Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Россотрудничество – перспективы очень и очень туманны

Россотрудничество – перспективы очень и очень туманны

47_mainМы продолжаем следить за ситуацией, которая сложилась в главном российском «штабе» по делам наших зарубежных соотечественников — то есть, в Россотрудничестве. Публикуем ещё один материал на эту тему, который прислали нам по электронной почте...

...Слухи о досрочном уходе Любови Глебовой с поста руководителя Россотрудничества (напомним, она возглавляет это федеральное агентство с апреля 2015 года), до сих пор упорно ходят в экспертном сообществе. Некоторые электронные СМИ связали эту отставку (Глебова собирается вернуться в Совет Федерации, но уже от Удмуртии) с уголовным делу по признакам статьи «Мошенничество», которое сейчас расследует Следственный комитет России в Россотрудничестве.

Пока СК не дал официального комментария, но те же источники заявляют, что были допущены непонятные траты при продвижении образовательных программ за рубежом...

Незадолго до этих событий руководитель Россотрудничества Любовь Глебова всё чаще стала говорить о возможном переводе Федерального агентства на принципы самофинансирования. Причём, это подаётся так, что агентство единственный орган исполнительной власти РФ, который имеет право самостоятельно зарабатывать деньги за рубежом .

Что собственно происходит уже сейчас...

За счёт каких статей пополняется внебюджетный счет Россотрудничества ?

Основных источников два – сдача в аренду свободных площадей Российского Центра науки и культуры — РНЦК (прежде всего , это касается Берлина и Парижа) и платные курсы изучения русского языка при этом учреждении.

Но в агентстве до сих пор нет положение о внебюджетном фонде и до сих пор нет чёткого понимания, как аккумулируются и расходуются внебюджетные средства!

А только по неофициальной оценке, их объём составляет 8-10 млн $ в год!

Также глава Россотрудничества постоянно говорит о неком «гуманитарном сопровождении российского бизнеса за рубежом». Вообще эта идея отнюдь не нова: о содействии в организации продвижении бизнес интересов российских компаний и регионов за счёт инфраструктуры агентства говорил ещё Константин Косачёв — предшественник Глебовой на посту главы Россотрудничества. Однако тогда эта инициатива закончилась нечем...

Сегодня качестве примера успешного «гуманитарного сопровождения» Любовь Глебова приводит пример взаимодействия госкорпорации «Росатом» и Россотрудничества. Однако имеющиеся цифры вовсе не так уж «радужны». Так, в прошлом году «Росатом» перевёл на счета (даже не федерального агентства), а неких ООО 100 миллионов рублей, а в этом году цифра может достигнуть 150 млн рублей! При этом руководство «Росатома» официально заявило, что рынок строительства АЭС в мире активно сжимается, а новые контракты российской госкомпании остаются под большим вопросом... Вопрос — из каких фондов и зачем вообще перебрасываются столь немалые суммы?

Оговоримся сразу — никого и ни в чём не хотим обвинять, возможно, что никакой противозаконной деятельности тут нет, а Росатом таким образом продвигает свой имидж за рубежом. Однако пока другие российские бизнес-структуры никак не выразили желание использовать Россотрудничество в аналогичной сфере деятельности...

Сегодня, как сообщает Би-Би-Си, бюджет агентства будет сокращён с нынешних 3,57 млрд рублей — в июне Госдума приняла поправки в бюджет, по которым расходы на ведомство должны сократиться на 919 млн рублей.

Так что Россотрудничеству (если агентство сохранится как отдельный орган исполнительной власти) придётся зарабатывать внебюджетные деньги с много большей интенсивностью. Но большинство экспертов весьма скептически относятся к такой возможности...

… Сейчас пока так и неясно сохранится ли агентство вообще или его функции будут разделены между МИД , Минобрнауки и Минкультом.

Это весьма возможно, так как совершенно непонятен сейчас функционал Россотрудничества – в той или иной мере агентство дублирует функции вышеприведенных министерств.

Но если всё-таки Россотрудничество сохранится – кто может его возглавить?

По словам главы комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Калашникова, основным кандидатом на пост руководителя Россотрудничества стала Элеонора Митрофанова, бывший постоянный представитель России при ЮНЕСКО и бывший замглавы министерства иностранных дел России. Именно она, ещё будучи главой Росзарубежцентра при МИД России, разрабатывала концепцию Россотрудничества как основного института «мягкой силы» России.

Но здесь есть некие бюрократические препятствия: в следующем году Элеоноре Митрофановой исполняется 65 лет — то есть, она достигнет предельного срока пребывания на госслужбе. Впрочем, эта проблема может быть решена отдельным указом Президента РФ которым Митрофановой будет продлён срок нахождения на госслужбе до 70 лет.

А ещё, буквально в последние дни, в качестве возможного претендента на пост руководителя Россотрудничества стала называться кандидатура нынешнего сенатора и бывшего главы комитета по международным делам Госдумы Алексея Пушкова...

С какими проблемами (кроме проблемы поиска финансирования) придётся столкнуться новому главе Россотрудничества, если, конечно агентство будет сохранено?

По поступающей информации в группу «Коррупция в Россотрудничестве» процесс ротации зарубежного аппарата практически остановился.

Тем самым системно нарушается 318 приказ Федерального агентства, который определяет сроки пребывания сотрудников как за рубежом (максимально 4 года), так и в Москве (минимум 2 года между командировками).

Руководство Россотрудничества объясняет эти нарушениями некими «исключительными условиями». Правда, никому неясно, в чём эти условия заключаются.

Как следствие — многие сотрудники недовольны своим финансовым положением, поскольку они длительное время не могут выехать в загранкомандировку в порядке ротации и вынуждены жить на крайне невысокие рублёвые оклады, которые они получают в Москве...

Явно требует пересмотра и квалификационные требования к сотрудникам агентства за рубежом (особенно это касается представителей и их заместителей). Из официального ответа МИД России следует, что на загранаппарат Россотрудничества не распространяются квалификационные требования МИД о знании минимум двух иностранных языков.

То есть, глава представительства Россотрудничества, который по должности отвечает за продвижение гуманитарной политики РФ в стране пребывания, может не знать ни одного иностранного языка! Во многом это сводит на нет всю работу РЦНК в той или иной стране. Сейчас, примеру, такая ситуация сложилась в Словакии (по данным тамошних СМИ).

Крайне неоднозначно восприняли сотрудники организации и выделение госсубсидий на приобретение жилья тем лицам (включая и одного заместителя руководителя Россотрудничества), которые пришли вместе с Любовью Глебовой в Россотрудничество. В результате такого вот «распределения», фонд субсидий был исчерпан полностью, и многие стоящие в очереди 10-15 лет сотрудники оказались в крайне непонятном положении.

Таким образом, предусмотренная федеральном законом «О государственной гражданской службе» возможность улучшение жилищных условий для многих если и не становится фикцией, то явно отодвигается на неопределённый срок. Безусловно, всё это приводит к неизбежному росту социальной напряжённости внутри агентства и резкому падению эффективности его работы...

Несколько слов надо сказать о странностях в нынешней организационной структуре Федерального агентства. Одновременно в нём существует и управление кадров, и управление стратегического планирования и кадров. Причём функции последнего крайне непонятны!

Но это всё-таки вторично на фоне главной проблемы — поиска реального функционала Россотрудничества. Без решения этой основной проблемы существование агентства будет по большому счету бессмысленно.

В этой связи очень бы хотелось узнать чёткую позицию МИД России как Министерства, которому подведомственно Россотрудничество — как они сами видят будущее данного федерального агентства?

Информационная группа «Коррупция в Россотрудничестве», специально для «Посольского приказа»

От редакции. В качестве иллюстрации о «результативности» работы Россотрудничества хотим напомнить интервью с одним из руководителей Русской общины Украины, которое этот человек дал нам ещё в 2013 году. То есть, ещё до Евромайдана! Думаю, что с тех пор данная «результативность»  мало чем изменилась. Поэтому актуальность этого интервью сохраняется и сегодня...

Помнится наш диалог начался вот с такого заявления этого человека:

— Я убеждён, что российские официальные структуры, действующие на территории Украины, должным образом не отстаивают интересы государства Российского и соотечественников России на Украине. Главная беда российского Посольства даже не кадровая и дело не в том, что на должность послов России на Украине, начиная с конца 90-х, назначались и назначаются люди, которые в России либо чем-то проштрафились, либо были просто «сосланы» в Киев в связи окончанием политической или дипломатической карьеры. Основная проблема заключается в порочной политике самого российского МИДа, включая и отношение к «соотечественникам за рубежом».

Яркий пример тому — деятельность Виктора Черномырдина!

Давайте вспомним 2004 год – выборы президента Украины и поздравления В.Путина В.Януковичу «с избранием» того на пост президента Украины, которые потом фактически пришлось позорно аннулировать. Или — бездарную предвыборную работу такой политтехнологической структуры как «Русский клуб», работавшей в тесном контакте с администрацией президента Украины, возглавляемой тогда В.Медведчуком. А безрезультатные попытки создания газотранспортного консорциума для управления проходящей по территории Украины газотранспортной системы?! Отдельно надо говорить о долголетних и таких же бесплодных, как газотранспортный консорциум, усилиях «пригласить» Украину к созданию и участию в проекте под названием Единое Экономическое Пространство. И как не вспомнить проблему вступления Украины в НАТО? А погром (иное слово трудно подобрать!), которому на Украине подверглись — как раз при Черномырдине — и русский язык, и система образования на русском языке?!

А проблема соотечественников? Тех самых, российских соотечественников, которых в самом начале своего пребывания на посту Посла Черномырдин грубо обозначил одним непечатным определением, от смысла и сути которого — в этом надо отдать ему должное — он не отступал за все восемь лет своего пребывания в стране.

Однажды к пятилетию пребывания Черномырдина на Украине тиражом 1500 экземпляров был выпущен фотоальбом с говорящим названием «Ты знаешь край, где нивы золотые Испещрены лазурью васильков... Черномырдин и Украина». Альбом аж на 176 страницах рассказывал о «…Викторе Черномырдине, который вот уже пять лет работает специальным представителем Президента России и Послом Российской Федерации в Украине». Из нескольких сотен фотографий, где Черномырдин запечатлён с украинскими банкирами, девушками, простыми и не очень гражданами Украины, охотниками и собаками, на природе, дома, с государственными деятелями и политиками. Но там вы не найдете ни одного фото, где бы господин Посол России был бы запечатлён с российскими соотечественниками! Получается, что такого явления, как «российский соотечественник», для него просто не существовало!

И это было отнюдь не благодушие или недалёкое отношение ко всему происходящему на Украине и вокруг неё. Это была ПОЛИТИКА!

Зурабов ведёт себя примерно также.

На Украине известна история, случившаяся с предпринимателем Игорем Мацкевичусом, гражданином России, чьё предприятие со стороны местных, явно коррумпированных чиновников подверглось рейдерскому захвату. С просьбой о поддержке Игорь отправил десятки обращений в различные инстанции, призванные защищать соотечественников. Однако ни на одно своё послание ответа он так и не дождался. Сотрудники Посольства даже отказывались бывать на судебных заседаниях по его делу, хотя это их прямая обязанность. И только после того, как сотрудников диппредставительства удалось «убедить» в необходимости выполнения ими норм российского законодательства и их прямых обязанностей, они всё же соизволили приходить на судебные заседания.

Но ведь на работу с соотечественниками из российского бюджета отпускаются очень большие деньги...

— Да, это большие деньги. А результат? Возьмите для примера ситуацию, сложившуюся с русскими школами. Сегодня на Украине планомерно идёт, а по сути вступил в завершающую фазу, процесс украинизации системы образования, причём, согласно специально разработанной программе. Эта программа была принята вовсе не «оранжевым» президентом Ющенко, а ещё до него, в далеком 2003-м году, когда президентом был «пророссийский» Леонид Кучма, друг и родственник тогдашнего Посла России на Украине Черномырдина, а премьером — такой же «пророссийский» Виктор Янукович.

И вот каков получился итог: если в 2007 году в республике насчитывалось более 1400 русских школ — из почти 22 000, то сегодня их осталось не более 950-ти — из более чем 20600, существующих в республике. То есть, в год тихо исчезало и исчезает от 80 до 150 школ, где преподавание ведётся на русском языке! Не трудно подсчитать, через сколько лет на Украине закроется последняя школа с русским языком обучения...

По программе поддержки соотечественников, на Украину по линии МИДа выделяется около 1,8 млн. долларов, и по другим программам, связанных с продвижением российских интересов и защитой прав соотечественников, отпускаются также немалые суммы. В общей сложности речь может идти о сумме трёх-пяти миллионов долларов в год (если не больше).

И сколько из них доходит до нуждающегося «потребителя»?

— Полагаю, не более 5% от отпущенных сумм. Остальное растворяется неизвестно где. Во всяком случае, даже от дошедших денег никакой реальной отдачи нет.

Мало того, есть серьёзное подозрение, что вся эта работа, которую должны проводить российские дипломаты, просто передана в руки представителей правящей на Украине Партии регионов, которая по своей сути не менее националистична, чем прочие украинские политические объединения, включая печально известную профашистскую «Свободу». Даже «Всеукраинский Координационный Совет организаций российских соотечественников» (ВКСОРС) возглавляет депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов Вадим Колесниченко.

Надо сказать, что этот человек имеет очень неоднозначную репутацию. Так, именно по инициативе Колесниченко в прошлом году был принят закон о региональных языках, благодаря которому русский стал языком национального меньшинства, без малейшего отныне шанса стать государственным языком на Украине, чего давно и упорно добиваются русскоязычные граждане.

Кроме того, Колесниченко известен неоднократными отнюдь не пророссийскими высказываниями. Так, в 2010 году он во всеуслышание заявил, что его абсолютно не интересует происходящее в России, так как его избирали на Украине.

А в 2012 году пан Колесниченко вместе со своими однопартийцами-регионалами поддержал в парламенте празднование 120-летия со дня рождения Иосифа Слипого, бандеровского священнослужителя, «окормлявшего» гитлеровский батальон «Нахтигаль» и благословившего создание дивизии СС «Галичина» и осужденного за это как гитлеровский пособник.

Вот что говорится в том принятом Радой документе: «…Учитывая заслуги Патриарха Иосифа Слепого перед Украиной, весомый личный вклад в развитие национальной идентичности и духовности украинского народа, многолетнюю самоотверженную работу для украинского народа, 120-летие со дня рождения Патриарха Иосифа Слепого важны для патриотического воспитания граждан и повышение духовности украинского народа».

И этот человек награжден российским орденом Дружбы и медалью Пушкина…

От редакции. Колесниченко после Евромайдана сбежал в Россию и сегодня пытается активно участвовать уже в российской политике. Причём, по некоторым данным, он продолжает активно работать с Россотрудничеством. Так что ничего в этом Федеральном агентстве по существу так и не поменялось...

Все права защищены © 2021 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Смотрите kverk.ru мастерская по дереву казань.
Яндекс.Метрика