Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Запад давно стал прибежищем нацистских преступников

Запад давно стал прибежищем нацистских преступников

 В Венгрии задержан 97-летний Ласло Чатари, подозреваемый в преступлениях периода Второй мировой войны. Этот человек считается одним из самых разыскиваемых нацистских преступников. По информации Центра Симона Визенталя, Ласло Чатари был полицейским в словацком городе Кошице, который во время войны находился в составе Венгрии. Он напрямую причастен к депортации около 300 евреев из Кошице в украинский город Каменец-Подольский, где почти все они были убиты летом 1941 года.

В 1948 году суд в Чехословакии заочно приговорил Чатари к смертной казни. Однако после войны Ласло Чатари сумел сбежать в Канаду, где занимался бизнесом в Монреале и Торонто. В 1997 году власти Канады лишили его гражданства, после чего он исчез. И вот буквально на днях старый палач, с помощью Центра Визенталя, был найден журналистами британской газеты «Сан» в родной Венгрии...

Возникает закономерный вопрос — как этот нацист так долго мог уходить от ответственности, фактически, не скрывая своего преступного прошлого? Думаю, что ответ на этот вопрос может дать тайная политика многих западных стран, которые на протяжении многих лет после войны сотрудничали с нацистами.

Хайль, Америка!

Несколько лет назад в США грянул скандал. В руки журналистов газеты «Нью-Йорк таймс» попал шестисотстраничный доклад Министерства юстиции США, который свидетельствовал о работе американских властей с нацистскими преступниками.

Самым выдающимся военным преступником, с которым сотрудничало ЦРУ, оказался Отто фон Болшвинг — он непосредственно участвовал в разработке плана очистки Германии от евреев. Содействие фон Болшвингу в получении убежища Вашингтон оказал в 1954 году, и фон Болшвинг стал работать на ЦРУ. Когда же Министерство юстиции решило в 1981 году добиваться его депортации из США, тот... неожиданно умер!

Среди укрытых ЦРУ фашистов оказались и другие заметные деятели Третьего рейха. Например, Артур Рудольф, который руководил заводом боеприпасов, где вовсю использовался подневольный труда угнанных в Германию рабочих и военнопленных. Власти США на это пятно в биографии Рудольфа закрыли глаза и доставили его в Америку — ведь Рудольф так многое знал о производстве ракет. НАСА даже отметило его заслуги перед американской космонавтикой специальной наградой!

Не меньшим почётом в Америке пользовался другой «учёный», конструктор ракет «Фау-1» и «Фау-2» Вернер фон Браун. Он оказался в США в 1945 году. Вместо того чтобы сесть на скамью подсудимых, Браун стал работать в Космическом центре в Алабаме и в 1960 году был назначен его руководителем. При этом как-то «не замечалось», что фон Браун, будучи офицером СС, прямо причастен к гибели тысяч подневольных рабочих и узников концлагерей в подземных цехах концерна «Дора».

Всего в США, по данным авторов доклада, нашли себе прибежище не менее 10 тысяч военных преступников!

Впрочем, информация об этих вещах всплывала и раньше. Так, в марте 1977 года член палаты представителей от штата Пенсильвания Эйлберг отправил в Пентагон запрос относительно 48 лиц, подозреваемых в военных преступлениях, в том числе и на бывшего бургомистра белорусского города Клецка Ясюка, участвовавшего в расстрелах мирных жителей. Из Пентагона был получен ответ, что имени Ясюка в армейских досье нет. Однако, как выяснилось позднее, его досье существовало и хранилось под грифом: «Содержит секретные данные, рассмотрению Конгресса не подлежит».

А в 1983 году эффект разорвавшейся бомбы произвело сообщение о том, что бывший шеф гестапо в Лионе Клаус Барбье находился в своё время на денежном содержании американской разведки. Когда французские сыщики вышли на след преступника, американцы дали ему возможность скрыться в Латинской Америке. Там Барбье быстро установил контакты со старыми знакомыми по службе в СС, став советником тайной полиции Боливии.

В 1978 году контрольно-ревизионное управление Конгресса опубликовало доклад, в котором говорилось, что ЦРУ использовало 21 нацистского преступника в качестве «источника информации», а девять из них были платными сотрудниками разведывательного ведомства. В конце 1980 года Министерство юстиции США признало, что в его распоряжении находится около пятисот досье на военных преступников, однако большинство их лежит без движения. Почему?

Да потому власти США активно использовали нацистов в холодной войне против СССР!

Против красных хоть с дьяволом

По данным американских журналистов, ЦРУ чисто в антисоветских целях завербовало по меньшей мере 23-х военных преступников. Известно, что на эту спецслужбу работал высокопоставленный офицер СС Теодор Саевек, ответственный за депортацию евреев из Северной Африки и подавление Движения сопротивления в Италии. Ни Израилю, ни Италии так и не удалось добиться его выдачи. Хорошо знакомо специалистам по военным преступлениям и имя Карла Хасса, нежданно-негаданно перевоплотившегося из гитлеровца в ревностного служителя американской демократии. А вот на англичан в послевоенное время работал видный гестаповец Хорст Копков, помогавший им бороться с советским шпионажем.

Оказывается, американцам и их союзникам непосредственные носители кровавого опыта Холокоста и плана «Ост» понадобились для борьбы с коммунизмом в Европе. В связи с этим западные спецслужбы не только препятствовали иммиграционным властям в депортации таких лиц, но даже запрещали разглашать их имена!

Особый интерес вызывают бывшие советские граждане, отличившиеся на службе Третьему рейху. Как известно, согласно Ялтинским соглашениям 1945 года, все представители коллаборантов, имевших ранее советское гражданство, так или иначе

сотрудничавших с нацистами, после разгрома Германии должны были быть выданы СССР. В основном, это соблюдалось неукоснительно. Были выданы практически все руководители РОА, оказавшиеся в руках союзников.

Однако по крайней мере семь тысяч власовцев и тысячи «советских» эсэсовцев сумели укрыться во Французском Иностранном легионе, после службы в котором «всплыли» в тех же Штатах, но уже под другими именами. Впрочем, кое-кто из бежавших на Запад коллаборантов особо не скрывался. Вот украинец Мыкола Лебедь, обвиняемый в тяжких в военных преступлениях. Оказывается, после войны он сумел поработать и на армейскую контрразведку США, и на ЦРУ, что дало ему право чувствовать себя в полной безопасности...

Любопытно, но во время холодной войны американские власти использовали потенциал нацистов и для своих внутренних проблем. Эту тему в своё время поднял репортёр К.Симпсон в книге «Обратный удар». Он утверждал, что после Второй мировой войны ЦРУ субсидировало нацистских эмигрантов с целью заложить крайне правую основу политической жизни США. К примеру, нацисты заняли видные позиции в «этнических комитетах по предоставлению помощи нуждающимся» при Республиканской партии. Симпсон подчёркивает, что эти нацисты прибыли в Америку не как отдельные индивиды, а как часть организованных групп для решения фашистских политических задач. Журналист показывает, как Госдеп и ЦРУ включили высокопоставленных нацистов в платёжные ведомости разведслужб «за использование их знаний и опыта в ведении пропаганды и психологической войны»...

Последствия этого «переселения» и «адаптации» нацистов в ноябре 1988 года раскрыла небольшая газета «Вашингтон Джюиш Уик», утверждавшая, что в коалицию, поддерживающую избирательную кампанию Джорджа Буша-старшего, входили несколько откровенных нацистов и антисемитов. Эта тема несколько лет спустя была подхвачена К. Симпсоном, рассказавшем о том, что отец и дед Буша-старшего в 20-30-ые годы имели непосредственное отношение к финансированию движения Адольфа Гитлера...

Да, тысячу раз был прав охотник за нацистами Симон Визенталь, который 9 мая 1984 года с горечью заявил: «Нацистские преступники извлекли самую большую выгоду из холодной войны».

Четвёртый рейх

С ещё большим скрипом против гитлеровских преступников работала судебная машина Западной Германии. Хотя после войны здесь было проведено около ста тысяч судебных разбирательств, наказаниям подверглись лишь... 6465 человек?! Приговоры строгостью не отличались. Только двенадцать из них были приговорены к высшей мере наказания, 163 подсудимых получили пожизненное заключение, но очень многие преступники просто отделались лёгким испугом.

Надо сказать, что в ФРГ получили широкое распространение различные идеи смягчения наказаний для военных преступников, в том числе по сроку давности. В судебной практике были фактически узаконены понятия «непосредственный исполнитель» и «лицо, совершившее преступление в силу приказа». В результате этой юридической уловки были оправданы тысячи убийц.

Так, земельный суд в Гамбурге оправдал бывшего коменданта учебного эсэсовского лагеря Травники штурмбаннфюрера СС Штрейбеля, принимавшего активное участие в кровавых расправах над узниками многих концлагерей. Сотни свидетелей из разных стран дали убедительные показания о его зверствах. Но бесполезно — Штрейбель «лишь выполнял приказы»!

Для осуждения командира роты 15-го полицейского полка СС капитана Пельса свидетели не требовались. Он сам вёл протокол своих преступлений, составляя и подписывая отчёты о карательных акциях. Только за полтора осенних месяца 1942 года под руководством и при личном участии этого эсэсовца в Белоруссии были расстреляны 1170 человек, из них 356 детей и 463 женщины. Западногерманский суд оправдал и этого палача.

Благодаря манёврам западногерманской юстиции, а также «сердоболию» англо-американских оккупационных властей сохранили свои жизни, а затем и получили свободу 8 из 12 руководителей главных управлений СС, а в целом — 16 из 30 высших руководителей СС и полиции. Из 53 тысяч эсэсовцев, которые исполняли приказ об истреблении «неполноценных народов» в составе так называемых «айнзатцгрупп», к судебной ответственности были привлечены лишь примерно шестьсот человек.

Политика попустительства привела к тому, что тюрьма для военных преступников в Ландсберге быстро опустела. К началу 1951 года за решеткой оставались только 142 бывших нациста. А после того, как в феврале того же года верховный комиссар США Джон Мак-Клой помиловал сразу 92 заключённых, тюрьму и вовсе можно было закрыть...

Казалось, после Нюрнбергского процесса у руководства ФРГ были в руках все средства, чтобы подвести окончательную черту под нацистским прошлым. Но канцлер Конрад Аденауэр тогда решил по другому — он вовсе не отвергал сотрудничество со «старыми кадрами». При этом ещё и философствовал: «Грязную воду не выплёскивают, когда нет чистой».

Уже в 1952 году бывшие нацистские чиновники, включая сотрудников гестапо, получили право занимать публичные должности в государстве. Но кульминацией этого процесса стал закон об освобождении от судебного преследования, вступивший в силу в 1954 году. По свидетельству историка Норберта Фрея, «почти со всех были сняты обвинения, и никто больше не считался преступником». Затем пришла пора ползучей амнистии. В 1960 году Бундестаг подтвердил действие двадцатилетнего срока давности лет за убийство, а в 1968-ом. — за содействие убийству. В соответствии с этим, были прекращены судебные дела против почти трехсот палачей из бывшего Главного управления имперской безопасности (РСХА).

Другой манёвр юстиции ФРГ заключался в освобождении от наказания военных преступников, осужденных в странах, в которых остался их страшный след. Так, генерал-полковник СС Ламмердинг, заочно приговоренный в Бордо (Франция) к смертной казни за преступления против человечности и военные преступления, виновник смерти семисот жителей печально известного селения Орадур (в том числе более пятисот женщин и детей) спокойно жил в Дюссельдорфе и занимался делами своей строительной фирмы.

Советским судом были рассмотрены дела нескольких палачей из концлагеря Заксенхаузен. Главный врач Гейнц Баумкеттер был причастен к истреблению многих тысяч людей. Густав Зорге — «железный Густав» — лично замучил и расстрелял тысячи заключенных. Выделявшийся особой жестокостью Вильгельм Шубер лично расстрелял 30 немецких, 33 польских, 636 советских граждан, принял участие в казнях 13 тысяч военнопленных. Все они были приговорены к длительным срокам тюремного заключения и в числе других военных преступников были переданы властям ФРГ для отбывания наказания.

Но на родной земле многие эти головорезы были сразу же освобождены. Каждому выдали пособие в шесть тысяч марок, а Баумкеттера даже трудоустроили по специальности в один из госпиталей...

Так что ничего удивительного в многолетней безнаказанности венгерского убийцы Ласло Чатари нет. Удивительно то, что он вообще дожил хоть до каких-то обвинений в свой адрес.

 

Вадим Андрюхин, главный редактор (по материалам Интернета)

 

 

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика