Вы находитесь здесь: // Оборонные рубежи // Систему образования народной республики всё-таки расшатывают

Систему образования народной республики всё-таки расшатывают

0_94219_5cba54a3_LКак известно, ломать – не строить. Однако, судя по событиям в системе образования ДНР, для Министерства образования и науки республики «ломка» оказалась наиболее приемлемым инструментом в деле «революционных» преобразований в отрасли. Как мы уже рассказывали, первый тревожный сигнал, вернее, крик о помощи, поступил этой весной из созданного 80 лет назад Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования (ДонРИДПО), который министерские чиновники попытались попросту выгнать из собственного здания. А дальше, как говорится, пошел стон по всей Руси великой. Сегодня защиты просят сотрудники Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком университете, а также родители лицеистов.

Зри в корень

Лицей при Донецком Государственном университете был создан в далеком 1990 году совместным решением Донецкого областного совета и Донецкого государственного университета.

Он получил статус юридического лица и бюджетное финансирование. На правах аренды ему выделили помещения в одном из корпусов университета.

— Между лицеем и университетом действуют договоры о научном и учебно-методическом сотрудничестве, а также о проведении практики студентов на базе лицея, — говорит директор лицея Елена Нафанец. — Однако, будучи в структуре университета, лицей в его уставе не прописан. И университет, и лицей финансировали сначала областное управление образования, а сейчас – Министерство образования и науки (МОН) ДНР, поэтому и зарплату мы получаем не от университета, а от министерства. Договор аренды предполагает, что мы сами находим средства на ремонт помещения, оборудование, оплату коммунальных услуг. И соответственно, несём ответственность за учебный процесс, хозяйственную деятельность и пр.

Созданное по мотивам Царскосельского лицея, давшего России целую плеяду выдающихся людей, это многопрофильное заведение нового типа ещё на школьном этапе стало отбирать одаренных детей и готовить их по направлениям, фактически повторяющим профили университета. Высокий профессиональный уровень преподавательского состава (от учителей-методистов и заслуженных учителей до остепененных преподавателей университета и других вузов региона), научная и творческая база, тёплая атмосфера в течение нескольких десятков лет привлекают к нему талантливую молодёжь Донбасса.

Разработанная педагогическим коллективом методика позволяет каждому десятому выпускнику лицея получать золотую или серебряную медали, каждому третьему лицеисту становиться победителем или призёром республиканских или международных олимпиад, конкурсов, турниров, а всем лицеистам — быть конкурентно способными в любой области наук и народного хозяйства. В годы, когда Украина выдавливала русский язык из всех сфер жизни, в лицее был создан настоящий островок русской культуры. Властный запрет на родной язык не помешал четверым лицеистам стать призёрами международных олимпиад по русскому языку. Каждый год вместе с преподавателями филфака здесь готовили детей к Сахаровским чтениям в Питере, и каждый раз они привозили, как минимум, три диплома.

За время существования лицея более 100 его выпускников защитили кандидатские диссертации, свыше 20 − стали докторами наук и работают в вузах России, стран дальнего зарубежья и, конечно же, в Донецком университете.

На линии огня

Война, которую затеяла киевская хунта против не поддержавшего государственный переворот Донбасса, внесла свои драматические и трагические коррективы в жизнь лицея.

В самые горячие дни 2014 года, когда город уничтожала тяжёлая артиллерия украинских «освободителей», а родители стремились вывезти детей из опасной зоны, в лицее осталась только пятая часть ребят. Уехали и некоторые преподаватели. А те, кто остался, научились прятаться в бомбоубежище, различать звуки снарядов, «прилёты» и «ответки», овладевать новыми навыками на уроках начальной военной и медицинской подготовки и верить, что этот кошмар рано или поздно закончится. Надо отметить, что многие из уехавших не потерялись, а смогли продолжить учебу благодаря внедрению системы дистанционного обучения.

На пятом году войны, которая длится по времени уже дольше Великой Отечественной, в Донбассе стреляют каждый день. И поэтому навыки выживания, равно, как и патриотическое воспитание ребят, имеют сегодня первостепенное значение. До сих пор в лицее вспоминают посвящённый Дню Победы потрясающий фестиваль военной песни, где каждый ребёнок, а они все дети войны, проникся идеей сохранения мира. А те, кто сегодня на передовой своими жизнями защищают республику, ветераны афганской войны стали частыми гостями патриотического клуба.

Смело можно сказать, что испытание «огнём» лицей выдерживает с честью. В обстановке продолжающейся войны, общее число лицеистов приблизилось к довоенному уровню. А это дорогого стоит!

В 2016 году лицей торжественно отметил свой 25-летний юбилей. Отметил красивым балом в гостинице «Шахтёр Плаза», на котором с приветственной речью к юбилярам выступил глава Донецкой народной республики Александр Захарченко. Было открыто несколько новых специальностей. Казалось, вот будущая элита для молодой республики. Пусть ещё сегодня среди них не видно Пушкина или Горчакова, но здесь есть всё для рождения учёных, управленцев, исследователей и государственных мужей будущего!

Однако...

Проблема

Парадоксально, но, невзирая на тесные, практически родственные связи, именно университет едва не стал «могильщиком» лицея.

Нынешней весной, когда в образовательном пространстве ДНР повеяло ветром перемен, руководство университета предложило лицею новую форму, убийственную для учебного заведения. Первыми забили тревогу прознавшие о новациях родители лицеистов, люди образованные и состоявшиеся, работающие в различных отраслях народного хозяйства, и могущие оценить все «плюсы» и «минусы».

Во-первых, лицей хотят перевести из корпуса университета в здание, требующее капитального ремонта, расположенное в другом районе города, и лишить его статуса юридического лица, подчинив университету. Сразу возникает резонный вопрос: если лицей будет подразделением университета, то зачем изгонять его с территории последнего?

Может быть, в университете не хватает аудиторий? Отнюдь. Ведь за годы войны число студентов не выросло. Более того, на физфаке, например, есть специальность, на которой обучается всего один студент.

Может быть, для экономии бюджетных средств? А в чём экономия, спросите вы, в сдаче площадей богатым арендаторам? Но в республике их нет.

Лицею же, переселившемуся в «убитое» здание, где ремонту подлежит все, начиная с электропроводки, где-то надо будет брать деньги. Где? Ищите спонсоров.

А из каких денег преподаватели лицея будут получать зарплату? По задумке авторов проекта – из спецфонда университета, что, по мнению педагогов, представляет весьма туманные и в материальном, и в юридическом плане перспективы. Особенно, если вспомнить, что в начале 2017—2018-го учебного года Минобраз ДНР, отменив все надбавки преподавателям, фактически урезал их зарплату.

К тому же университет не имеет лицензии на оказание образовательных услуг для школьников. Не в последнюю очередь родителей беспокоит «география» лицея, который сегодня находится в центре города. Сюда удобно добираться из всех районов ДНР. Перевод лицея в другой район приведёт к оттоку учащихся (некоторые родители уже прямо заявили о том, что заберут своих детей), а значит к закрытию лицея, чего и добиваются враги республики.

Похоже, что одна из причин (кроме пресловутой экономии бюджетных средств) кроется в неугомонности директора лицея, пытающегося уже в течение трех лет с помощью МОН открыть в лицее пункт питания.

Да, да, студентам биофака, которые учатся в одном корпусе с лицеистами, и самим лицеистам, равно, как и преподавателям, перекусить в течение долгого учебного дня негде. — — Нам не захотели пойти навстречу, — говорит директор лицея Нафанец, — и вывести из аудиторного фонда две комнаты, которые по проекту были пунктом питания, работавшим в лицее до 1996 года. Я долго предлагала и просила об этом, приводила и проектировщиков, и санстанцию – надо было только согласие университета и юротдела. Этого согласия я не получила. Ни на биофаке не сделали, ни в лицее. Мне ответили, что, если у меня есть лишние аудитории, то университет направит сюда студентов.

Де-юре и де-факто

А как законодательно оформлены попытки этих преобразований? И кто ещё стоит рядом с лицеем и РИДПО в этом скорбном ряду?

Ответ был ожидаем и ещё раз убеждает в том, что попытки реорганизации в образовательной сфере носят непрозрачный характер. Руководителей образовательных учреждений ставят перед фактом, на них оказывают давление. В случае с лицеем — через университет. Отсутствует не только заявка учебного заведения на вхождение в состав другой структуры, приказ или распоряжение министерства, но и квалифицированная оценка последствий реорганизации. А ведь любой самый захудалый проектировщик знает, что для разработки или реорганизации какой-либо системы необходимо технико-экономическое обоснование, подробный проект, подсчёт эффективности и окупаемости задуманного. В сфере образования результаты объединения и оптимизации оценивают по тому, как к нему относятся родители, сколько бюджетных средств удается сэкономить, а также насколько улучшатся образовательный процесс и условия труда педагогов .

Ничего этого ни руководству лицея, ни родителям сообщено не было.

30 мая на комиссию МОН по реструктуризации и ликвидации учебных учреждений (оказывается, такая была создана в апреле, о чем некоторые фигуранты процесса узнали накануне) были приглашены руководители лицея, института физкультуры, пединститута и РИДПО. Как видим, список подлежащих реформированию образовательных учреждений гораздо шире, чем мы могли предположить вначале. Там, по рассказам участников, им не дали никаких документов, но зато подробно рассказали почему данные учреждения подлежат реструктуризации. Оказалось, что все они, как и лицей, должны будут покинуть свои помещения.

Все четыре учреждения собираются ввести в структуру университета. И тут уж ректор физкультурного института не преминул заметить, что за время войны они отремонтировали шесть спортзалов. А далее поинтересовался: какие спортивные залы им могут предоставить взамен? Кроме того все знают, что бассейн университета уже долгое время находится в плачевном состоянии и несколько лет не эксплуатируется...

Понятно, что, отстаивая свои учебные заведения, руководители, тем не менее, не собираются делать революцию. Просили лишь об одном: отложить реструктуризацию хотя бы на год, чтоб определить целесообразность слияний и, наконец, чтоб люди просто смогли найти себе другую работу.

Друзья по эксперименту

Есть ещё одна сторона преобразовательного процесса в республике.

— Лицейское братство, которое мы создавали в течение 20 лет, кануло в Лету, — горько говорит Елена Нафанец. — Еще недавно в Донецке работали несколько лицеев, которые с приходом республики получили статус республиканских. Но на сегодняшний день медицинский лицей уже потерял свою самостоятельность и вошёл в структуру медуниверситета. Директор Георгий Манжелеев сразу же уволился, сказав, что в этом слиянии он не видит ничего положительного для лицея. «Эрудит», с которым мы всегда соревновались у кого больше призеров и победителей, введён в состав Григорьевской школы, и пытается вернуть себе юридический статус. Из него к нам пришли дети, для которых там не нашлось искомого профиля обучения. Пытается вернуть самостоятельность и лицей «Коллеж». Еще два года назад в структуру военного училища вошел военный лицей, директор потерял право подписи и печати.

Последствия

Какие последствия для «последнего из могикан», т.е. последнего самостоятельного донецкого лицея, будет иметь его слияние с университетом?

— К планам, которые обрисовали нам в ректорате университета, — говорит директор, — коллектив лицея отнесся негативно, результатом чего стало письмо в адрес главы ДНР. Ведь за 28 лет мы с помощью и за счет спонсоров привели в полный порядок помещения. Теперь отдавать это всё кому-то и идти в небытие?..

Из опыта других мы знаем, что все вопросы, которые сегодня решаются за 10-15 мин, будут решаться в несколько раз дольше.

Более того, мы перестанем быть интернатом, а, значит, сократится количество принимаемых лицеистов. Это повлечёт уменьшение педагогической нагрузки и, как минимум треть коллектива останется без работы. Это нельзя делать – это очень ценные кадры, которые или уедут за рубеж или уйдут на пенсию.

К словам директора стоит добавить и то, что «дом родной», «островок счастья», как называют бывшие и нынешние лицеисты альма-матер, подвергнется серьёзным испытаниям, нарушатся связи и уйдет та теплая атмосфера, которая стимулирует рождение «Платонов и быстрых разумом Невтонов».

Москва

Известный бард Юрий Визбор сказал когда-то, что, если в Москве советуют стричь ногти, то на Украине рубят пальцы.

В России идут аналогичные процессы. С 2011 года идёт процесс реорганизации системы образования, создание укрупнённых образовательных комплексов, куда сливают по несколько учебных заведений. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» ещё в 2016 году провел социологическое исследование и опубликовал его результаты.

«Основные выводы таковы, — говорит социолог, орг.секретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. - Не для всех школ объединение в комплекс стало проблемой и вызвало недовольство педагогов или родителей. Там, где директор проводил политику открытости, обсуждал с коллективом и представителями родителей перспективы школы, планируемые изменения в структуре управления, в условиях труда, в размере и в системе начисления зарплаты, размещения детей в школьных зданиях и прочего, и учитывал их мнение, вхождение в комплекс прошло более или менее безболезненно.

Но общая тенденция такова, что все заинтересованные в образовательном процессе оказывались в атмосфере слухов, неопределённости и непонимания, что, безусловно, порождало сложные отношения в коллективе. В наибольшей степени довольны те педагоги, у которых в школе после объединения осталось всё по-прежнему.

Как выяснилось, учителя, дети и родители ценят традиции, историю и сложившийся порядок вещей в своей школе, считают их уникальными, и к их разрушению (вследствие вхождения в комплекс) относятся негативно».

Ну, почему не прислушаться к тем, кто не только приобрёл, но и обобщил опыт в этой области?! Однако в Донецке процесс хождения по граблям, похоже, становится национальной забавой.

«Да на здоровье, – говорят родители, инициировавшие обращение к главе республики с протестом против т.н. реструктуризации, — создавайте комплексы с нуля. Но не надо в угоду каким-то новым веяниям ломать то, что сегодня процветает и приносит великолепные плоды».

— Проводя родительское собрание, я поддержала родителей лицеистов и сказала, что уступать не буду, — говорит Елена Нафанец. – Мы надеемся на то, что глава республики Александр Владимирович Захарченко поддержит нас. Ведь он был на нашем юбилее, видел какой масштаб, какие организации задействованы, как мы объединились, вместе сотрудничаем, воспитывая нашу молодежь. Это же гордость республики! Это то, что может служить показателем достижений государственного строительства.

Вместо резюме

После развала великой державы в Донбассе – «всесоюзной кочегарке» — срочно была затеяна реструктуризация угольной промышленности. Для Украины это был единственный собственный энергоноситель, присутствующий на её территории в достаточном количестве, а посему являвшийся стратегическим сырьем. В Донбасс тогда хлынуло множество западных консультантов и специалистов, которые под видом реструктуризации помогли прорвавшимся к власти хапугам и «зрадныкам» уничтожить большинство угольных предприятий Донбасса. За градообразующими предприятиями стали умирать посёлки и города, возникавшие вокруг них, а экономика некогда процветающей Украины опустилась, как говорится, ниже плинтуса. Но, вопреки ожиданиям врагов, Донбасс не обезлюдел. А потом на нашу землю пришла война – и снова, вопреки ожиданиям врагов, люди не бросили свои дома, не сбежали в тихие гавани капиталистического мира, а с оружием встали на защиту Родины. Стоят и по сей день…

Но вот снова выплыло это слово «реструктуризация» … Теперь уже в области образования новорожденной республики. А не новая ли это замаскированная угроза? – вопрошают пессимисты. Ведь именно в это время высокие чиновники украинского минобраза вдруг «озаботились» судьбой молодёжи Донбасса, предлагая абитуриентам «со временно оккупированных территорий», как они называют Донецкую и Луганскую народные республики, гарантированный приём в украинские вузы на бюджетную форму обучения. Похоже, что украинской власти мало того, что они загоняют детей в подвалы (да и вообще уже убили более сотни детей) теперь из оставшихся они хотят сделать манкуртов– ведь мы хорошо знаем как и чему учат в украинских школах и вузах.

Ну, а строителям молодой республики даже в сложное военное время надо помнить, что путь к успеху лежит не только в отражении агрессии врага, но и в заботе о тех, кто завтра придет к управлению. Ведь не зря рациональный и прозорливый канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил, что битвы выигрывает школьный учитель.

Людмила Гордеева, специально для «Посольского приказа»

Обращение коллектива Донецкого РИДПО к общественности

Пришёл, увидел, …захватил?

(Ad absurdum — «до абсурда»)

Данное обращение коллектива ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» составлено в соответствии со статьей 38 Конституции Донецкой Народной Республики.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» обращается к общественности с просьбой защитить коллектив от произвола и противоправных действий со стороны Министерства образования и науки, направленных на рейдерский захват здания и имущества, принадлежащих Донецкому РИДПО (приказ МОН ДНР от 17.05.2018 № 450 о передаче в оперативное управление МОН ДНР здания и имущества ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»), и на реорганизацию / ликвидацию института (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 05.04.2018г. № 1004/21-58).

Несмотря на решение Совета Министров Донецкой Народной Республики о приостановлении процесса реорганизации /ликвидации, переподчинения и изменения места расположения ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (письмо Совета Министров Донецкой Народной Республики от 13.06.2018 г. № 034/1740), решение Комитета Народного Совета по образованию, науке и культуре («Учитывая достижения и заслуги ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», сохранить институт в формате и структуре, действующей в настоящее время. Принять меры для сохранения высококвалифицированного профессорско-педагогического состава и целостности материально-технической базы». Ссылка на запись программы: http://newsvideo.su/video/8641345), Министерство продолжает несанкционированные действия:

— повторно выдвигает требование покинуть здание с личными вещами в течение недели, угрожая в противном случае уволить руководство и ликвидировать институт как структурную единицу в системе образования ДНР, что является прямым нарушением ст. 3, 4, 5, 12, 30 Конституции Донецкой Народной Республики;

— осуществляет внеплановые проверки, представители которых ведут себя вызывающе и предъявляют необоснованные требования;

— ректор института без объяснения причин был исключён из состава Коллегии МОН;

— лицензионные дела на открытие переподготовки по востребованным педагогическим специальностям, дефицит которых в Республике на сегодня остро ощущается, были отклонены с обоснованием: «Это нецелесообразно, поскольку институт реорганизуют»;

— представители МОН без всяких распорядительных документов проникли в здание Донецкого РИДПО с целью пересчитать двери;

— вопрос Донецкого РИДПО «О научно-методическом сопровождении инновационной деятельности городских и районных методических служб» был исключен из повестки дня Коллегии МОН.

Подобные шаги со стороны МОН ДНР, осуществляемые на протяжении вот уже полугода (детальная информация в статье «Кто расшатывает систему образования в воюющей республике?» http://www.posprikaz.ru/2018/05/kto-rasshatyvaet-sistemu-obrazovaniya-v-voyuyushhej-respublike/), не только держат в напряжении коллектив, препятствуют осуществлению сотрудниками их функциональных обязанностей, негативно сказываются на качестве образования Донецкой Народной Республики, препятствуют реализации стратегии развития образования ДНР, но и дискредитируют авторитет Главы Донецкой Народной Республики и Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Судьба образования Республики в наших руках! Объединимся для его сохранения и развития! Вместе мы сила!

Коллектив ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 19.06.2018

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика