Вы находитесь здесь: // Архивы не молчат // Как в Белоруссии 70 лет назад насаждались «европейские ценности»

Как в Белоруссии 70 лет назад насаждались «европейские ценности»

  Латвия, как известно, наряду с другими странами Прибалтики уже давно приобрела печальную «славу» почитателей нацизма. Причём, на самом высшем уровне! Мы уже писали о том, что местный видный историк, весьма приближённый к властям, Инесис Фелдманис недавно заявил — мол, нацистская пропаганда, в отличие от советской, была больше основана на реальных фактах.

«Очевидно, что нацистская пропаганда намного больше основывалась на реальных фактах и была ближе к истине, чем советская» — вот такое заявление сделал бывший глава совместной российско-латвийской исторической комиссии по поводу вышедшей в Латвии книги „Во власти иллюзий и страхов“, где рассказывается о пропагандистских акциях нацистов в Прибалтике. Правда, что там было «ближе к истине» Фелдманис так и не пояснил, но его намёк более чем очевиден — Фелдманису весьма симпатична нацистская идеология.

Впрочем, это и неудивительно. Как пишут авторы сайта «Историческая память», этот деятель ещё в 2008 году пренебрежительно говорил о том, что в известном своими ужасами концлагере Саласпилс погибла «какая-то тысяча евреев». А ещё господин Фелдманис является автором термина «тактическая коллаборация» — тем самым он фактически оправдывает сотрудничество своих земляков с нацистами :

«В данном случае вместе с такими терминами, как „коллаборация“ (обычное сотрудничество с оккупантами) или „коллаборационизм“ (предательское сотрудничество), можно использовать дефиницию „тактическая коллаборация“, обозначив с её помощью сотрудничество с немецкой оккупационной властью, направленное на достижение таких целей, которые так или иначе отвечали интересам латышского народа. Достоин обсуждения и вопрос о том, можно ли воспринимать и выделять тактическую коллаборацию как определённую форму движения сопротивления».

Вот так — латвийские ублюдки, которые напялили на себя форму легионеров СС, оказывается, являются одним из видов «движения сопротивления»...

Любопытно, но эти высказывания Фелдманиса совпали с очень печальным юбилеем. Ровно 70 лет, в феврале 1943 года, назад нацистские оккупанты начали проводить в Белоруссии одну из самых своих жутких карательных акций под названием «Зимнее волшебство». Её отличительной особенностью было то обстоятельство, что в акции были активно задействованы латышские эсэсовцы.

О том, какими способами немцы и латыши усмиряли партизанскую Белоруссию, весьма подробно рассказала латвийский журналист Елена Слюсарева в газете «Вести сегодня». Публикация называется «Подумаешь, сжигали деревнями…» Приводим эту статью полностью:

 "Освобождение родины — так теперь трактует службу латышей в эсэсовских войсках латышская общественность, а в 1943–м нацисты не скрывали: карательная акция под чудным названием «Зимнее волшебство» призвана создать 40–километровую полосу выжженной земли на границе «бывшей Латвии» с Белоруссией и Россией. Но силёнок хватило «только» на половину…

Упрямые факты

Схожих зачисток в этих краях было около 140, но специфика «Волшебства» ещё и в том, что основной его ударной силой были не немецкие подразделения, а латышские полицейские батальоны числом около 3889 военнослужащих. Помимо этого в операции участвовало неустановленное число латышей из «команды Арайса» в составе команд полиции безопасности и СД.

Хотя целью акции объявлялась ликвидация партизан, за полтора месяца, с 15 февраля по 31 марта, карателями были сожжены свыше 430 деревень, убито более 10 тысяч мирных жителей, свыше 7 тысяч угнано в рабство. Самих карателей убито около сотни, а партизанское движение так и не было ликвидировано.

Впрочем, меньше всего каратели думали об идеологии — порезвиться, награбить добра, разжиться бесплатной рабочей силой. Об этом говорят документы самих коллаборационистов и их работодателей — нацистов, донесения партизан, а также свидетельства местных жителей, чудом выживших в том аду. Впервые столько детальной информации собрано в сборнике документов российскими и белорусскими специалистами, который готовится к выпуску в Белоруссии под названием «Зимнее волшебство»: нацистская карательная операция в белорусско–латвийском пограничье, февраль–март 1943 г. Документы и материалы. Минск — Москва: фонд «Историческая память».

По идее, презентация книги должна бы состояться в Риге. Но двое из членов редколлегии, российские историки Александр Дюков и Владимир Симендей, объявлены здесь персонами нон грата. А то дискуссия могла бы получиться живой и плодотворной. Как говорится, ничего личного — только факты. А они таковы.

Описание алгоритма действий карателей дано в письме генерального комиссара Латвии в рейхскомиссариате «Остланд» О. Дрехслера, написанного летом 1943–го:

«Кампания разворачивалась следующим образом: входя в село (вначале не было никакого сопротивления), тотчас расстреливали подозреваемых в партизанской деятельности. Таковыми считались почти все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет…. Сразу (за воинскими частями) шло СД, которое действовало приблизительно так: расстреливало всех остальных подозреваемых. Стариков и немощных, которые отставали в пути, расстреливали. Остальным, в большинстве своем женщинам и детям, предстояло пройти так называемую вторую фильтрацию. Тех, кто не в состоянии были продолжать путь, расстреливали… Деревни грабили и сжигали ещё до прибытия хозяйственных команд, занимавшихся доставкой ценностей в безопасное место».

Рабы — это очень удобно!

Документы советских партизан свидетельствуют, что принимавшие участие в операции латышские полицейские батальоны в бою проявляли хорошую устойчивость, что было не характерно для коллаборационистских формирований и свидетельствовало о наличии серьезной мотивации сражаться. Отличались латвийские коллаборационисты также и исключительной жестокостью по отношению к своим жертвам.

По свидетельству того же генерального комиссара Латвии Дрехслера, украинская полицейская рота, принимавшая участие в «Зимнем волшебстве» «с ужасом наблюдала акцию — мужчины рыдали как дети», тогда как латвийские полицейские, напротив, похвалялись своими «славными делами». Публикуемые в сборнике документы подтверждают, что военнослужащие 2–го литовского и 50–го украинского полицейских батальонов во время карательной операции проявляли гораздо меньше рвения, чем латыши.

Объяснить это можно в том числе материальной заинтересованностью. Латышские полицейские получали вполне конкретную выгоду от своих действий. Во время карательных операций они имели возможность грабить деревни и сжигать их еще до прихода немецких хозяйственных команд, об этом с возмущением писал Дрехслер. По его словам, в результате латышские полицейские возвращались домой «с богатой добычей».

Выгодным для латвийских полицейских и зажиточных латышских крестьян оказался и угон мирного населения. Уже в начале марта, чуть более чем через три недели после начала операции «Зимнее волшебство», в латвийских газетах появилась информация о раздаче «подсобных рабочих» из числа угнанных из района операции детей. Латышские крестьяне покупали малолетних батраков за 9—15 марок в месяц. Полгода спустя детский регистрационный пункт в Риге сообщал:

«Малолетние дети русских беженцев… без отдыха, с раннего утра до поздней ночи в лохмотьях, без обуви, при очень скудном питании, часто по нескольку дней без еды, больные, без врачебной помощи работают у хозяев на не соответствующих их возрасту работах. Своей безжалостностью их хозяева ушли так далеко, что бьют несчастных, которые от голода теряют трудоспособность… их обирают, отбирая последние остатки вещей… когда они по болезни не могут работать, им совершенно не дают еды, они спят в кухнях на грязных полах».

Разумеется, далеко не все латышские хозяева так вели себя с пригнанными в Латвию детьми, однако бесспорно и то, что было достаточно много жителей Латвии, получавших прямую выгоду от оборачивавшихся охотой за рабами карательных операций с участием латышских полицейских. Кстати, те дети, попавшие когда–то в рабство к латышским хозяевам, нынешними латвийскими властями с большой неохотой признаются политрепрессированными, зато легионеры — с большим удовольствием. Об этом не раз писала газета «Вести Сегодня».

А мёдом палачей обделили!

Ещё один важный материальный момент заключался в том, что латышские полицейские за свою «работу» получали значительно больше, чем занимавшие аналогичные должности русские, украинцы или белорусы. Так, например, рядовой латышский служащий полицейского батальона получал в день 3 рейхсмарки 80 пфеннигов, а белорусский или украинский — всего 80 пфеннигов. В случае гибели латвийского полицейского его семья получала ежемесячную пенсию в сумме от 43 до 144 рейхсмарок, тогда как семья украинца или белоруса — от 17 до 60 рейхсмарок.

О моральном облике «бойцов» латышских батальонов живописно рассказывал начальству в своих ежемесячных обзорах политического положения надзиратель Екабпилсского окружного пункта латышской вспомогательной полиции безопасности и СД Эдгарс Карабановс. «Бойцы», вернувшись из похода, хвалились своими «подвигами» направо и налево, а он записывал:

«…Часто можно было слышать разговоры, в которых обсуждались многие беспорядки в латышских полицейских батальонах во время акции по зачистке… Было замечено, что батальонный снабженец, в чьем ведении была кухня, свободно распоряжался большими запасами водки и сигарет, продавая или спекулируя ими. Среди солдат зародились плохой настрой и недовольство своими командирами, поскольку те не ликвидировали данные обстоятельства, да и не хотели этого делать. Возникло впечатление, что руководство латышского батальона погрязло в общих спекулянтских интригах с немецкими офицерами — снабженцами — заведующими кухнями.

Было замечено, что в распоряжении командира батальона в штабе батальона имелась целая канистра с искусственным мёдом, между тем в батальоне приходилось довольствоваться ничтожным кусочком в день. Прикомандированные к штабу батальона могли лакомиться из канистры с мёдом сколько пожелают, остальным же приходилось довольствоваться парой намазанных мёдом кусочков хлеба… всюду появлялись неизвестные, которые пользовались случаем, чтобы поживиться за чужой счёт и отправить домой лишний килограмм сала.

Некий служащий нёс погибшего товарища из соседней роты и попросил проезжавшего мимо офицера, который был из одной роты с погибшим, чтобы он взял тело погибшего с собой, но тот ответил, что ему некуда его положить. Все упряжи были полны — не выбрасывать же свинину. Возы были нагружены забитыми свиньями из какого–то села.

В целом же беспорядок был настолько большим и повсеместным, что нет желания больше принимать участие в подобных мероприятиях».

Околдованные власти

«Акция „Зимнее волшебство“ была одним из практических воплощений нацистской истребительной политики на востоке, которая воплощалась в жизнь при активном участии латышских коллаборационистов. И они несут свою долю ответственности за совершенные масштабные преступления против мирного населения, — говорит один из составителей сборника Владимир Симиндей:

«К сожалению, эта ответственность до сих пор не осознается латвийскими историками и политиками. Они с упорством, достойным лучшего применения, защищают репутацию так называемых латышских воинов Второй мировой.

Ещё в 1998–м сеймом Латвии принята официальная декларация „О латышских легионерах во Второй мировой войне“, в которой утверждается, что члены латышского легиона СС „никогда не участвовали в гитлеровских карательных акциях против мирного населения“. Этим документом правительству Латвии вменяется в обязанность „заботиться об устранении посягательств на честь и достоинство латышских воинов в Латвии и за рубежом“. А истребление мирных жителей при проведении акции „Зимнее волшебство“ — неужели не считается латвийскими властями преступлением?

Декларация „О латышских легионерах во Второй мировой войне“ есть, а вот декларации сейма Латвии об осуждении преступлений латышских полицейских батальонов не существует. А за попытку при помощи выставки рассказать латвийскому обществу о малолетних жертвах той карательной акции нас с Александром Дюковым латвийский МИД объявил персонами нон грата».

Итоги «Волшебства»

  • Погибло около сотни карателей;
  • 70–80 партизан;
  • уничтожено более 10 тысяч мирных граждан;
  • Свыше 7 тысяч угнано в рабство (несколько тысяч из которых впоследствии погибло);
  • Сожжено 439 населенных пунктов;
  • залита кровью 15–километровая полоса земли.

Из первых рук

Распоряжение командира группы Кнехта 276–му, 277–му, 278–му, 279–му латышским полицейским батальонам о порядке производства расстрела населения, 18 февраля 1943 г.:

„Расстрел производится так, чтобы не оставлять следов. Если потребуется произвести расстрел силами войск (в случае отсутствия в непосредственной близости полиции безопасности и СД) — казнь должна осуществляться в домах. Трупы надлежит покрыть соломой или сеном и сжечь вместе с домами.

Телеграмма № 363 командирам групп Шредеру и Кнехту о сожжении деревень в приграничной зоне латвийско–русской границы 19 февраля 1943 г.

По сообщениям пограничной службы деревни, располагающиеся непосредственно вдоль латвийско–русской границы, не охвачены акцией по зачистке. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что все русские деревни на границе с Латвией, которые в первую очередь образуют опорные пункты для нападения со стороны бандитов, следует полностью сжечь“.

Из донесения генерального комиссара Латвии О. Дрехслера рейхскомиссару «Остланда» Г. Лозе:

„Для обороны границ бывшей Латвии от вторжений партизан из областей Белоруссии Высший начальник СС и полиции в Остланде генерал Еккельн с начала февраля 1943 г. до середины апреля с. г. проводил кампанию по созданию ничейной зоны шириной в 40 км. В этой зоне, без людей и возможностей укрыться, партизаны лишались бы опорных пунктов. Размещение сил для переходов на латвийскую территорию пришлось бы отдалить на 40 километров.

Кампанией лично руководил генерал Еккельн. Войска были разделены на две группы:

Группа генерала Шредера: 3 латышских батальона, 1 украинская рота, 1 литовская рота.

Группа полковника Кнехта: 4 латышских батальона.

Общие силы достигали примерно 4000 человек. Область [проведения] операции на юг простиралась до Дриссы, на север через Зилупе до Свольни“.

Палач на Братском кладбище

Волдемар Вейсс — полковник–лейтенант латвийской армии. В 1940 году уволен. С приходом немцев был назначен начальником «службы порядка» в Риге, один из организаторов на территории Латвии Холокоста, участник операции «Зимнее волшебство». Штандартенфюрер СС, первый латыш, удостоенный немцами Рыцарского креста. Командовал 281–м Абренским латышским полицейским батальоном и 42–м полком 19–й гренадерской дивизии Ваффен СС Латышского легиона СС. Был смертельно ранен в 1944–м.

Генерал–инспектор латышского легиона СС группенфюрер СС Бангерскис и другие латышские коллаборационисты в апреле 1944 г. организовали Фонд памяти полковника Вейсса с целью «заботы о сохранении памяти о полковнике Волдемаре Вейссе в латышском народе, восхваляя его героический путь на полях сражений и его деятельность в целом на благо латышского народа», а также чтобы «способствовать воспитанию латышской молодежи в духе героизма и любви к отечеству». Позднее 42–й полк был назван его именем. Захоронен в Пантеоне героев на Братском кладбище в Риге. После 1991 года надгробная плита была отреставрирована, вблизи могилы штандартенфюрера СС Вейсса ежегодно 11 ноября проводятся официальные торжественные мероприятия. Официальные лица тоже считают, что он действовал «в целом на благо латышского народа»

 К этому материалу стоит добавить и конкретные свидетельства партизан о «Зимнем волшебстве». Эти свидетельства и сегодня способны шокировать кого угодно. Вот только одно из них:

«1. Мальчику 8 лет из семьи Юхневич (д. Беляны) фашистские палачи вырезали пятиконечные звезды на груди и спине и бросили в огонь, девочка Вера, 7 лет, зарезана ножом, мальчик Женя, полтора года с разбитой головой и вырванными пальцами брошен в огонь; мать их также зарезана ножом, у нее фашистские бандиты вырезали груди, изрезали её всю и сожгли на огне.

2. В деревне Борисово семью Шкутова сожгли в огне живьём.

3. Из этой же деревни, у семьи Юхневич у взрослых и детей, у живых выкрутили руки и головы и бросили в реку Свольна.

4. В деревне Городиловичи, семья Жорова на грудях и шеях были вырезаны пятиконечные звезды, после чего вся семья была утоплена в реке Свольна.

5. Отмечены случаи, [когда] фашистские изверги в своем зверином неистовстве маленьких детей насаживали на колья изгороди.

6. Зарегистрировано много случаев, когда фашистские гады перед своей зверской расправой над девушками, предварительно подвергали их изнасилованию.

Установлено, что большая часть погибшего населения, гитлеровскими извергами подвергалась пыткам и издевательствам, и только после этого или сжигались, или топились в реке, и лишь меньшая часть расстреливалась.Всех этих диких фашистских издевательств и зверств белорусский народ никогда не забудет и отомстит проклятым фашистским извергам за их подлые и гнусные издевательства над нашим народом».

Именно такие вот кровавые акции и их учинителей нынче пытается оправдать историк Фелдманис. Наверное, этого «учёного» следует объявить хотя бы персоной нон грата, без права посещения пределов нашей страны. И уж тем более, не заседать с ним ни в каких в совместных исторических комиссиях.

Не в комиссии ему место, а на скамье подсудимых — за явную пропаганду нацизма!

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика