Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Когда мир накроет новая волна экономического кризиса

Когда мир накроет новая волна экономического кризиса

С начала этого года в мире ждут двух зол: конца света и новой волны финансового кризиса. И если по поводу первого настроения с самого начала были достаточно скептическими, то второе кажется весьма вероятным — причём, как простому населению, так и «высоколобым» экономистам. Сначала кризиса ждали весной, потом летом, когда решалась судьба Греции в Евросоюзе, потом его начало перенесли на осень… Однако уже середина октября, а никакого финансового шторма пока не наблюдается...

Так ждать ли нам всё-таки новой волны кризиса? И если ждать, то когда?

Кризис жанра

Большинство из нас еще не забыло о событиях 2008—2009 годов, когда в результате банкротства одного американского банка Lehman Brothers и одной страховой компании American International Group под угрозой неожиданно оказались и экономики целых государств, и личное благополучие многих отдельно взятых граждан. Уже тогда эксперты стращали: это лишь начало будущих ещё более страшных финансовых катаклизмов, последствия которых ощутит каждый обитатель планеты.

И, действительно, тогдашняя катастрофа вскрыла серьёзные глубинные проблемы мировой экономики. Главная из которых – это глобальные спекуляции. Игроки с инвестициями, займами, акциями, облигациями и прочими финансовыми инструментами настолько увлеклись своим обогащением, что напрочь оторвались от реальности. Если изначально все ценные бумаги подкреплялись хоть каким-то реальными объектами или капиталами, то накануне кризиса на биржах торговали уже, можно сказать, воздухом.

В частности, считается, что мировую экономику подкосили деривативы. Дериватив – это финансовая бумага, стоимость которой определяется ценой другой финансовой бумаги. То есть, ничего конкретного за ними не стоит! Это классические «финансовые пузыри», которые в последнее время буквально заполонили биржи.

Всю порочность этого механизма можно легко проследить на примере минувшего кризиса.

В канун финансового шторма в США бурными темпами развивалась ипотека. Цены на жильё там стабильно росли, поэтому кредиты выдавали всем, даже самым бедным гражданам. Ведь даже если они не смогут расплатиться за дом или квартиру, то банк внакладе не останется — он получит в свою собственность недвижимость, стоимость которой будет только увеличиваться. Все эти ипотечные обязательства американцев банки со спокойной совестью упаковали в деривативы и начали активно предлагать их инвесторам. Эта схема рухнула в одним момент.

Американцы перестали выплачивать рисковые кредиты (то есть, отвалились те самые неблагонадежные заёмщики с низким доходом), а цены на недвижимость начали падать. Соответственно, стали обесцениваться и привязанные к ним бумаги — финансовые пузыри попросту лопнули. Банки и инвесторы не досчитались денег и перестали выдавать кредиты, это подкосило спрос и ударило по реальному сектору экономики. Заводы по всему миру сократили обороты, многие люди остались без работы и средств к существованию. Правительства вынуждены были срочно искать меры по спасению экономики. И хотя мировой пожар тогда удалось потушить, ситуация в корне не изменилась.

Более того, многие экономисты уверены, что она только усугубляется. Ведь как проходило спасение мировой экономики в 2008—2009 году? В первую очередь все государства выделяли помощь банкам. А банки уже должны были кредитовать предприятия и население, чтобы поддерживать реальную экономику. На деле же многие банки часть средств оставили при себе: заморозили на счетах, вложили в какие-то очередные финансовые бумаги или вовсе вывели в офшоры.

В итоге, национальные «заначки», типа российского Стабилизационного фонда, пошли на поддержание спекулятивных игр. И в долговую поруку уже оказались впутаны целые государства, по сути взвалившие на себя проблемы частных компаний.

Многие экономисты даже считают, что финансовые спекулянты специально спровоцировали кризис. Ведь только они по факту остались не в накладе, а даже получили дополнительную денежную подпитку, на которую вряд ли могли рассчитывать в «мирное» время. Хотя по идее именно спекулянты в первую очередь должны были разориться...

Куда печальнее после первой волны кризиса складывается участь отдельных государств, причём играющих ведущую роль в мировой экономике. Ни США, ни Евросоюз до сих пор не могут прийти в себя. Америка идёт на поправку гораздо медленнее, чем рассчитывало правительство, и при этом остаётся должна практически всему миру.

Ещё хуже ситуация в Евросоюзе. Там уже не знают, в какой точке полыхнет в следующий раз. Вслед за Грецией волнения перекинулись на Испанию, на очереди Италия и Португалия, которые потянут за собой и «локомотивы» объединённой Европы — Германию и Францию. Долгами там повязаны все. И если хоть одна европейская страна объявит о банкротстве, за ней сразу могут последовать другие.

В свою очередь, европейский кризис непременно перекатится на Россию, ведь наши нефть и газ соседям будут уже не так нужны, а именно в их высокой цене по-прежнему кроется основа нашей зыбкой стабильности...

В общем, обстановка в мире действительно складывается неблагополучная. Международный валютный фонд то и дело понижает прогноз относительно роста мировой экономики. Недавно он был снижен до 3,3% ВВП на 2012-ый год, и до 3,6% — на 2013-ый. Эксперты МВФ уже давно пребывают в пессимистическом настрое: сначала прогноз снижали в апреле, потом в июле, теперь вот в сентябре.

Возможно, это происходит потому, что самая насущная проблема так и не решена: реальная экономика растет гораздо медленнее, чем накручивающиеся вокруг неё денежные спекуляции. Для борьбы с кризисом были дополнительно напечатаны триллионы долларов! Реальной экономике их просто негде переварить. И взрыв очередного финансового пузыря может оказаться фатальным. Многие эксперты считают, что нынешняя экономическая модель изжила себя и поэтому глобальные катаклизмы неизбежны. И только после этого начнет устанавливаться Новый мировой порядок. Доллар утратит свою силу, а центр экономической жизни сместится в Азию и на Восток. Но это будет долгий и болезненный процесс.

Впрочем, как уже говорилось, ощущение этой катастрофы нагнетается уже несколько лет. Однако, вопреки грозным и вроде бы аргументированным прогнозам экономистов, апокалипсис пока не наступает.

Так, может быть, всё не так уж и плохо?

Деньги к деньгам

Мнения на этот счёт серьёзно разнятся. Известный российский экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев заявил недавно, что «современная финансовая система — лучшее из того, что сегодня может быть придумано в глобальном масштабе». Да, деньги делаются из воздуха, и таким образом создаются финансовые пузыри. Но именно это, по мнению Иноземцева, и обеспечивает системе устойчивость.

Ведь в любой кризисный момент точно также из воздуха можно сделать триллионы денежных единиц, и это поддержит и банки, и промышленность. Раз в мире уже крутятся ничем не обеспеченные деньги, то, значит, печатный станок можно включать в любой момент. Что уже и делала неоднократно Федеральная резервная система США, отвечающая за доллар. Именно это, как считает учёный, помогло мировой экономике выстоять и даже обеспечило рост развивающимся странам. Лишнее деньги пошли в том числе на покупку китайских товаров и российской нефти, что не позволило рухнуть и этим экономикам.

Тем более, данная спекулятивная система сама себя регулирует, и вмешиваться туда крайне опасно. Например, инвесторы давали много денег в долг какому-то государству, а расчёт хотят получить в виде каких-то активов этой страны, которых, на первый взгляд, маловато. Тогда, чтобы обеспечить баланс, стоимость этих активов просто вырастет. И все останутся при своих. И инвесторы не в накладе, и государство при деньгах.

То, что многие активы на финансовых рынках являются фиктивными, в самый неожиданный момент может обернуться во благо. Например, в ходе минувшего кризиса в первую очередь исчезли именно фиктивные компании, которые существовали только на бумаге. Так что при неблагоприятной ситуации финансовые пузыри полопаются сами, да ещё и прикроют собой реальный сектор...

Согласно этой теории, гораздо более удручающая ситуация может сложиться, если мир начнет жить не в долг, а по средствам. В этом случае пострадают не только Америка и Европа, которые уже погрязли в долгах, но и все развивающиеся страны, поставляющие туда сырьё или товары, в том числе и Россия. Для сравнения — в 2000-ых годах в самых развитых странах было создано не более 10 млн рабочих мест, зато в развивающихся — 230 млн.

Если же нынешняя, пусть и спекулятивная система рухнет, то этому развитию тоже придет конец. И прошедший финансовый шторм может показаться нам лёгким ветерком перед лицом грядущего масштабного цунами.

Так что, возможно, именно за счёт внутреннего равновесия существующей финансовой системы вторая волна кризиса до сих пор к нам и не подкатила. Именно она является залогом глобальной стабильности, допуская лишь отдельные колебания...

Однако такой точки зрения придерживаются далеко не все экономисты.

Финансы без романсов

Большинство экспертов зависимость мировой экономики от спекулянтов всё же пугает. Ведь если они могут создать равновесие, значит, они же могут его и разрушить. И когда на горизонте маячит какая-то сверхприбыль, они не пощадят никого.

Например, почему сейчас кредиторы так настойчиво призывают Евросоюз к режиму жесткой экономии? Потому что инвестировать туда не выгодно. Если Европа откажется от своих высоких стандартов уровня жизни, то здесь можно будет открывать производства не хуже чем в Китае. Сейчас китайский рабочий получает в среднем лишь 10% от зарплаты рабочего во Франции. Но инвестировать в Китай дальше уже некуда. У него и без того достаточно собственных капиталов. Поэтому инвесторам нужно должным образом «обработать» Европу, которая сейчас податлива под грузом собственных долгов.

С одной стороны, это вроде как неплохо. Тогда туда придет капитал, и Старый свет сможет оправиться после долгой лихорадки. Однако эта мера может дать и обратный результат. Стоит уменьшить у людей уровень дохода, и им не на что будет покупать товары. Производства окажутся никому не нужными. И это только усугубит вялотекущий кризис.

Поэтому большинство экономистов полагают, что государству нужно не устраняться, а наоборот, активнее вмешиваться в экономику, не оставляя спекулянтам возможностей для манёвра. Любопытно, что эту точку зрения в свое время озвучил глава МВФ Стросс-Канн, чтобы... через несколько месяцев со скандалом лишился своего поста из-за романа с горничной?!

Так что бороться с финансовыми спекулянтами — дело нелёгкое. Это люди, для которых существует только одна ценность — их деньги. Всё остальное — родина, мир, человеческие жизни — для них не важно. Классический пример подобного мышления — семьи Ротшильдов и Рокфеллеров, которые, согласно популярный версии, уже не одно десятилетие правят миром, поставив все правительства в зависимость от своих баснословных капиталов (которые, кстати, успешно прячут от официальных рейтингов журнала «Форбс»)...

Так это или нет — это большой отдельный вопрос. Но совершенно очевидно, что сформировалась целая прослойка богатых людей, заинтересованных исключительно в собственной прибыли. Мы это видим на примере России, где за последние годы вырос целый класс так называемой «офшорной аристократии». Зарабатывая здесь, они выводят капиталы за границу. И родина у них там, где их деньги.

Понятно, что такие люди не пощадят никого. И как только им потребуется новая финансовая подпитка, они легко спровоцируют очередной кризис.

В общем, получается, что состояние мировой экономики сейчас зависит и от объективных, и от субъективных причин. Здесь замешаны и серьезные государственные интересы, и интересы могучего частного капитала. Новый виток долгового европейского кризиса или игра биржевых спекулянтов в равной степени могут спровоцировать вторую кризисную волну. По прогнозам большинства экономистов, в таком шатком состоянии мир будет находиться довольно долго. Как минимум, ещё в 2013—2014 годах. А по некоторым выкладкам, реальный экономический рост начнется только после 2025 года...

Ясно лишь, что хрупкое экономическое равновесие, скорее всего не будет разрушено раньше, чем состоятся президентские выборы в США, которые назначены на эту осень. Очевидно, что пока не решится судьба экономики №1, никаких радикальных изменений не будет.

Многое будет зависеть и от того, кто придет к власти. У республиканцев исторически есть интересы в нефтяном бизнесе, что, как минимум, поможет России. А вот когда в 2008-ом избрали Обаму, цена на нефть опустилась до 33 долларов за баррель. Так что наша судьба может проясниться уже после 6 ноября, когда в США закончатся выборы. Станет ли эта дата началом кардинальной перестройки мировой экономики, скоро узнаем. Хотя, судя по всему, пока все могучие силы, определяющие её состояние, всё-таки заинтересованы в сохранении стабильности.

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика