Вы находитесь здесь: // Архивы не молчат // Политика Украины повторяет худшие традиции Запорожской Сечи

Политика Украины повторяет худшие традиции Запорожской Сечи

 На Украине грядут парламентские выборы. Кто бы на них не победил — партия президента Виктора Януковича, представители коммунистической или националистической оппозиции — никто сегодня не даст чёткого ответа на следующие вопросы. Чем обернётся победа той или иной партии для государства и его граждан? С кем будет дружить Украина — с Западом или с Россией? В каком направлении станет развиваться украинская экономика?

Ведь украинская политика была и остаётся загадкой для всех — и для международного сообщества, и для проницательных политологов, и для самих украинских граждан. Потому что непредсказуемость Украины издавна является её характерной отличительной чертой.

Чьи вы, хлопцы, будете?

Вспомним поведение украинских политиков после развала Советского Союза.

Первый украинский президент Леонид Кучма старался угодить всем сразу — и русским и американцам: Москве клялся в вечной дружбе, а за денежными кредитами бегал на Запад, заявляя о своей готовности вступить в НАТО. То же самое творили и его последователи.

Виктор Ющенко любил вещать о возможном участии республики в создаваемом Россией Едином экономическом пространстве на территории СНГ, но одновременно вёл соответствующие переговоры с Европейским Союзом. Примерно те же хитромудрые заверения — в зависимости от аудитории — мы слышали со стороны «пророссийского» президента Виктора Януковича. Не отставала от них и «оранжевая революционерка» Юлия Тимошенко. В России она публично восхищалась политическим устройством нашего государства, а у себя на родине не менее эмоционально произносила русофобские речи.

Словом, когда украинские политики говорят правду или откровенно лгут, сказать очень сложно. Думается, что разобраться в хитросплетениях сегодняшней украинской политической жизни может помочь история этой страны, а точнее — специфика формирования правящего слоя Украины...

Как известно, Украина в древности входила в состав единого государства восточных славян — Киевской Руси. Но после распада древнерусского государства эти земли попали под власть католической Польши. Это наложило свой отпечаток на тамошнее дворянство, которое во всех европейских странах служило основой национальной элиты страны. На Украине в этом плане произошла настоящая трагедия — дворянство приняло католичество и польские обычаи, оторвавшись от основной массы украинцев — крестьян, горожан, ремесленников. Такие известные польские роды как Вишневецкие, Потоцкие, Радзивиллы, Сапеги происходили как раз от древнерусских княжеских фамилий. По сути, русское дворянство на Украине, предав веру отцов и став составной частью польской элиты, превратилось в иностранных оккупантов, ненавидимых собственным народом.

Образовавшееся вакантное место национальной элиты поспешила занять другая сила — запорожское казачество, обитавшее в низовьях Днепра...

Не Золотая Орда

Многие годы на уроках истории нам внушали, что запорожцы были «прогрессивной силой, сформировавшейся в ходе борьбы украинских народных масс против феодально-крепостнического и национального гнёта, а также против турецко-татарских набегов». Под эту установку создавались целые литературные произведения, представлявшие запорожское казачество в чрезвычайно романтическом свете, едва ли не как единственных защитников Украины от всех внешних напастей (вспомним хотя бы образ Тараса Бульбы, любовно написанный Гоголем ещё в XIX веке).

Однако исторические архивы повествуют о совершенно другом облике этих «рыцарей южно-русских степей»...

Начнём хотя бы с того, что основой казачества, вопреки заверениям титулованных историков, были вовсе не крепостные крестьяне, якобы бежавшие от панского ярма в вольные степи «за лучшей долей». Скорее всего, запорожцы произошли от причудливого смешения славянских поселенцев и кочевых народов в лесостепной зоне северного Причерноморья.

Да, Запорожская Сечь регулярно пополнялась различными польскими и русскими авантюристами, беглыми украинскими крестьянами, но степной элемент здесь преобладал. Ибо вся казачья терминология имеет явно тюркское, а не славянское происхождение. К примеру, слово «атаман» происходит от татарского «одаман» (это главный пастух сводных овечьих стад). Несколько таких стад именуются «кхошем», отсюда и именование казачьего лагеря — кош, а начальника лагеря — кошевой атаман. Да и само слово «казак» имеет дословный перевод с половецкого языка — передовая конная стража.

От степняков казаки переняли и их образ жизни. Все дела решались, как в степной Орде, — собиралась казачья Рада («совет» по-русски. — авт.) и выкрикивали себе атаманов. Этих начальников могли так же легко свергнуть, как и избрать: либо под пьяную руку, либо просто по капризу, даже не предъявляя никаких объяснений. И внешний вид казаков больше походил не на европейских воинов, а на каких-нибудь турецких янычар — чубы на бритой голове, баранья шапка, шаровары, кривая сабля на боку.

И подобно степным кочевникам, казаки не желали мирно трудиться. Землю они не пахали, сады не выращивали, скотину не разводили. Существовали они исключительно набегами, военными походами. Вместе с поляками они ходили на Московскую Русь, вместе с турками грабили Польшу, а с войском русских царей могли сделать набег на Крым. Словом, служили тому, кто больше заплатит. Сечь была настоящим сухопутным братством «джентльменов удачи».

И нашим, и вашим

Заветной же мечтой запорожцев было «взять на кормление» какую-нибудь страну — то есть взимать с неё дань и безнаказанно грабить. В XVI-м столетии они совершали бесчисленные походы в молдавские княжества, нещадно их разоряя. А в начале XVII века их взоры устремились на Украину.

Дело в том, что польское правительство, не в силах сладить с запорожской вольницей, стало принимать казаков на военную службу, занося их в особый реестр. Реестр давал налоговые льготы, хорошее жалованье, полную автономию в самоуправлении. Однако реестровые казаки хотели большего — подобно окатоличенным князьям стать полноценными польскими дворянами — шляхтичами — со всеми вытекающими из их положения привилегиями. Наверное, пойди поляки на эти уступки, ещё неизвестно, как сложилась бы судьба Украины. Может быть, и не было бы такого государства, а та небольшая территория, которую тогда занимала Украина, просто бы вошла в состав Польши (ведь и название украинского государства происходит от слова «окраина» — это и была окраина Польши). Но поляков погубило чванство и высокомерие к людям, не исповедующим католицизм. Реестровым казакам был дан полный отказ. Ситуацию усугубило и то, что основная казачья масса, не попавшая в реестр, также стремилась быть «узаконенными» и получить казачьи привилегии.

И казаки подняли антипольское восстание во главе с реестровым гетманом Богданом Хмельницким. Момент был выбран на редкость удачно — украинский народ уже настолько натерпелся от гнёта польских помещиков, от притеснения православной веры чужеземными мракобесами, что вся страна вспыхнула словно пожар, придя на поддержку казачьих отрядов. Эти отряды практически растворились в море украинского народного ополчения, которое громило помещичьи усадьбы, католические костёлы и штурмовало города.

Однако целью Хмельницкого и его запорожцев являлась вовсе не национально-освободительная война, а лишь борьба за собственные привилегии. Это выяснилось после полного разгрома польской армии украинскими ополченцами под Зборовым. Историки отмечают, что тогда был открыт прямой путь на Варшаву и Хмельницкий мог без труда уничтожить польское государство. Но вместо этого... он начал переговоры с польским королём. Гетман обязался оставить Украину под Польшей, а за это практически все казаки должны были быть зачислены в реестр, получить дворянские привилегии и прочие особые блага и права. А лично Хмельницкий просил «в кормление» город Чигирин с окрестностями.

По отношению к украинскому народу такой поступок гетмана был настоящим предательством. Народ не смирился, не признал его сговора с королём, а попытавшихся было вернуться в свои владения польских помещиков и ксёндзов встретил с оружием в руках. И Хмельницкий, чтобы не лишиться поддержки народа, был вынужден продолжить борьбу. Вот тогда-то под давлением народных масс гетман и запросил помощи у единоверного православного русского царя Алексея Михайловича.

В 1654 году в Переяславле Хмельницкий поклялся в верности царю и России, а Москва в обмен за «воссоединение» разрешила гетману и казакам управлять Украиной. Однако в то же самое время одновременно гетман... вёл ещё и тайные переговоры с турками о переходе под покровительство турецкого султана?! Даже на Переяславской Раде он тайно носил турецкий кафтан под московской шубой!

Такое двурушничество стало традицией и для остальных потомков Хмельницкого...

После смерти «великого Богдана» его соратник, гетман Иван Выговский, подтвердил присягу на верность русскому царю. Но очень скоро в погоне за реестровыми льготами вновь попытались переметнуться к Польше. В 1659 году его мятеж потерпел неудачу, и Выговский со своими сторонниками ушёл на правый берег Днепра, где и закрепился. Мятеж дорого обошёлся Украине — с этого момента почти на сто лет страна оказалась разделённой на две части — правобережную (польскую) и левобережную (московскую).

Через несколько лет казаки выкрикнули гетманом Ивана Брюховецкого, который снова целовал крест в Москве. Уже в 1668 году он поднял на левобережье очередную антироссийскую смуту. Его убили сами казаки в пользу гетмана Петра Дорошенко, пришедшего с правого берега Днепра.

Дорошенко был преемником сразу двух «польских» гетманов — Выговского, коего за полной ненадобностью ликвидировали сами поляки, и сына Богдана Хмельницкого Юрия (его поляки убрали за сношения с турками). Дорошенко поначалу выслуживался перед Польшей, но на левом берегу он потерпел поражение от царских войск и верных России казаков. Вернувшись на польскую сторону, гетман быстренько предал короля, признав верховную власть турецкого султана. Чтобы закрепить этот «кульбит», в 1672 году гетман позвал на Украину 300-тысячное турецкое войско, которое уничтожило город Каменец-Подольский вместе с польским гарнизоном и всеми жителями. Потом он ещё не раз приводил на Украину орды самых злейших врагов украинского народа — крымских татар, которые десятками тысяч угоняли людей на невольничьи восточные рынки. Правобережная Украина в результате правления Дорошенко практически обезлюдела. А под конец жизни гетман уже и турок бросил, уехав «каяться» в Москву. Его сослали в Вятку, где он и кончил свою никчёмную жизнь...

Ну а венцом предательской политики украинских гетманов стал небезызвестный Иван Мазепа, который во времена Петра Первого умудрялся одновременно быть своим и для русских, и для турков, и для поляков, и для шведов.

С нашим атаманом не приходится тужить

Удивительно, что Украина после всех этих гетманских измен ещё смогла остаться в составе России. Впрочем, на то были веские причины.

Во-первых, русские цари в силу тогдашней религиозно-монархической традиции просто не могли бросить единоверных братьев «на съедение» польским католикам и турецким мусульманам. А во-вторых, как свидетельствуют украинские церковные архивы, народ горой стоял за православного царя, представители городов и местечек Украины не единожды просили Москву избавить их край от правления казачьих гетманов, грабивших страну порой похлеще крымских татар (например, когда в начале XVIII века Украина жестоко страдала от повальной нищеты и голода, казна только одного гетмана Мазепы насчитывала такую сумму денег, что в его должниках ходил сам шведский король). В конце концов народные просьбы были удовлетворены — указом императрицы Екатерины Великой гетманщина вместе со всем запорожским войском были ликвидированы...

Подводя итоги деятельности этих «борцов за незалежность Украины», русский историк-эмигрант Николай Ульянов пишет:

«Захватившие Малороссию „казаченки“ превратили её как бы в огромное Запорожье, подчинив весь край своей дикой системе управления. Отсюда частые перевороты, свержения гетманов, интриги, подкупы, борьба друг с другом многочисленных группировок, измены, предательства и невероятный политический хаос... Да и могли ли создать нормальное государство люди, воспитанные в антигосударственных традициях?»

Вам ничего не напоминает эта картина?

Это очень смахивает на современную Украину, где политическая жизнь буквально копирует запорожские склоки и междоусобицу. И здесь мы видим не только уже знакомые по истории внешнеполитические кульбиты нынешних «гетманов», бегающих то на Запад, то в Россию. Тут и громкие наскоки друг на друга, и во многом надуманные скандалы и разоблачения, сделанные с единственной целью — перехватить власть у противника любой ценой. А центральное действо этой свары периодически разворачивается на киевском Майдане Незалежности (площадь Независимости), где политические кумиры меняются, словно атаманы в разбушевавшейся Сечи. Вчера ещё мы слышали: «Кучму — геть! Ющенко — слава!» А потом: «Ющенко — геть! Юле — слава!»

Под стать запорожским обычаям здесь и собственность делят. Свергнув неугодного гетмана, казаки обычно тут же делили его добро, вплоть до порток. Так же поступают и нынешние украинские правители, которые с казачьим задором кидаются на добро свергнутых предшественников — так, сразу после «оранжевой революции» Тимошенко пыталась отобрать собственность Кучмы, а когда к власти пришёл Янукович, уже её «имущество» стало объектом пристального интереса со стороны новых властителей.

Ничего нового не придумали современные «гетманы» и в области зарабатывания средств на проживание. Они взяли себе «в кормление» российский газопровод. Газ, предназначенный для европейского потребителя, периодически разворовывается. А то, что предназначено для самой Украины, закупается по очень низким ценам, а потом перепродаётся на Запад по завышенным ценам, и в результате этой коммерции «гетманские» карманы никогда не оскудевают. Вот почему все года «гетманы» регулярно поднимают страшный вой по поводу увеличения закупочных цен российским Газпромом. Ещё бы! Ведь они лишаются сверхдоходов, которые, как и в прошлом, до самого украинского народа никогда не доходят...

Такова тайна украинской политики, которую один местный политолог метко охарактеризовал «шароварщиной и хуторянщиной». И куда приведёт такая стратегия государственной анархии и паразитирования на чужом добре и стремления усидеть сразу на нескольких стульях? Наверное, судя по урокам прошлого, только к государственному краху.

Очевидно, что украинцы сегодня настолько сбиты с толку, что вряд ли самостоятельно способны отстранить от власти идейных преемников запорожских атаманов. В XVII веке Украине на помощь пришла Россия, сумевшая, хоть и не сразу, но свергнуть иноземное иго и ликвидировать институт гетманов-паразитов.

А кто сегодня придёт украинцам на помощь?

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика