Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Крым как вечное яблоко раздора между Россией и Украиной

Крым как вечное яблоко раздора между Россией и Украиной

 Девятого декабря глава украинской националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок выступил с заявлением о необходимости отмены автономии республики Крым. Дословно он сказал следующее:

«На всеукраинский референдум стоит вынести вопрос упразднения автономии Крыма... Мы не отказываемся, бесспорно, от этого программного положения (отмена автономии Крыма). Учитывая наличие в Верховной Раде фракции „Свободы“, в перспективе нам будет легче реализовать эту идею».

Сегодня политологи гадают, было ли это заявление личным мнением самого националиста, либо речь идёт об очень сложной игре, затеянной куда как более влиятельными фигурами. Тем более, тема Крыма всегда была очень болезненной в российско-украинских отношениях...

Россия свой шанс упустила

Крым, как известно, вошёл в состав Украины в 1954 году волюнтаристским решением Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва. Когда в конце 80-х годов в Советском Союзе начался «парад суверенитетов», в Крыму сразу же заговорили о необходимости отмены этого хрущёвского решения. В 1990 году делегация крымского руководства прибыла в Москву на встречу с Президиумом Верховного Совета РСФСР. Крымчане предложили срочно переоформить территориальную принадлежность полуострова с украинской на российскую. Крым тогда уже провёл соответствующие переговоры с Киевом, и там не стали возражать — тем более, что в советские времена полуостров всегда был тесно связан с Российской Федерацией.

Однако политические вожди Верховного Совета РСФСР отнеслись к инициативе крымчан равнодушно — мол, эта тема для нас сегодня не актуальна.

Второй раз разговор об этом зашёл в самом начале 1992 года, сразу после распада СССР. На этот раз Верховный Совет более внимательно отнёсся к пожеланиям крымчан. Как вспоминает бывший народный депутат Сергей Бабурин, в Крым отправилась большая делегация, которая выяснила, что подавляющее число жителей полуострова считают себя гражданами России, а не Украины, что все они готовы в любой момент вывесить у себя российские флаги, а Крым объявить неотъемлемой частью Российской Федерации.

После визита члены делегации во главе со спикером Русланом Хасбулатовым отправились на приём к президенту Ельцину с просьбой как можно быстрее решить крымский вопрос. Однако глава российского государства заявил, что Крым ему не нужен и что он вообще готов вывести корабли Черноморского флота из Севастополя в... Ленинград, где, мол, «много свободных пирсов и нет никаких проблем»! Депутаты, шокированные проявлением столь глубокой «мудрости» главы государства, были вынуждены удалиться.

Впрочем, в мае 1992 года Верховный Совет всё же успел принять Постановление о правовой оценке хрущёвского решения 1954 года. Депутаты признали, что решение Хрущёва было принято с грубым нарушением советского законодательства, что отныне оно утрачивает юридическую силу. А властям России было предложено начать переговоры с Украиной о возвращении Крыма.

Однако в это время началось политическое противостояние между президентом страны и Верховным Советом. Ельцин уже враждебно относился к любым Постановлениям и решениям нашего парламента. Постановление о Крыме не стало счастливым исключением.

А в 1997 году Борис Николаевич подписал со своим украинским коллегой Леонидом Кучмой тот самый договор о дружбе, который официально подтвердил украинскую принадлежность автономной республики Крым...

Между тем, крымчане с этим не смирились. Сразу после распада Советского Союза власти Украины самодовольно заявили о том, что не пройдёт и десяти лет, как Крым, где русские составляют 80 процентов населения, заговорит по-украински. На это дело была направлена политика почти насильственной украинизации в школах, в государственных учреждениях, в средствах массовой информации. Очевидцы рассказывают, что русский язык как язык официального общения оказался фактически под запретом.

Однако сейчас киевские власти признают, что языковая агрессия провалилась. Крымчане до сих пор отказываются общаться на государственной «мове», предпочитая русскую речь, а в политических пристрастиях — ориентацию на Россию. Немало этому поспособствовал тот мэр Москвы Юрий Лужков, который в 90-е годы направил огромные денежные инвестиции в инфраструктуру крымских городов. А заодно московский мэр, говоря словами одной украинской газеты, буквально завалил школы полуострова российскими учебниками, в которых неизменно подчёркивалась роль России в развитии Крыма. Крымскую молодёжь на льготных условиях стали принимать в различные московские вузы.

Словом, новое поколение крымчан, на идеологическую обработку которого так надеялись украинские власти, выросло совсем не на тех идеях, которые устраивали бы Киев.

С 2001 года, как пишут украинские информационные агентства, власти Крыма настойчиво пытались организовать референдум об отделении от Украины. Неоднократно масла в огонь подливал и тот же Лужков. Так, в 2007 году, прибыв в Севастополь на торжества по случаю юбилея Российского Черноморского флота, Лужков сказал примерно следующее: Севастополь, как бывшая военно-морская база Советского Союза, никогда территориально не числился в пределах Советской Украины - он подчинялся напрямую Москве. Поэтому Россия имеет полное право заявлять о возврате города. «Вопрос по Севастополю должен быть передан в международный суд»,— подчеркнул столичный мэр.

Мэр заявил, что собирается поставить вопрос о пересмотре российско-украинского договора о дружбе — действие этого договора как раз заканчивалось в 2007 году. А ведь согласно именно этому договору Россия признаёт территориальную целостность Украины. Если же Москва выйдет из договора, то украинская территориальная целостность окажется под большим вопросом. Лужков так прямо и сказал: «Нам нужно выходить из договора. Выйдя из него, мы снова можем поднять вопрос о Крыме и Севастополе»...

Лишь бы не было войны?

В ответ власти Киева предприняли ряд враждебных шагов по отношению к России. Украинские начальники, можно сказать, очень ловко воспользовались лужковскими заявлениями.

Во-первых, объявили мэра Москвы персоной нон грата (то есть нежелательной) на территории Украины. Во-вторых, тогдашний украинский президент Виктор Ющенко поручил кабинету министров срочно подготовить законопроект, предусматривающий незамедлительный вывод российского Черноморского флота из Севастополя сразу после окончания действия соответствующего российско-украинского договора — то есть, после 2017 года. России дали понять, что через десять лет она полностью должна покинуть Крым.

А ещё тогда Киев предпринял серьёзную попытку обратиться за помощью к НАТО.

Наверное, многие помнят массовые антинатовские митинги, устроенные жителями Крыма. Но мало кто знает, что вызваны они были не просто совместными украинско-натовскими учениями, а реальными попытками НАТО с полного согласия официального Киева закрепиться в Крыму. Тогда в районах Алушты и Феодосии началось строительство двух американских военных баз. Корабли НАТО завезли не только строителей, но и солдат, военную технику и оборудование. По сути — это был первый шаг Украины по вступлению во враждебный России Северо-Атлантический военный блок. И только решительные протесты крымчан, буквально блокировавших американцев на базах, сорвали эти явно антироссийские планы...

Как написала в те дни одна российская газета:

«Стало ясно, что любые наши попытки вернуть Крым будут враждебно встречены в западном мире, что само по себе только укрепляет позиции Киева. Стоит ожидать, что сторонники Ющенко будут и дальше предпринимать выпады против Москвы. Не исключено, что конфликт под науськивание Запада вообще может дойти до вооружённых провокаций против наших воинских частей в Крыму. А это может поставить ситуацию на грань настоящей войны, последствия которой могут быть непредсказуемыми».

Поэтому не исключено, что сегодняшние заявления Тягнибока по поводу отмены автономии Крыма — попытка очередной грандиозной провокации, призванной: а) вызвать массовые народные волнения на полуострове; б) подтолкнуть к резким антиукраинским высказываниям видных российских политиков (типа заявлений Лужкова); в) спровоцировать новое обострение между Россией и Украиной, дабы решительно подтолкнуть Киев в сторону Запада, включая заявление о вступлении в блок НАТО...

Ближайшее время — а особенно реакция украинских властей — должны  показать, насколько серьёзны слова лидера националистов.

 

Вадим Андрюхин, главный редактор

 

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика