Вы прям звезда в этой системе. Это впечатляет, — делает комплимент министр.

— Эта популярность не такая уж и неожиданность для меня, — парирует Навальный. — Я просто инициировал расследования в области коррупции. Два года назад я начал публиковать документы, которые в большинстве своем довольно скучны, но людям это показалось очень интересным. Это своего рода легальное онлайн-шоу.

Пламенный революционер рассказывает главе внешнеполитического ведомства о состоянии коррупции, оперируя названиями различных корпораций. И выражает уверенность, что победить мздоимство можно. Естественно, не без участия Запада. Алексей Навальный предлагает информацию, с помощью которой они могли бы «давить на российскую полицию»: «Я не хочу, чтобы вы вступали в борьбу с российской коррупцией, я хочу, чтобы вы защищали интересы своих граждан». И даёт совет, как лучше это делать.

— Какой самый страшный ночной кошмар для российских богатых коррупционеров? Запрет на въезд в Европу. Это невообразимо — иметь кучу денег и не иметь возможности поехать во Францию или Штаты.

— Это очень хороший момент, — соглашается Бильдт.

— Здесь кроется самый мощный потенциал, — продолжает Навальный. — Если они столкнутся с настоящей опасностью, они начнут меняться. Я абсолютно уверен. У меня есть, может быть, наивная и романтичная надежда, что я привлеку жадных американских юристов, чтобы атаковать коррумпированные компании. Но даже чтобы инициировать этот процесс, мне нужно огромное количество денег. Жадные американские юристы не начнут работать бесплатно.

Остаётся только догадываться, по какому принципу Навальный будет составлять для шведов списки «богатых коррупционеров».

Сложно сказать, с чего вдруг Швеция так озаботилась российскими коррупцией и внутриполитической системой. То ли заскорузлые обиды за разгром Карла XII и потерю статуса великой державы. То ли общий такой западноевропейский тренд. Однако, к примеру, в США за подобные встречи можно запросто попасть под суд.

Там, если уж собрался сотрудничать с иностранцами — оформись официально лоббистом интересов тех или иных стран. В России же шведы стараются действовать исключительно скрытно. Да и сами оппозиционеры не спешат афишировать свои отношения.

Михаил Касьянов, к примеру, пытался попасть на территорию посольства Швеции на встречу со старшим научным сотрудником Института международной экономики имени Петерсона Андерсом Ослундом в тонированной машине с дипломатическим номерами под покровом ночи. Выходить он из неё отказывался, как и предъявить хоть какие-то документы. В этом плане шведам до Госдепа, конечно, ещё расти и расти. Те хоть не пытаются скрыть то, что рано или поздно все равно станет известно. И в посольство приглашают исключительно днём» – сообщала КП.

Шведский стол с американским меню

Глядя на всю картину в целом, вырисовывается удивительная панорама с не менее удивительными персонажами. История, как видим, повторяется, а вербовочная эстафета, густо замешанная на деньгах и интересах США, передаётся исправно. В далекие 70-е США объявляют шведского юнца Бильда «великим мыслителем» — и он начинает исправно служить США, продвигаясь по карьерной лестнице. И вот спустя годы уже под руководством шведов с «перспективными политиками» и «мыслителями современности» из России работают люди, верные США — чтобы интерес американцев был не столь явен и заметен.

Рассказывать же о восторгах российской оппозиции в адрес «молодой грузинской демократии» не будем – вдруг эти восторги, а равно ярость и гнев в адрес «российской агрессии в Грузию» — всего лишь «информационные мероприятия», оплаченные через PR-агентство министра иностранных дел Швеции. Тем более, что начинал он свою карьеру как и большинство российских оппозиционеров – с походов в посольство, грантов, и эксклюзивных поездок в Америку…

ФЛБ РУ

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика