Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Что стоит за внезапной отставкой правительства Грузии

Что стоит за внезапной отставкой правительства Грузии

Внезапный уход на минувшей неделе премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили   со своего поста мог показаться событием чрезвычайным. Но оказалось, что грузин больше волнует безвизовый режим с ЕС и упрощение поездок в Россию, а также сирийские события. Хотя и политическая интрига, разумеется, тоже есть.

С чем связана отставка премьер-министра Ираклия Гарибашвили? Говорят, что он хочет возглавить предвыборный штаб партии «Грузинская мечта» на парламентских выборах, которые пройдут осенью 2016 года.

В своем заявлении премьер-министр ни словом не обмолвился о реальных причинах ухода. Еще несколько недель назад он сдавал отчет за трехлетнюю работу, говорил о плюсах и достижениях своего правления, поэтому сложно поверить, что Ираклий Гарибашвили захотел «по своему свободному выбору» или в рамках «новой политической культуры» покинуть пост премьера досрочно.

Есть куда более простое и реалистичное объяснение. Близятся выборы 2016. С правлением господина Гарибашвили общество не ассоциирует ни особых провалов, ни особых достижений. Поэтому отставка говорит, скорее, о желании обновить лицо правительства — с этой точки зрения, возможно, заменят не только премьера, но и нескольких министров.

Ираклий Гарибашвили, конечно, сам никакого решения не принимал. Всем понятно, что решение принималось другим человеком (речь идет о Бидзине Иванишвили, бывшем премьер-министре, крупнейшем олигархе и «сером кардинале» Грузии, который сыграл колоссальную роль в свержении Саакашвили и рационализации грузинской политики — Эксперт Online).

Поэтому с уходом Гарибашвили принципиально ничего не изменится — новый премьер-министр тоже будет из лиц, особо приближенных к Бидзине Иванишвили. В этом плане, например, можно говорить о нынешнем главе МИД Георгии Квирикашвили. Ну или других политиках, чья верность прошла испытание временем — Иванишвили попросту не рискнет назначить не стопроцентно лояльного политика, который не был создан лично им.

В этом плане неприятный сюрприз с Георгием Маргвелашвили (который был проведен Бидзиной Иванишвили на пост президента, а затем занял враждебную бизнесмену и кабинету министров позицию — Эксперт Online) превратился в жизненный опыт.

Каковы вообще электоральные позиции «Грузинской мечты»? Может ли партия сторонников Саакашвили — «Единое национальное движение» — в 2016 году вернуться к власти?

Социологические опросы показывают, что «Грузинская мечта» однозначно занимает первое место на выборах. Относительно других мест есть разные мнения — разрывы между второй, третьей и четвертой позициями минимальны.

Скорее всего вслед за «Мечтой» финиширует все-таки ЕНД, затем — «Свободные демократы» Аласания, а после них евроскептики — «Альянс патриотов» Ирмы Инашвили и «Демократическое движение — Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. О конкретных цифрах и числе мандатов говорить пока сложно.

Около 60% электората пока вообще не определились за какую силу отдать свои голоса. Ясно лишь одно — в 2016 году Грузию ожидает весьма пестрый парламент. С точки зрения плюрализма и демократии это, наверное, хорошо, но с точки зрения эффективности и создания правительства — не очень.

«Мечта» не наберет столько голосов, чтобы сформировать однопартийный кабинет, ей придется искать партнера среди этих сил. ЕНД же такую коалицию однозначно не соберет — ни Аласания, ни Инашвили, ни Бурджанадзе не пойдут на альянс с партией, к которой самое негативное отношение в стране.

Вокруг грузинских «варягов» в украинской власти сейчас слишком много скандалов. Яценюк открыто назвал Саакашвили «гастролером», и все чаще в украинском медиа- и политическом пространстве появляются заявления наподобие «понаехали тут». Как грузинское население реагирует на эти процессы?

Приключения грузинских политиков на службе Украины активно обсуждались еще несколько месяцев назад, но сейчас как они, так и вообще украинская тема сошли с повестки дня. Все, понятно, обсуждают Сирию, теракты и все такое.

Ну, а что касается реакции Яценюка и украинских политиков, то если кто-то недоволен деятельностью приглашенных ими грузин, то пусть винит прежде всего себя. Киев сам совершил не очень недружественный в отношении Грузии шаг, когда принял лиц, которые либо находились у нас в розыске, либо рождали в умах и сердцах грузин определенные вопросы и серьезную антипатию.

Можно было, конечно, не передавать их Грузии — мы бы это поняли — в конце концов, не только Украина отказалась выдавать Саакашвили — но не назначать при этом на ответственные посты в правительство и на губернаторские должности. Грузинские власти, конечно, не стали из-за этого разрывать дружеские и стратегические отношения с Украиной, но предупредили украинских коллег, к чему подобные назначения приведут их собственную страну. Они не послушали — и в результате имеют то, что имеют.

В Грузии с большим энтузиазмом отнеслись к решению ЕС ввести безвизовый режим для грузинских граждан. По всему Тбилиси висели флаги Евросоюза, народ в сетях радовался. А какова была реакция на решение России об упрощении визового режима, а также на заявления о том, что в ближайшее время визы вообще будут отменены?

Естественно, реакция была. Не такая, конечно, бурная и демонстративная, как в случае с отменой виз в ЕС — очевидно, что, несмотря на потепление отношений, между Россией и Грузией есть серьезные нерешенные вопросы, и ожидать в Тбилиси появления российских флагов было бы странно. Однако решение Москвы позитивно прокомментировали теперь уже бывший премьер Гарибашвили, спецпредставитель по переговорам с Россией Зураб Абашидзе и другие политики.

Были, конечно, и негативные мнения — ряд «националов» заявили, что Грузии не нужен безвизовый режим с РФ, да и вообще Россия не нужна. Они понимают, что если даже будет введен упрощенный режим (не говоря уже об безвизовом), то население Грузии будет активно ездить в Россию.

Активнее, чем в ЕС? Ведь сам по себе безвизовый режим с Евросоюзом, а) не подразумевает разрешение на работу и б) не снизит высокие по меркам грузинских зарплат цены за авиабилеты в европейские страны. Поэтому туда будут без виз ездить те, кто и раньше ездил с визами, а в Россию поедут те, кто не мог этого сделать из-за колоссальных сложностей при получении российской визы.

Не совсем так.

Во-первых, в ЕС как отправлялись, так будут отправляться те, кто хочет там работать (естественно, нелегально).

Во-вторых, в Грузию активно заходят лоукостеры. И сейчас грузины могут, например, купить билеты в Будапешт туда-обратно за 50–60 евро.

Поэтому число грузин, которые поедут смотреть Европу, вырастет.

Что же касается России, то туда отправятся за другим. Например, для посещения родственников — грузинская диаспора в России хоть и сокращается в последнее время, но остается очень большой. Кроме того, в российские города полетят грузинские бизнесмены, которые будут налаживать экспорт в Россию как грузинских, так и негрузинских товаров.

Ну и, наконец, в Россию поедут работать — общность культуры и знание русского языка всегда помогает грузинам легко адаптироваться в российских городах.

Русская весна

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика