Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Армейский путч под видом революции

Армейский путч под видом революции

iCAQK96UX В Египте под видом очередной революции случился военный переворот. Власть в стране фактически перешла в руки Высшего военного совета. Любопытно, но такая смена власти не взывала никаких протестных шагов во внешнем мире, даже на Западе, где очень болезненно относятся к любой форме насильственной смены власти. Это означает, что военные действовали если не рука об руку, то с молчаливого согласия ведущих стран мира.

В чём же причина такого их поведения? Ведь ещё совсем недавно они приветствовали первого всенародно избранного президента Мухаммеда Мурси. Думаю, что причин тут много. Одну из них очень ярко обрисовал сайт аналитик Павел Святенков, сайт КМ РУ:

«Братья-мусульмане»... оказались неспособны управлять Египтом. Причина этой неспособности – в отсутствии у радикальных исламистов концепции государственного строительства. Много лет находясь в оппозиции к режиму Хосни Мубарака, они требовали справедливости, понимаемой как реализацию законов шариата – основанного на Коране исламского права.

Проблема, однако, заключается в том, что радикальные исламисты не имеют никакой развитой политической философии и не понимают, каким должен быть государственный строй подконтрольной им страны. В Коране нет прямых указаний, как должно быть устроено правильное мусульманское государство. Существует консенсус, что править должен знаток Корана. Но как определить этого знатока? Вроде бы нужно опираться на мнение мусульманской общины – уммы. Но как оно должно быть выражено – с помощью выборов по западному образцу, или же все решать должно собрание богословов? Или мнение общины должен выражать один выдающийся богослов? Единого мнения нет.

Западные политические модели вроде республики или монархии, исламисты отвергают как «ширк» (неверие), но собственной модели у них нету. Опираясь на Коран, можно заставить женщин носить платки и запретить спиртное, но никаких идей о правильном устройстве исламского общества из религии извлечь нельзя. Вероятно, пророк Мухаммед оставил это на усмотрение будущих поколений.

«Братья-мусульмане», придя к власти, стали вводить нормы мусульманского права: запретили спиртное, ввели платки для женщин. Но экономика Египта прежде всего ориентирована на туризм, в том числе из стран Европы, где нет запрета на спиртное и нет обязательного ношения платков-хиджабов. В результате экономика рухнула. Единственным средством поддержания её на плаву стали кредиты. В частности, деньги одалживались у Катара, где у власти находился идеологически близкий «Братьям-мусульманам» эмир. Именно в Катаре много лет живет духовный лидер «Братьев-мусульман» Юсуф аль-Кардауи".

Однако понятно, что одалживать деньги можно только до определенного предела. Безработица среди египетской молодежи достигла 50%, а никакого справедливого общества построено не было. Более того, возникла угроза, что Мурси превратится в Мубарака, то есть станет таким же диктатором. Спрашивается, зачем было свергать прежнего президента?

В попытке найти выход из кризиса Мурси стал активно вмешиваться в дела других государств: например, встал на сторону сирийской оппозиции. Аль-Кардауи из своего Катара даже призвал к священной войне против шиитов. Шииты являются одним из влиятельных направлений в исламе, шиизм распространен в Иране, Ираке, отчасти в Сирии, где его последователями признаются правящие алавиты. Аль-Кардауи заявил, что 1,7 миллиарда суннитов (основное направление в исламе) должны справиться со 100 миллионами шиитов...

Но Мурси и его духовник не учли одного важного обстоятельства — египтяне и сирийцы традиционно считают себя братскими народами. Одно время они даже пытались объединиться в единое государство. Египтяне всегда с болью воспринимали то, что творится сегодня в Сирии, и их симпатии явно на стороне режима Башара Асада. Неудивительно, что антипрезидентские волнения в Каире особенно усилились после попытки Мурси объявить Дамаску «джихад».

Ну, а более всего народ возмутили призывы ближайших советников президента Египта к США и Европейскому союзу направить международный воинский контингент для защиты Мухаммеда Мурси от демонстрантов. В частности, по данным одного местного издания, помощник президента по внешней политике, влиятельный член руководства «Братьев-мусульман» Исам Хаддад на этот счёт вёл «расширенные консультации» с американцами и европейцами.

Словом, президент для своей защиты был готов призвать на свою землю иностранных интервентов. Интервенция не удалась только потому, что западники трезво просчитали нынешнюю ситуацию в стране...

Есть и ещё одна важная причина случившегося переворота — армия. Египетские вооружённые силы, как и в любой стране на Ближнем Востоке, всегда были чем-то большим, чем просто военным инструментом. Они традиционно держали и держат политическую жизнь в республике под контролем. О большой роли армии в Египте говорит хотя бы тот факт, что все президенты страны (кроме последнего) были выходцами именно из офицерской среды.

Кроме того, военные всегда недолюбливали «братьев-мусульман», ибо в период активной террористической деятельности «братьев» — 20-30 лет назад — главные удары экстремистов всегда падали главным образом именно на солдат. И хотя в течение последних десятилетий египетское крыло «братьев» перешло к умеренным взглядам и разными путями интегрировались в политическую жизнь Египта, военные имели достаточно оснований полагать, что «арабская весна» может пробудить у исламистов воспоминания об их почти вековом противостоянии с силовыми ведомствами и понесенных при этом потерях. Поэтому армия в своё время с большим скрипом согласилась на президентство Мурси. И как только глава государства вызвал массовое народное недовольство, генералы тут же воспользовались моментом дляего устранения.

Имелись у военных и чисто меркантильные интересы. Как пишет исследователь Александр Левченко,

«Как полагают многие эксперты, египетская армия контролирует значительный сегмент экономики страны (называются цифры от 15 до 30 процентов). Под их управлением находится более 4000 предприятий и компаний. Военные ранее имели право беспошлинного импорта товаров из-за границы и обладали другими привилегиями, с которыми им расставаться не хочется».

Эти слова подтверждает мусульманский политолог из Британии Маха Азам:

«По некоторым оценкам, чуть ли не четверть египетской экономики в той или иной мере связана с армией. Военные имеют интересы во многих отраслях, в том числе в туризме, в строительном бизнесе, в мелиорации. Многие инфраструктурные проекты, в частности, строительство дорог, осуществляются в Египте с помощью военных».

Мурси неоднократно пытался лишить военных таких привилегий, чем только ещё больше ожесточал генералов. Так что военный переворот в Египте стал лишь делом времени...

Пока неизвестно, чем закончится политический кризис с стране пирамид. Не исключено, что устранённые от власти «братья-мусульмане» возьмутся за оружие. И тогда Египет может опуститься в хаос террористической войны, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

 

Вадим Андрюхин, главный редактор

 

 

 

 

 

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика