Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Рада получила «черную метку»

Рада получила «черную метку»

Президент Украины Петр Порошенко пригрозил роспуском Верховной Рады, если решение о формировании новой коалиции и кабмина не будет принято в первый рабочий день парламента. Об этом Порошенко заявил в воскресенье, 3 апреля, в интервью нескольким украинским телеканалам.

«Хочу подчеркнуть, что конституция дает мне 30 дней для того, чтобы отреагировать на отсутствие коалиции. Подчеркиваю, что парламент этих 30 дней не имеет. Я не собираюсь их давать, и в первый день жду, что это решение будет принято», — сказал Порошенко.

По словам главы украинского государства, «в первую парламентскую неделю страна должна иметь нового премьера, новую коалицию, новую программу действий правительства, которая гарантирует определенную стабильность в работе коалиции и правительства».

Категоричность Порошенко, который прежде неоднократно заявлял, что выступает решительно против досрочных выборов, вполне объяснима. 1 апреля в Вашингтоне президент США Барак Обама все-таки встретился с Порошенко на полях саммита по ядерной безопасности. В ходе этой встречи Обама подтвердил готовность предоставить Киеву транш кредитных гарантий в размере $ 1 млрд по завершении процесса формирования правительства на Украине.

«Отдельное внимание было уделено необходимости скорейшего формирования ориентированных на реформы коалиции и правительства», — подчеркивается в сообщении пресс-службы президента Украины.

Другими словами, у главы украинского государства действительно нет выбора. Нужно либо сформировать на скорую руку новый кабмин, либо остаться без американской финансовой помощи.

Вместе с тем, досрочные выборы Рады чреваты крупными неприятностями. Прежде всего, очевидно, что «Блок Петра Порошенко» не наберет прежнего числа голосов, и такой большой фракции, как сейчас, у БПП в парламенте не будет. Но риск, прежде всего, связан с дестабилизацией ситуации. Устраивая выборы в стране, которая находится в тяжелейшем экономическом положении, можно получить отрицательный результат для всей правящей команды. Внеочередные выборы мэра, которые 27 марта прошли в Кривом Роге, наглядно показали: украинским парламентским партиям не стоит ввязываться в новые выборы, поскольку на Юго-Востоке они их точно проиграют.

Но понимают это и в Раде. Это значит, что до роспуска украинского парламента дело может не дойти. Тем более, самому Порошенко, возможно, проще работать с нынешним парламентом: Рада под угрозой роспуска теоретически должна быть более сговорчивой, чем новоизбранная.

Как выглядят возможные сценарии развития ситуации, что она меняет для треугольника Вашингтон-Москва-Киев?

— Порошенко дает понять, что если премьер Арсений Яценюк не подаст в отставку, он готов к перевыборам Рады, — считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

— Думаю, в США украинскому президенту не обещали помочь избавиться от Яценюка. Если бы ему помогли, Порошенко не стал бы говорить о роспуске парламента, а просто бы ожидал, когда завтра-послезавтра Яценюк подаст заявление об отставке. Что же касается новой коалиции, насколько мне известно, депутаты БПП и «Народного фронта» нашли необходимые 226 голосов, поэтому смогут обойтись без включения третьей партии в правящую коалицию.

Порошенко, обещая распустить Раду, оказывает давление на Яценюка и его людей в «Народном фронте», поскольку последним перевыборы точно не нужны. Рейтинги самого премьера и его партии насколько низкие, что досрочные выборы Рады для большинства депутатов от «Народного фронта» будут означать конец политической карьеры. Порошенко рассчитывает, что «Народный фронт», в свою очередь, надавит на Яценюка и принудит его подписать заявление — тогда партия хотя бы останется в правящей коалиции.

Кроме того, заявление украинского президента — это еще и способ оказать давление на колеблющихся депутатов в обеих фракциях, БПП и «Народном фронте».

Реально до роспуска парламента дело, скорее всего, не дойдет. Ни Порошенко, ни Яценюк в досрочных выборах не заинтересованы. В результате перевыборов фракция Яценюка просто исчезнет из парламента, а фракция Порошенко окажется в меньшинстве. При этом остальные голоса в Раде будут распределены между другими субъектами, и еще неизвестно, будут ли они дружить с Порошенко.

«СП»: — Порошенко изменил свою риторику после визита в США, что изменилось после этого визита?

— В части украинского правительства ничего особенно не изменилось. Но есть намеки на некоторые подвижки в части выполнения Минских соглашений.

В воскресенье, 3 апреля, Порошенко неожиданно заявил, что имеется концептуальная ясность в отношении того, как проводить выборы в Донбассе. Раньше он этого не говорил. Кроме того, раньше украинский президент говорил, что в событиях на Юго-Востоке виновата исключительно Россия. Сейчас он дал понять, что часть ответственности лежит и на украинской стороне.

А дальше Порошенко озвучил условия проведения выборов в Донбассе, но сформулировал их иначе, чем в своем вашингтонском выступлении в здании Конгресса несколько дней назад. Тогда украинский президент выдвинул три жестких условия: передача границы непризнанных республик с Россией под контроль Киева, введение в Донбасс полицейской миссии ОБСЕ, плюс прекращение огня. Теперь же о передаче границы он не упомянул.

Отмечу принципиальный момент: свое выступление в Конгрессе Порошенко делал до встреч с вице-президентом США Джо Байденом и госсекретарем США Джоном Керри. Это значит, он выступал с тем, с чем приехал. А вот когда он вернулся в Киев после разговора с Байденом — изменились акценты: выпал пункт о границе, и появился пункт о какой-то концептуальной ясности в отношении закона о выборах.

Это заставляет думать, что США вынудили Порошенко пойти на какие-то договоренности, и сейчас может произойти качественное изменение мирного процесса. Мне — как эксперту, который крайне заинтересован, чтобы мирный процесс двигался вперед, — кажется, что и Москва, и Донбасс должны уцепиться за такую возможность, и не отвергать с порога даже полицейскую миссию ОБСЕ.

Я уверен, что миссия ОБСЕ в Донбассе ничего не изменит в результатах выборах, зато придаст легитимности этим результатам. Да, полицейская миссия не соответствует Минским соглашениям. Но если сейчас будет двигаться переговорный процесс, Москве стоило бы сказать Киеву: идею с полицейской миссией будем обсуждать (допустим, миссия ОБСЕ приедет за три дня до начала выборов, и уедет через три дня после их окончания), но давайте двигаться в сторону компромиссного закона о выборах, давайте ваши предложения о поправках в этот закон. Тогда бы ситуация сохранилась в режиме «мяч на стороне Киева».

«СП»: — Когда в этом случае будет происходить передача границы под контроль Украины?

— В соответствии с Минскими соглашениями — после внесения изменений в Конституцию Украины. Этого точно скоро не будет. По сути, сейчас вопрос о границе откладывается. Главное на сегодня — провести в Донбассе выборы: это в интересах мирного процесса. Я считаю, в этом заинтересована и Москва, и вменяемые люди в Киеве.

«СП»: — Вы говорите, сейчас важно двигаться к компромиссному закону о выборах в Донбассе. В каких конкретно моментах возможен компромисс?

— Есть целый ряд трудных вопросов. Например: кто будет участвовать в этих выборах, получат ли такое право люди, которые уехали из Донбасса, и теперь проживают в различных украинских городах? Киев пока считает, что они должны получить право голосовать. Я же думаю, это невозможно. С другой стороны, Киев требует, чтобы все украинские партии приняли участие в выборах, а Донбасс считает, что радикалы принимать участие в выборах не должны. Я полагаю, в этом пункте компромисс возможен. Члены радикальных партий, разумеется, не могут ходить по Донецку и агитировать — их растерзают родственники жертв конфликта. Но радикалы могут получить возможность вести агитацию по ТВ — все равно в Донбассе никто за них не проголосует. Точно так же можно найти компромисс в вопросе, кто войдет в избирательную комиссию.

«СП»: — Как зависит мирный процесса от нового кабмина?

— Если новый кабмин будет формировать Порошенко со спикером Верховной Рады Владимиром Гройсманом, и если — как я надеюсь — в нем не будет нынешнего министра внутренних дел и министра юстиции (представителей «Народного фронта» Яценюка) — большая политика не изменится. Ее все равно делает Порошенко со своей командой, и согласовывает с Госдепом США. Но стиль отношения к проблематике изменится, поскольку правительство избавится от супер-радикальных Яценюка сотоварищи. Это позволит Киеву отойти от языка ненависти, и это очень важно…

— Распускать или нет парламент — право украинского президента, но это не означает, что Порошенко своим правом непременно воспользуется, — отмечает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько.

— Хотя в этой ситуации я не вижу кандидата в премьеры Украины, который мог бы устроить всех. Проблема не в личностях, а в том, что политическая система Украины развалилась, и каждая из ее частей отстаивает свои интересы до последнего, без оглядки на других. Это выглядит как ожесточенное перетягивание одеяла на себя.

Я не уверен поэтому, что Порошенко сможет быстро создать новую коалицию и новый кабмин, как сейчас обещает. Оттого, что он съездил в США, политическая обстановка в «незалежной» не изменилась. Более того, сейчас все более очевидно, что Вашингтон не оказывает главе украинского государства такой же мощной поддержки, как раньше. Поэтому, на мой взгляд, дело на Украине может дойти не только до досрочных парламентских, но и досрочных президентских выборов. Такая «ротация» позволит Вашингтону заменить Порошенко человеком, который будет еще совсем уж беспрекословно выполнять указания внешнего управляющего «незалежной».

Свободная пресса

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика