Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Единый учебник истории пишется в угоду местечковым националистам?

Единый учебник истории пишется в угоду местечковым националистам?

iCA1G289U  Предварительная концепция единого учебника школьной истории, которую буквально на днях презентовали её авторы с академическими званиями и регалиями, вызвала немало вопросов со стороны российской общественности. Касается это не только сложной советской эпохи, но и куда более отдалённых времён.

Так, скорее всего, из учебников исчезнет понятие татаро-монгольского ига. Как пишут российские СМИ, данное понятие заменит некая «система зависимости русских земель от ордынских ханов». Как оказалось, этого уже давно добивались историки из Татарстана. По словам вице-президента республиканской Академии наук Рафаэля Хакимова, возглавляющего республиканский Институт истории, в Татарстане «Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором». Хакимов вообще предложил отказаться от «евроцентристского подхода» к истории, поскольку Россия де евразийское государство...

На первый взгляд, ничего предосудительного в таком подходе нет. Тема Золотой Орды и татаро-монгольского ига действительно является не простой для русского и татарского народов, и порой очень сложно найти общие точки соприкосновения при оценке многих событий тех древних лет. Потому, несомненно, здесь нужен очень взвешенный и осторожный подход.

Тем не менее, лично меня не покидает ощущение, что за отменой понятия татаро-монгольского ига стоит вовсе не желание объективно подать историю подрастающему поколению, а чистой воды Большая политика, связанная с близоруким потаканием националистическим настроениям некоторых российских республик. Включая и Татарстан...

Забытая правда Куликова поля

Вы обратили внимание, что у нас в стране как-то всегда незаметно проходит юбилей знаменитой битвы на Куликовом поле, случившейся в сентябре 1380 года? А ведь это сражение сыграло огромную роль в российской истории. И не только как битва, которая стала прелюдией к свержению власти Золотой Орды, это событие, можно сказать, положило начало нынешней России. Ведь здесь впервые против общего врага на поле брани выступили объединённые полки разрозненных русских княжеств, признавшие власть Москвы. Это слабое пока ещё наше национальное единство тогда навеки было скреплено общей кровью. Как сказал один историк, именно на Куликовом поле родился единый русский народ и появилась единая Русь-Россия.

Однако наши власти эту дату упорно игнорируют. Последние видные торжества по её поводу на самом высоком уровне прошли ещё в советские годы, в 1980 году. А потом фактически наступило полное забвение. Почему? Свет на эту «тайну» пролили события 2005 года, когда страна готовилась встретить 625-ую годовщину Куликовской битвы. Зачинателем торжеств тогда выступило российское Министерство обороны. В ответ на эту инициативу в адрес Кремля поступило обращение, где были следующие слова:

«…Мы озабочены тем, что под видом патриотического воспитания молодёжи Министерство обороны Российской Федерации вносит раскол в обществе и сеет межнациональную рознь.

Какой патриотизм способен воспитать «День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 года»? Кому нужно в многонациональной стране противопоставлять один народ другому? Представлять татар вечно виноватыми, искать и находить внутреннего врага?»

Это обращение к российскому президенту написали не западные либералы, озабоченные «имперскими поползновениями» России, якобы возрождающей «русский фашизм». Это написали наши соотечественники, причём не самого низкого уровня — тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев и его ближайшее окружение. Они буквально забросали Владимира Путина и другими посланиями, выражающими «серьёзную озабоченность татарской общественности» по поводу юбилея, который-де может осложнить межнациональные отношения в нашей стране.

Шаймиев и Ко добились своего! В одном из своих выступлений Владимир Путин обмолвился тогда о «неоднозначном» восприятии Куликовской битвы. Слова президента послужили сигналом для кремлёвских чиновников. Юбилей великой битвы прошёл скромно, фактически на уровне Тульской губернии, где находится само легендарное Куликово поле. Ни одна мало-мальски важная персона федерального уровня так и не посетила 17 сентября праздничные мероприятия. Ни в тот год, ни в последующие.

Такое пренебрежительное отношение к исторической памяти русского народа особенно бросилось в глаза на фоне грандиозных торжеств по поводу тысячелетия татарской столицы Казани. прошедших примерно в то же время Сюда явился не только Путин, но и главы многих других государств. А ведь серьёзные историки сей казанский юбилей считают ничем не обоснованной выдумкой властей Татарстана...

...Вообще, отношение татарских историков к событиям 600-летней давности довольно противоречиво. Но все они сходятся в одном. На Руси не было никакого татаро-монгольского ига. Мол, средневековые русские княжества, раздираемые междуусобицами, чуть ли не добровольно в 13-м веке подчинились громадному государству кочевников под названием Золотая Орда. Хан Золотой Орды считался как бы царём над русскими князьями, он их казнил и миловал, но в целом их взаимоотношения были мирными и добрососедскими.

Разночтения у татарских исследователей начинаются, когда дело касается Куликовской битвы. Одни считают, что битвы не было вообще. Но таких меньшинство. Другие полагают, что московский князь Дмитрий Донской в этом сражении якобы выступил не против владычества Золотой Орды, а против мятежного хана Мамая, незаконно захватившего ордынский трон. Разгромив мамаевы полки, Дмитрий Донской тем самым помог законному владыке Орды хану Тохтамышу взять власть в свои руки.

Если эта версия верна, то возникает закономерный вопрос – зачем тогда вообще было поднимать шумный и истеричный протест против юбилея битвы? Ведь Дмитрий Донской, получается, был героем не только русского, но и татарского народа, которого избавил от мятежного владыки? Но как быть тогда с нашествием татар на Москву в 1382 году, которое случилось спустя всего два года после сражения на Куликовом поле? Почему преемник Мамая хан Тохтамыш, которому московский князь оказал вроде бы бесценную услугу, дотла сжёг будущую российскую столицу? При этом хан не скрывал, что пришёл поквитаться за «мятежного» Мамая.

Ответ здесь однозначный – битва эта была затеяна русскими не в угоду Орде, а действительно являлась восстанием русского народа против иноземного владычества ордынских ханов.

Да, в 13-м столетии Русь была завоёвана пришедшими из степей кочевниками и была вынуждена принять вассальную зависимость от Золотой Орды, чьи владыки по своей прихоти могли грабить, убивать русских людей или уводить их в рабство. Такое подчинение, конечно же, не было добровольным. Оно не основывалось ни на политических, ни на религиозных, ни на этнических, ни на каких других принципах. Для русских монголо-татары были и оставались чужаками-захватчиками, чьё иго, по меткому выражению одного русского дореволюционого историка, буквально иссушало душу русского народа. И когда ханский престол захватил мятежный Мамай, московский князь Дмитрий воспользовался этим обстоятельством, чтобы нанести Орде чувствительный удар на Куликовом поле. Вот что по этому поводу написал исследователь того времени А.А. Горский:

«Открытое неподчинение Орде, переросшее в вооружённую борьбу с ней, произошло в период, когда власть попала в руки нелегитимного правителя Мамая. С «восстановлением» законной власти Тохтамыша была предпринята попытка ограничиться чисто номинальным, без уплаты дани признанием верховенства хана. Но военное поражение 1382 года её сорвало. Тем не менее отношение к иноземной власти изменилось: стало очевидным, что при определённых условиях возможно её непризнание и успешное противостояние Орде».

Говоря коротко, именно в этой битве русские люди после столетия национального унижения поверили в свои силы. Поэтому Куликовская битва осталась в народной памяти настоящей легендой наряду с Ледовым побоищем или с Бородинским сражением.

К тому же против русских тогда выступило не просто ордынское войско под водительством Мамая, а настоящий иноземный сброд. Самих татар было не более трети, а остальные части «мамаевой рати» были представлены конными отрядами среднеазиатских эмиров, головорезами из числа горских народов Кавказа, закованными в латы наёмными генуэзскими «христианскими» пехотинцами. Именно последние едва не решили ход сражения в пользу Мамая, проломив оборону русских дружин – ситуацию спас засадный княжеский полк, который в критический момент обрушился на врага с тыла и в конце концов обратил «мамаеву рать» в повальное бегство…

С учётом такого национального состава ордынского войска возникает ещё один вопрос по поводу неприятия современными татарскими лидерами юбилея Куликовской битвы. Им что, стало обидно за убиенных граждан итальянской Генуи или конников из узбекской Бухары? Вроде бы ни итальянцы, ни узбеки подобных обид нам не высказывали и не собираются это делать.

Ответ тут напрашивается один — видимо, политикам и историкам Татарстана, возомнившим себя преемниками ханов Золотой Орды, уже мало экономического суверенитета в составе России, они желают ещё и политической независимости, под которую заранее подводят идеологическую и историческую базу. И в этом, увы, волей-неволей им потакают кремлёвские правители.

Казань брал…

В Татарстане с подачи местных властей периодически проводится ещё одно политико-историческое шоу. В начале октября здешние националисты отмечают день скорби по защитникам города, погибшим в 1552 году от рук воинов царя Ивана Грозного, уничтоживших Казанское ханство. Вовсю идёт соответствующая информационная обработка. В Татарстане написаны горы книг, описывающих зверства русских при взятии Казани, собираются средства на установку памятника защитникам татарской столицы. А некоторые духовные лица публично сравнивают российское завоевание Казани… с нынешними терактами на Кавказе! Надо полагать, русских тем самым призывают к «всеобщему покаянию».

Конечно, никто не спорит, что Казань воины царя Ивана брали с ожесточением. Но прежде чем их осуждать, надо посмотреть, на саму историю Казани. Город был основан не в 1005 году, как о том трубят казанские историки, а в 1438 году, когда хан Золотой Орды Махмет был свергнут с престола своими родными братьями. Махмет бежал из ордынской столицы города Сарая и обосновался со своими сторонниками в устье реки Камы, где основал Казань и новое государство – Казанское ханство, сразу же бросившее вызов нарождавшейся России.

Больше всего цену этому вызову на своей шкуре познал Нижний Новгород, бывший тогда порубежной крепостью Руси. Ни один раз он выжигался татарской конницей дотла, а его население либо поголовно истреблялось, либо угонялось в рабство. Кстати, Казань в те времена стала одним из крупнейших рынков рабов Восточной Европы. Торговля рабами из владимирских и нижегородских земель являлась важнейшим источником доходов бюджета ханства. После взятия Казани воины Грозного освободили десятки тысяч русских рабов…

Так, может, вовсе не русским, а татарстанским властям следует покаяться за казанских ханов-разбойников?!

Русско-казанская борьба шла с переменным успехом, пока не стала склоняться в пользу Москвы. Московские правители поначалу хотели сделать из Казани дружеское себе государство, но каждый хан, возведённый Москвой на престол, быстро становился изменником, начинал якшаться со всеми нашими недругами – от литовцев до турок — и учинял очередной грабительский набег на Русь.

Царь Иван Грозный покончил с этим делом раз и навсегда. В 1552 году московские войска двинулись на Казань. По пути к ним присоединились представители разных волжских народов – мордва, чуваши, марийцы. Примкнуло и немало татар, которым до смерти надоела авантюристическая политика казанских ханов.

После двухмесячной осады царские отряды штурмом взяли город. По свидетельству очевидцев улицы были буквально завалены трупами. Ожесточённость русских воинов во многом объяснялась тем, что они мстили за былые обиды, за опустошительные набеги, за века унижения перед Ордой. Впрочем, этот штурм был ничуть не более зверским, чем прочие подобные акции, наблюдавшиеся у прочих народов того жесткого времени (в тогдашней Европе религиозные войны велись гораздо более страшными методами).

Надо сказать, покорением Казани и включением её в состав России фактически был спасён и сам татарский народ. Ведь судьба государств-разбойников, чьё хозяйство основывалось на работорговле, всегда была печальной. Вспомнить хотя бы эпопею Хазарского каганата, крупнейшего перевалочного пункта по торговле рабами на границе Европы и Азии на рубеже 9-10 веков. Хазары так достали всех своих соседей, что те не выдержали и однажды не просто разгромили каганат, но и вырезали всё население Хазарии, вплоть до грудных младенцев…

Вряд ли население Казанского ханства ожидала иная участь, если бы оно продолжало существовать в прежнем качестве.

Тем не менее в Казани проходят дни скорби по якобы безвинно убиенным жителям города более полувека назад. Так и хочется спросить пусть и отставленного от власти, но по прежнему очень влиятельного в республике многоуважаемого Минтимера Шаймиева его же словами: «кому нужно в многонациональной стране противопоставлять один народ другому?».

Опасные игры

Конечно, все потуги по реабилитации Золотой Орды и Казанского ханства выглядели бы смешными и их можно было бы списать на неизжитые комплексы татарской правящей элиты. Но эти потуги почему-то находят понимание в Кремле, отчего требования татарских националистов становятся всё громче и наглее – деяния наших предков сравниваются с деяниями террористов.

Понятно, что Путин хочет заигрывает с нынешними казанскими ханами в угоду Большой политике, показать всему миру, что в России межнациональных проблем нет и они всегда решаются «на цивилизованном уровне».

Однако почему эти заигрывания должны быть за счёт исторической памяти русского народа? Слов нет, надо уважать и память национальных меньшинств, но не такой же ценой! Наплевательское отношение Кремля к юбилею празднования Куликовской битвы, отказ от термина татаро-монгольского ига в школьных учебниках истории рождает ощущение исторического реванша канувшей в лету Золотой Орды, которая принесла русскому народу немало бед и страданий. Ведь именно русский народ, как ни крути, был и остаётся государствообразующим народом, без которого само существование России теряет всякий смысл. Унижать его – значит рубить сук, на котором сидишь.

Заигрывания кремлёвских политиков с местечковыми националистами ни к чему хорошему привести не может. В том же Татарстане свили себе уютное гнездо уже не только одни националисты, которых почему-то не привлекают по 282-ой статье Уголовного Кодекса за разжигание межнациональной розни, но и радикальные мусульманские экстремисты, которые открыто хвастают тем, что их сторонники воюют сегодня на стороне сирийских мятежников. Такими «темпами» республика вполне может дойти до уровня очередной горячей точки на территории России.

Мы уже один раз хлебнули горя, когда Ельцин раздавал суверенитеты направо и налево… Или нам уже одной Чечни мало? А ведь там всё тоже начиналось с исторического обоснования того, что чеченцы когда-то стали «невинными жертвами» со стороны «агрессивной Российской империи»...

 

Вадим Андрюхин, главный редактор

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика