Вы находитесь здесь: // Оборонные рубежи // Техническая авария или террористическая акция?

Техническая авария или террористическая акция?

a6a5cfa5-b0b6-4088-a46a-b8a1b7355799_BРоссия скорбит по жертвам чудовищной катастрофы самолёта «Aэробус-321», внезапно разрушившегося в небе над Синайским полуостровом на высоте почти 10 тысяч метров. Мы не будем делать скороспелых и однозначных выводов. Дождёмся результатов расследования. Но уже сегодня становится очевидным, что наиболее вероятными выглядят два варианта — либо это была техногенная катастрофа, либо террористический акт...

В пролёте

Увы, аварии российских самолётов не являются редкостью. И все случившиеся в последние годы ЧП — это часть того глобального транспортного коллапса, который накрыл постсоветскую Россию. Любопытно, но данный коллапс знающие люди предсказывали уже давно. Они не обладали способностями прорицательницы Ванги, зато прекрасно знали положение дел в российской авиации.

Ещё в 2005 году генерал-майор авиации Владимир Пономаренко предупреждал, что через шесть-семь лет в России начнётся настоящий самолётопад. А летом 2011 года другой заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев в интервью изданию. «Московский комсомольц» заявил: «Осень-зима — они опять начнут падать. Ближнемагистральные самолёты Як-40, Ан-24 полностью исчерпали свой срок, свой ресурс. Ту-134, Ту-154 когда-то перевезли весь СССР. Но нельзя бесконечно старого ишака нагружать, как молодого!».

Это утверждение, как видим, касалось отечественных самолётов, которые летали ещё со времён Советского Союза. Но и подержанные иностранные авиалайнеры, которые стали закупать наши фирмы, выглядели отнюдь не лучше...

Страшный прогноз начал сбываться даже раньше осени. Именно на 2011 год пришёлся пик аварий гражданской авиации. Летний лётный сезон тогда начался с катастрофы и катастрофой же закончился. 21-го июня под Петрозаводском потерпел крушение Ту-134, погибли 44 человека. Между этими двумя трагическими датами — десятки крупных и мелких лётных ЧП, которые тоже не обошлись без жертв. 9-го августа в Магаданской области рухнул Ан-12, погибли 11 человек. В конце августа в Подмосковье разбился самолёт Як-52, погибли пилот и курсант...

Чуть ли не каждую неделю приходили новости и о менее трагичных происшествиях. То в аэропорту «Внуково» чуть не разбился «Боинг-737», у которого лопнула резина шасси. То наши туристы не могли вылететь из турецкой Анталии, потому что самолёт перегрелся. Наверное, впервые печальное состояние российской авиации стало настолько очевидно — по количеству транспортных катаклизмов мы в то время уже обгоняли все африканские страны.

А в сентябре 2011 года под Ярославлем разбился Як-42, в котором погибла вся хоккейная команда местного «Локомотива»...

По мере расследования всех этих ЧП всплыли шокирующие факты. Оказалось, наш авиапарк в буквальном смысле может развалиться на лету. Старые, доставшиеся нам ещё с советских времен самолёты выработали свой ресурс. Тот же Як-42, разбившийся под Ярославлем, мог быть снят с эксплуатации ещё в 2010 году, поскольку в Саратове закрылся единственный завод, который его выпускал и, следовательно, мог обслуживать.

Иностранные лайнеры, которые работают на российских авиалиниях, как правило, уже лет 15-20 отлетали в других частях света. Из-за высоких пошлин на импортные детали их сложно поддерживать в надлежащем состоянии.

Вся сопутствующая авиационная инфраструктура вообще больше годилась для демонстрации в музее, чем для обеспечения реальной работы авиации! Износ взлётно-посадочных полос, радио и светового оборудования российских аэропортов достигал 80 процентов! Метеорологическое оборудование не обновлялось с 90-х годов.

Полностью оказалась разваленной система контроля безопасности полётов. В 2009 году была отменена единственная чёткая инструкция для лётчиков, существовавшая с советских времён, — «Наставления по производству полётов». Фактически это то же самое, что отменить для автомобилистов Правила дорожного движения! Государство самым постыдным образом сняло с себя заботы о безопасности авиации, переложив это на плечи частных компаний. Каждый авиаперевозчик должен был разработать свои лётные инструкции!

А внутренние правила компаний продиктованы в первую очередь желанием получить максимальную прибыль. В итоге лётчиков даже штрафуют(!), если в сложных метеоусловиях они заходят на второй круг или возвращаются в аэропорт в случае каких-то неполадок — ведь они зазря расходуют драгоценный керосин, что бьёт по карману хозяина!

Кадровая ситуация в авиации тоже оказалась близкой к катастрофической. Не хватает опытных пилотов. Чтобы научить будущего лётчика как следует управлять самолётом, необходимо сжечь от 60 до 100 тонн керосина. Денег на топливо у училищ сейчас нет, авиакомпании тоже не хотят вкладываться в обучение персонала.

В том же 2011 году разразился скандал вокруг Бугурусланского лётного училища. У 78 выпускников отозвали дипломы, потому что на практических занятиях ребята не долетали 25 тысяч часов! Руководство училища объяснило это недостатком финансирования: нет денег на топливо, ремонт самолётов, покупку запчастей. А ведь эти лётчики-теоретики по окончании училища сразу садятся за штурвалы самолётов, поскольку летать больше некому!

В общем, налицо было то, что эксперты называют страшными словами «системная катастрофа»...

И вот прошло четыре года. За это время крупных аварий, вплоть до недавнего времени не случалось, хотя происшествий с малыми самолётами было хоть отбавляй! Это говорило о том, что ситуация мало изменилась в лучшую сторону. Оставалось дождаться только крупного происшествия, дабы вновь обратить внимание на плачевное положение дел в гражданской авиации. И оно, это происшествие случилось буквально на днях в Египте, убив больше двухсот человек...

Даже предварительные и поверхностные данные говорят о том, что с момента катастрофического 2011 года мало что изменилось — изношенный самолёт «Аэробус», который уже эксплуатировался в разных странах Азии и Африки, регулярные поломки авиалайнера, на которые, похоже, мало обращала внимание частная компания-владелец, озабоченная не безопасностью полётов, а лишь прибылью...

Если это действительно техническая катастрофа, то что же ещё должно случиться, чтобы государство, наконец, озаботилось должной авиационной безопасностью?! Очень хочется верить, что сегодня дело всё же сдвинется с мёртвой точки — будут сделаны должные, самые жёсткие выводы и станут предприниматься необходимые практические действия по исправлению ситуации. Хотя бы в память о тех невинных жертвах, которые так и не вернулись из последнего египетского полёта...

Курортам здесь уже не место?

Впрочем, нельзя исключать и версию террористического акта. Самолёт вполне могли взорвать мусульманские экстремисты, пронеся на борт взрывное устройство.

В этом плане, по мнению издания «Коммерсантъ» , египетскую катастрофу скорее можно сравнить с катастрофой «Боинга-747» авиакомпании Pan American, произошедшей в декабре 1988 года возле города Локерби (Шотландия), в которой погибли 270 человек. «Расследование тогда затянулось на три года, и, только разложив все обнаруженные фрагменты самолёта в ангаре, специалисты обнаружили в одном из листов обшивки фюзеляжа небольшое отверстие с выгнутыми наружу краями», — пишет газета.

Позднее власти Британии выяснили, что в багажном отделении самолёта в одном из чемоданов находилась небольшая бомба, спрятанная в радиоприёмник одного из пассажиров, отказавшегося от полёта:

«Локальный взрыв в багажном отделении не мог разрушить самолёт. Однако это сделала так называемая взрывная разгерметизация салона, произошедшая из-за резкого перепада давления».

Террористом тогда оказался радикальный исламист, гражданин Ливии...

Не исключено, что нечто подобное произошло и в Египте. На мой взгляд, обозреватель издания «Взгляд ру» Пёт Акопов справедливо замечает:

«Если же подтвердится версия теракта, всё станет гораздо серьёзней. Потому что будет означать, что война с террором, в которую Россия вступила на Ближнем Востоке, выходит на новый этап. Можно уже сейчас оценить возможное развитие событий в том случае, если окажется, что самолёт был сознательно уничтожен.

Все понимали, что после начала операции в Сирии вероятность терактов против России выросла. И власти, и общество осознавали, что это неизбежное следствие того, что мы решили бить на упреждение – не дожидаясь, пока нам придется воевать уже непосредственно на наших границах или столкнуться с террором у себя дома. К возможным терактам готовились – как в Северокавказском регионе, так и в России в целом.

На Кавказе и до начала операции в Сирии усиленно ловили и уничтожали „шайтанов“, и наверняка усилили меры предосторожности после её начала. Конкретные действия нам неизвестны, но спецслужбы и должны действовать незаметно. Понимание возросшей угрозы не означает, что общество и власть должны бесконечно обсуждать её масштабы и способы её предотвращения – это лишь накручивало бы истерию и играло на руку тем, кто хочет заставить Россию засомневаться в своем праве отстаивать национальные интересы и заботиться о национальной безопасности.

Контроль за ситуацией в России может снизить террористическую угрозу, но не ликвидировать её полностью – это тоже все понимают. И гораздо сложнее предотвратить теракты против наших граждан за границей – и если рейс из Шарм-эш-Шейха был взорван, то, значит, мы столкнулись именно с этим вызовом.

Наши лётчики в Сирии наносят удары по „исламскому халифату“, у которого есть множество сторонников во всех странах мусульманского мира. „Халифат“ уже объявил об ответной войне России – и нужно понимать, что это не пустое бахвальство. Возможности „халифата“ в России более чем ограниченны – радикальные исламисты, считающие себя его сторонниками, находятся под присмотром или в подполье, засылка „шахидов“ извне в Россию также затруднена. Поэтому естественно, что в первую очередь террористы будут стремиться ударить по российским гражданам за границей.

Проще всего теракты провести в мусульманских странах, куда на отдых приезжают миллионы россиян. Это в первую очередь Египет, Турция, Тунис – и в меньшей степени такие богатые и лучше оснащённые в плане безопасности страны, как Объединённые Арабские Эмираты.

Неудивительно, что если разрушение самолета стало следствием теракта, то это произошло в Египте. Близость к самому „халифату“, самый большой поток российских туристов, наличие разнообразных группировок радикальных исламистов, в том числе и непосредственно на Синайском полуострове, с которого взлетел самолёт. Да, египетские власти жестко преследуют „халифатовцев“ и прочих радикалов, но кто проследит взгляды и связи незаметного грузчика в аэропорту?».

Думаю, что ситуация в этом плане отнюдь не безнадёжна вполне исправима. По словам Акопова, для этого надо:

«...в срочном порядке разработать меры, направленные на предотвращение подобных трагедий. Это должно быть как ужесточение мер безопасности в аэропортах ближневосточных стран – с усиленным досмотром багажа на всех рейсах, направляющихся в Россию – и в отелях, популярных среди российских туристов, так и усиление координации и налаживание постоянной работы наших спецслужб с их коллегами на территории Турции, Египта, Туниса»...

От «Курска» до «Аэробуса»

Но будет хуже, если теракт постараются скрыть от широкой общественности, руководствуясь мнимыми государственными интересами. Ведь факт терроризма сильно бьёт по имиджу Египту. В случае его выявления страна разом может лишиться потока туристов как из России, так из многих других стран Европы и Азии. Между тем, туризм является одной из основных статей доходов местного бюджета. Поэтому удар по экономике этой страны может оказаться весьма существенным.

Что касается России, то она весьма заинтересована в сильном Египте, так как эта страна стала нашим важным союзником на Ближнем Востоке. По словам российского экономиста-международника Владислава Сеньковича:

«Текущие российско-египетские отношения находятся сегодня на подъёме. У В. Путина и Абдель Фаттаха ас-Сиси личные отношения сложились ещё во время их первой встречи в феврале 2014 г., когда ас-Сиси приезжал в Москву ещё в качестве заместителя премьер-министра, министра обороны и военной промышленности Египта. Тогда он проинформировал российского лидера о намерении участвовать в предстоящих президентских выборах. Со своей стороны В. Путин пожелал ему удачи в борьбе за пост президента. Примечательно, что президент России первым поздравил ас-Сиси с победой.

С тех пор В. Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси встречались несколько раз: 12 августа 2014 г. в Сочи, 9–10 февраля 2015 г. в Каире, 9 мая и 26 августа 2015 г. в Москве. Помимо этого, 6 августа 2015 г. в Египте состоялась встреча Абдель Фаттаха ас-Сиси с главой правительства РФ Д. Медведевым, который приезжал на церемонию открытия нового русла Суэцкого канала.

Сопоставление дат переговоров лидеров двух стран — их разделяет всего несколько месяцев — свидетельствует о серьезной заинтересованности Каира и Москвы в развитии отношений по ряду направлений...

Один из итогов двусторонних переговоров — в марте 2014 г. возобновила работу совместная российско-египетская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (она приостанавливала свою деятельность в 2011 г. в связи с событиями „арабской весны“). В декабре 2015 г. должно пройти заседание межправительственной комиссии, на котором стороны планируют согласовать „дорожную карту“ реализации проектов.

По словам премьер-министра России Д. Медведева, обсуждаются совместные проекты в тяжёлой и лёгкой промышленности, традиционной и возобновляемой энергетике, транспортном машиностроении, агропромышленном комплексе, телекоммуникационной сфере, фармацевтике, медицине, образовании.

Одно из основных направлений — нефтегазовый комплекс (НГК). В НГК Египта активно работает „Лукойл“. „Роснефть“ и Египетская нефтяная корпорация (Egyptian General Petroleum Corporation, EGPC) договорились об основных условиях поставок в Египет нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. „Роснефть“, „Газпром“ и „Газпром нефть“ проявляют интерес к добыче египетских углеводородов. Первые две компании хотят поставлять СПГ в Египет.

Интересные возможности открываются в плане военно-технического сотрудничества. Вместе с тем следует учитывать, что в текущей политической и экономической ситуации переоснащение египетской армии, на протяжении десятилетий пользующейся американским вооружением, не представляется возможным... На этом фоне с нашей стороны речь может идти только о продаже отдельных партий техники. СМИ упоминали о поставках в Египет партий системы „Антей-2500“ в марте 2015 г., о покупке 50 вертолетов Ка-52 для вертолетоносца класса „Мистраль“ и т.д. Это, безусловно, поступательное движение вперед.

Египетская сторона стремится к развитию сотрудничества с предприятиями российской ракетно-космической промышленности.

Прорабатывается вопрос о создании российской промышленной зоны рядом с Суэцким каналом. Египетской стороной подготовлен пакет предложений для российских инвесторов из 120 проектов на общую сумму 135 млрд долл.! Создана специальная рабочая группа, которая должна представить конкретные предложения по развитию этой зоны.

Представители российских деловых кругов видят перспективы сотрудничества в строительстве и модернизации промышленных, энергетических, транспортно-логистических, жилищных объектов на территории Египта, а также в телекоммуникационной сфере, прежде всего в использовании египетской стороной навигационной системы ГЛОНАСС.

Отдельно следует упомянуть проект строительства АЭС по российским технологиям на северо-западе Египта стоимостью до 20 млрд долл. Возможно, это будет крупнейший проект двустороннего сотрудничества...».

В общем, перспективы взаимного сотрудничества выглядя воистину глобальными! Но в случае выявления теракта на «Аэробусе» Россия может поставить ряд неприятных вопросов египетскому руководству. И тогда под серьёзной угрозой окажется не только египетская туристическая отрасль, но и вообще двусторонние отношения — восточные правители очень обидчивы, часто склонны к эмоциям, которые нередко берут верх над здравым смыслом...

Словом я не исключаю, что Египет попытается уговорить наших правителей скрыть факт теракта, списав всё на чисто техническое происшествие — в обмен на ещё более тесное межгосударственное сотрудничество и разного рода экономические преференции.

Пойдут ли наши на такой шаг? Увы, исключать этого полностью никак нельзя. Ибо уже были прецеденты. Вспомним хотя бы до сих пор тёмную историю с гибелью атомной подводной лодкой «Курск», случившуюся в августе 2000 года. Вот что в своё время рассказал нашему главному редактору Вадиму Андрюхину известный военный журналист Евгений Кириченко:

«Я убеждён, что атомоход торпедировали американцы. Эта версия выдвигалась разными специалистами ещё во время предварительного расследования, но потом её постарались замять. А совсем недавно версию озвучили иностранцы. В частности, эксперты французского документального фильма „Курск“ — тревожные воды». В фильме есть кадры видеосъёмок поднятия атомохода из вод Баренцева моря. Эти кадры затем поспешно вырезали для подготовки официальных хроник, но полностью их уничтожить не удалось. Так вот на этих кадрах отчётливо видно большое круглое отверстие в носовой части лодки.

По словам военных экспертов, дававших комментарии по ходу фильма, это отверстие является «фирменным знаком» американской торпеды МК-48. Она обладает способностью проходить как по маслу сквозь стальную оболочку благодаря специальному механизму на носу торпеды, который воспламеняет металл. Как считают авторы фильма, «Курск» был атакован двумя американскими субмаринами – «Толедо» и «Мемфис», которые следили за нашим атомоходом во время проходивших учений Северного флота. «Толедо» случайно столкнулся с «Курском», при этом у нашей лодки открылись торпедные люки. Это повлекло за собой атаку со стороны «Мемфиса», защищавшего повреждённый «Толедо» во время отступления задним ходом… Все обстоятельства трагедии стали хорошо известны президентам Владимиру Путину и Биллу Клинтону. Но скандал замяли – якобы за списание 10 миллиардов долларов наших внешних долгов. Ну и кроме того, российские власти захотели спасти имидж своих адмиралов, прошляпивших присутствие американцев в районе важнейших морских учений… Нос лодки с отверстием вырезали, чтобы потом словами Генерального прокурора убедить нас, что «Курск» утонул от взрыва собственных торпед".

Тогда вопрос стоял о 10 миллиардах долларов внешних российских долгов, а ныне на кону стоит аж 135 миллиардов, сулящих от контрактов с Египтом! Есть ради чего закрыть глаза на истинные причины катастрофы...

Но, повторяю, не будем спешить делать кардинальные выводы. Посмотрим, чем закончится вся эта история. Если власти обеих стран станут с ходу отметать любые предположения о теракте, если будут грубо навязывать лишь версию о технической подоплёке аварии, если после этого начнётся очередное резкое сближение обоих государств, да ещё в баснословными выгодами для России... Тогда действительно надо будет насторожиться.

Ибо никакие супер-выгодные контракты для российской экономики не идут ни в какое сравнение с безопасностью российских граждан. Только они, эти граждане, и являются главной ценностью и главным богатством нашей страны...

Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика