Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Збигнев Бжезинский — сам себе режиссёр

Збигнев Бжезинский — сам себе режиссёр

iСмерть одного из известнейших политологов мира Збигнева Бжезинского вызвала большой интерес к личности этого в общем-то незаурядного человека, который ещё при жизни был окружён целым рядом мифов. Думаю, это связано прежде всего с недюжими способностями самого Бжезинского в области саморекламы — ведь он нередко приписывал себе заслуги, к которым на самом деле не имел никакого отношения!

Сказки и их сказочник

Бжезинский родился в Варшаве в 1928 году, в семье польского дипломата, в возрасте десяти лет он переехал в Канаду, куда по службе был переведён его отец. После Второй мировой войны, когда в Польше установилась власть коммунистов, Бжезинские получили гражданство США. Сам Збигнев закончил университете МакДжилл в Монреале, затем докторскую степень в Гарварде в 1953 году. Он женился на дочери бывшего президента Чехословакии Эдуарда Бенеша. После этого его карьера стала развиваться в академических кругах США и при дворе Демократической партии, где он не один год курировал внешнеполитическую стратегию. С этими вещами и возникли все связанные с ним предания.

Миф 1. Бжезинский — создатель масонской Трёхстронней комиссии.

Да, с одной стороны это вроде бы так. В начале 1970-х годов Бжезинский выступил с принципиально новой на тот момент идеей о том, что на мировой сцене появились новые игроки — Европа и Япония, экономика которых быстро росла после Второй мировой войны. В статье для Foreign Affairs 1970 года он изложил своё видение этого «нового мирового порядка»:

«Необходим новый и более смелый подход — создание сообщества развитых стран, которое сможет эффективно обсуждать более серьёзные проблемы, с которыми сталкивается человечество. Кроме Соединённых Штатов и Западной Европы в него должна быть включена Япония (...) Совет, состоящий из представителей Соединённых Штатов, Западной Европы и Японии, с регулярными встречами между главами правительств, а также более второстепенными участниками, был бы хорошим началом».

В том же году он издал книгу, в которой разъяснял, что эпоха баланса мировых держав уступает место эпохе мирового политического порядка, опирающегося на трёхсторонние экономические связи между Японией, Европой и США. И эта «тройка» должна безусловно править миром...

Эта идея очень понравилась известному олигарху и масону Дэвиду Рокфеллеру, который и дал старт на создание Трёхсторонней комиссии, назначив Бжезинского её директором. Таким образом, Бжезинский только подал идею, а вот за её реализацию взялся клан Рокфеллеров. Как пишет по этому поводу французское издание Voltairenet:

«Это сообщество — Трёхсторонняя комиссия — официально созданное в 1973 году, объединяет видных деятелей, связанных с международной торговлей, банковской системой, представителей правительств и крупных средств информации Северной Америки, Европы и Японии.

В момент первого нефтяного шока главной заботой этих управляющих международными финансами стало избавление от ответственности за долг развивающихся стран путем усиления роли Международного валютного фонда (МВФ). Для Соединённых Штатов, ослабленных разгромом во Вьетнаме, речь шла также о том, чтобы опереться на два конца Евразийского континента, где их влияние было очень большим после Второй мировой войны, для сохранения и расширения своего господства... Для того, чтобы успешно осуществить большие замыслы Трёхсторонней комиссии, нужно было сделать одного из её членов президентом Соединённых Штатов».

Рокффелеры в середине 70-ых протащили на пост президента США кандидата от Демократической партии и своего давнего «подопечного» Джмми Картера, а Бжезинского «пристегнули» к нему в качестве советника по национальной безопасности. По некоторым данным, Бжезинский должен был занять пост государственного секретаря, однако Картер засомневался в практических способностях этого человека, оставив ему лишь должность советника. Как оказалось, не зря сомневался...

Ничего путного из заседаний Тёхсторонней комиссии, обставленных в таинственных масонских ритуалах (для придания весомости и значимости), так и не вышло — прежде всего потому что сама американская элита не была   заинтересована в каких-либо  уступках властных полномочий по управлению миром. Ей нужна только единоличная мировая власть, делиться которой она ни с кем не намерена.  Да и Рокфеллеры скоро сами охладели к «трёхсторонней» идее.

И очень быстро Трёхсторонняя комиссия, откуда постепенно ушли политики и и финансисты, превратилась в закрытый клуб лишь одних интеллектуалов. Да, клуб мог давать разного советы и рекомендации сильным мира сего, но они далеко не всегда им следовали. К «достижениям» комиссии можно отнести лишь теорию о «золотом миллиарде», то есть рассуждения о числе жителей развитых стран  на которых (в условиях истощения мировых продовольственных и прочих ресурсов)  должно почти задарма горбатиться всё остальное человечество. Этой теории Запад с той или иной вариацией следует до сих пор, но без особого участия самого Бжезинского и его комиссии, которая уступила влияние другим, более весомым масонским структурам, вроде Бильдербергского клуба. Бжезинский, кстати, числился и там, однако далеко не на первых ролях...

Специалисты полагают, что виной провала комиссии стала абсолютна непрактичность Збигнева в реальной политике, его неспособность договариваться с заинтересованными сторонами и неумение реагировать на меняющуюся ситуацию. Так, в 1979 году, как советник по безопасности, он «проспал» исламскую революцию в Тегеране, которая стала абсолютно неожиданной для США. До самого последнего момента, Бжезинский уверял президента Картера, что с Ираном, на тот момент главным союзником Вашингтона на Ближнем Востоке, всё хорошо и никаких поводов для беспокойства нет. С этой точки зрения и строилась вся политика Америки в регионе. Однако в стране случилась исламская революция, которая сильно унизила США. И последствия бездарной потери такого союзника как Иран до сих пор негативно сказываются на положении США в исламском мире...

Неудивительно, что под конец своего правления президент Картер практическим полностью отстранил Бжезинского от принятие решений. И больше его никогда не брали в реальную политику!

Однако Бжезинский оказался ловким малым. Он каким-то образом убедил клан Рокфеллеров в своей дальнейшей полезности в качестве главного теоретика Демократической партии по международным вопросам. А заодно принялся раскручивать свой личный имидж в качестве «глубокого предсказателя» и даже организатора тех или иных международных катаклизмов. И это ему вполне удалось...

Миф 2. Бжезинский вдохновил США на поддержку афганских моджахедов и привёл  Америку к победе  над  Советским  Союзом.

Данный  миф Бжезинский усиленно стал раскручивать сразу  после развала СССР, давая интервью по этому поводу направо и налево. Вот характерный отрывок из такого рода откровений (из интервью французскому журналу «Нувель Обсерватер»):

«Нувель Обсерватер»: Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс утверждает в своих мемуарах, что американские спецслужбы начали помогать афганским моджахедам за шесть месяцев до советского вмешательства. В то время вы были советником президента Картера, значит, вы играли ключевую роль в этом деле. Вы подтверждаете это?

Збигнев Бжезинский: Да. Согласно официальной версии истории помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я ему объяснил, что по моему мнению эта помощь повлечёт за собой советское военное вмешательство. (...) Мы не заставили русских вмешаться, мы просто сознательно увеличили возможность того, что они это сделают.

Н.О.: Когда Советы оправдывали свое вторжение тем, что они намеревались бороться с тайным вмешательством Соединенных Штатов, никто им не поверил. Хотя это была правда. Вы ни о чём сегодня не жалеете?

З.Бж.: Жалеть о чём? Эта секретная операция была отличной идеей. Её целью было заманить русских в афганскую ловушку, и вы хотите, чтобы я жалел об этом? В тот день, когда Советы официально перешли границу, я написал президенту Картеру, вкратце: «У нас теперь есть возможность дать СССР свою вьетнамскую войну...».

На самом деле  по-настоящему американцы принялись помогать афганским моджахедам только с приходом к власти президента-республиканца Рональда Рейгана, то есть с начала 1981 года. А до этого Америка ограничивалась лишь чисто политическими акциями, вроде бойкота Московской Олимпиады-80 или словесной поддержкой «афганской оппозиции». И на этом всё! Правда Бжезинский однажды совершил визит в лагерь афганских моджахедов и даже чем-то оттуда грозил Советскому Союзу, однако, как потом с раздражением признавались сами лидеры моджахедов, никакого толка от визита советника президента США не было.

Толк наступил лишь с приходом к власти Рейгана, который через различные программы и специальные операции оказал моджахедам помощь на 4 миллиарда долларов. Но Бжезинский к этому не имел ни малейшего отношения! Все свои «заслуги» в этом деле он задним числом просто приписал себе, за что на него до сих пор злятся многие деятели Республиканской партии, которые действительно определяли афганскую политику США...

Нагадить русским

Точно также Бжезинский практически не причастен  и к стратегии по уничтожению Советского Союза. Эта стратегия была разработана и воплощалась совсем иными людьми, главным образом из той же республиканской администрации Рональда Рейган — наш сайт уже писал об этом подробно. Однако хитрый поляк через свои многочисленные интервью и публикации в ведущих СМИ сумел убедить многих в мире, что это именно и приложил главные усилия в уничтожении «империи зла»...

Единственная правда в заверениях  Збигнева состояла лишь в его неприкрытой русофобии. Он, как типичный поляк, действительно ненавидел нашу страну, причём неважно какую — в виде Советского Союза или нынешней России. И всегда мечтал о её разрушении. Вот лишь некоторые его признания, сказанные в постсоветскую эпоху:

«Россия — побеждённая держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить „это была не Россия, а Советский Союз“ — значит бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена. Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой...».

«Россия может быть либо империей, либо демократией, но не может быть тем и другим. Если Россия будет оставаться евразийским государством, будет преследовать евразийские цели, то останется имперской, а имперские традиции России надо изолировать. Мы не будем наблюдать эту ситуацию пассивным образом. Все европейские государства и Соединенные Штаты должны стать единым фронтом в их отношении к России».

«Страна столь огромных масштабов, страна десяти часовых поясов может успешно развиваться в том случае, если она перестанет быть централизованной и не будет управляться все более и более паразитической элитой, находящейся в одном месте».

«... России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой России».

Как верно заметил российский политолог Пётр Акапов: «Русские для Бжезинского действительно были приемлемы, но лишь европеизированные, лишённые империи, части территорий и геополитической самостоятельности». По словам самого Збигнева:

«Для России единственный геостратегический выбор, в результате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене — это трансатлантическая Европа с расширяющимися ЕС и НАТО».

В это же время Бжезинский написал свою знаменитую книгу «Великая шахматная доска», в которой не только обосновал доводы о необходимости сохранения мирового господства Америки, но и призвал не допустить создания новой сверхдержавы на территории Евразийского пространства, взамен Советского Союза, способной бросить глобальный вызов США. Впрочем, ничего нового в этих выкладках не было — теория о желательном тотальном контроле Евразии была разработана ещё больше стал лет назад лучшими умами Британской империи периода её могущества. И США приспособили эту теорию под свои нужды буквально сразу после Второй мировой войны — так что Бжезинский просто украл эту идею у других мыслителей...

Да и  с реальными делами у  Збигнева  на этом направлении всегда выходило как-то не очень — точно также, как и во времена Картера. Уже упоминавшееся издание Voltairenet писало о его деятельности:

«В течение 90-х он являлся специальным посланником президента США для продвижения самого крупного проекта нефтяной инфраструктуры в мире — нефтепровода „Баку-Тбилиси-Джейхан“. Этот проект являлся наилучшей конкретизацией его устремлений не дать России встать на ноги. Одновременно он руководил с 1999 года „Американским комитетом за мир в Чечне“ (American Committee for Peace in Chechnya), находившегося в помещении 'Фридом Хауса' (Freedom House). Он утверждал, что в этой должности он способствует мирным переговорам между российским правительством и „борцами за независимость“ под руководством Аслана Масхадова...

По инициативе „Американского комитета за мир в Чечне“, с 16 по 18 августа 2002 года в Лихтенштейне прошла встреча между главными лидерами чеченского движения. Эта встреча произошла через два месяца после встречи Басаева и Масхадова, на которой был заключено соглашение о совместном командовании „военными силами Чеченской республики Ичкерия“. Участники высказали мнение, что Чечня больше не может входить в состав России, что необходима большая автономия и что настоятельно необходимы переговоры с Масхадовым...».

Как  мы знаем, нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» оказался убыточным и сегодня точно не в состоянии конкурировать с российскими энерго-системами. Что же касается «вольной Ичкерии» и её амбициозных лидеров, то о них сегодня уже мало кто вспоминает — кто ликвидирован российскими спецслужбами, а кто укрылся в очень уж глубокой эмиграции, предпочитая лишний раз не высовываться...

Не  рассчитал с Украиной

В последний раз Бжезинский попытался «реанимироваться» в большой политике во времена президентства Барака Обамы. Правда не напрямую, а через сына Марка, одно время работавшего советником госсекретаря Джона Керри. Именно этот человек насоветовал Обаме и Керри пойти на резкое обострение с Россией по вопросу Украины.

Надо сказать, что отрыв России от Украины был давней мечтой самого Збигнева, который в дни Евромайдана самоуверенно заявлял:

«Само существование независимой Украины означает геополитическую неудачу Российского государства… Вместе с Украиной Россия может ещё считать себя великой державой, а вот без Украины нет… Президент Янукович – это попытка России возродить евразийскую империю, которая способна помешать американским геостратегическим целям».

Наверное, для 90-ых годов, когда Украина ещё не растеряла своей значительный советский промышленный потенциал, такого рода заявления ещё были актуальными, однако к 2014 году эта республика, бездарно разворованная собственной элитой, уже представляла собой жалкое зрелище с точки зрения экономической и оборонной значимости для России. Поэтому насильственный отрыв Украины от России никак не привёл к краху нашу  страну  как великой державы (как на то надеялись отец и сын Бжезинские), зато резкого усугубил отношения Москвы с Западом, развязал новую холодную войну и поставил мир на грань Третьей мировой катастрофы...

Неудивительно поэтому, что Джон Керри быстро разочаровался в Бжезинских, которых демократы  подальше убрали на политические задворки. Кстати, в последние два года Збигнев попытался «сдать назад» и даже призвал отказаться от воинственной западной риторики по украинской проблеме, пойдя на определённые уступки Москве. Однако  из серьёзных людей  его уже мало кто слушал...

... Я никоим образом не хочу представить Збигнева Бжезинского пустомелей вроде барона Мюнхгаузена. Он действительно был интересным публицистом и во многом талантливым аналитиком. Однако, в силу личностных качеств, он так и не смог вырваться из чисто академической среды и стать настоящим политическим практиком. Это он «компенсировал» массированным самопиаром, возведя себя в ранг всемогущего «серого кардинала», который якобы стоял за всей американской внешней политикой последних десятилетий. Увы, этому во многом способствовали и наши аналитики с политологами, которые в лице поляка-русофоба нашли себе удобную мишень олицетворения «зловредных козней американского империализма». И сам Бжезинский, надо отметить,  в этом    старательно подыгрывал  нашим.

Надеюсь, что в Кремле прекрасно отдавали себе в этом отчёт и не велись на уловки хитрого американского поляка. Потому что реальной внешней политикой в США занимались и занимаются совсем иные, куда как более весомые и менее публичные люди...

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика