Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Почему буксуют газовые контракты России с Китаем и Турцией?

Почему буксуют газовые контракты России с Китаем и Турцией?

original_0000016747Интрига вокруг российского газа нарастает с каждым днем. На фоне обострения отношений с Западом, «Газпром» один за другим торжественно предъявляет мировой общественности только что заключенные контракты, открывающие новые маршруты для отечественного «голубого топлива».

Однако скептики заявляют, что новые громкие газовые проекты не только не выгодны для России, но и сулят нам существенные убытки. Причём, это касается даже главных маршрутов: «Турецкого потока» и газового контракта с Китаем, которым ещё недавно мы рассчитывали утереть нос всему миру...

Как же дела здесь обстоят на самом деле?

Турецкий гамбит

Одним из самых многообещающих проектов последнего времени стал «Турецкий поток», пришедший на смену погребённому под грузом непонимания между Россией и ЕС «Южному потоку». Смысл обоих маршрутов в том, чтобы обойти Украину и лишить её транзитного газа, не теряя при этом европейский рынок.

Новый газопровод должен пройти по дну Чёрного моря от Анапского побережья до Турции, откуда — устремиться в Юго-Восточную Европу (балканские республики, Италию, Австрию, Венгрию и т.д.). Таким образом планируется поставлять в ЕС 50-60 млрд кубометров газа в год. При этом у проекта есть существенное преимущество: часть инфраструктуры к нему уже построена в рамках «Южного потока». По крайней мере газовая труба к Чёрному морю поведена.

Теперь «Газпрому» осталось в буквально смысле прощупать морское дно, чтобы провести там продолжение газопровода, который вместо Болгарии, как предполагалось по «Южному потоку», теперь двинется в Турцию.

Недавно к многообещающему проекту присоединилась и Греция: на завершившемся экономическом форуме в Санкт-Петербурге было объявлено, что она подхватит турецкий газопровод на своей территории. В строительство греческих труб российский Внешэкономбанк готов вложить 2 млрд евро.

Однако на этом ясность вокруг «Турецкого потока» заканчивается. А вот вопросы остаются.

Начать с того, что несмотря на громадьё планов, никакого газового контракта с Турцией по сути дела до сих пор нет. Пока лишь подписаны только меморандумы и соглашения, свидетельствующие о взаимном интересе, но совершенно ни к чему не обязывающие.

О прекращении «Южного потока» было объявлено ещё в декабре 2014 года, но новые контракты до сих пор так и не заключены. Сроки подписания соглашений с Турцией за последние полгода неоднократно сдвигались, и весь этот процесс напоминает затянувшиеся брачные игры, когда все родственники уже собрались на свадьбу, а стороны жениха и невесты никак не договорятся.

Причина заминки понятна – сейчас идет торг вокруг «приданого». Понимая, что «Газпрому» от сотрудничества особенно некуда деваться, Турция уже выторговала себе 6-процентную скидку на газ. Но, судя по заявлению, которое сделал турецкий министр энергетики Танер Йылдыз, им этого мало. «Нам нужна не скидка, а лучшая цена», — амбициозно сообщил он СМИ. Хотя уже обещанная скидка обойдётся «Газпрому» в 700 млн долларов ежегодно.

Кроме того, на позицию Турции по газовому вопросу явно давят США, которые мечтают вытолкнуть Россию с газового рынка Европы. Поэтому появление нового транзитного маршрута с российским «голубым топливом» вряд ли вызывает у США восторг.

Косвенным подтверждением возникшего за океаном напряжения могут служить недавние события в Македонии, которая является важной транзитной точкой на «Турецком потоке». Как только стал известен новый российский газовый маршрут, в Македонии тут же появились боевики-албанцы из соседнего Косово. Многие эксперты полагают, что этот мятеж спровоцирован Западом и его главная цель — это остановить строительство «Турецкого потока» .

На Турцию в этом плане влиять ещё проще — как известно, она спит и видит себя в Евросоюзе. Поэтому достаточно посулить ей сдвиги в этом направлении — и турки ещё сто раз подумают, сотрудничать ли им с Россией.

Выгода российской стороны в этом проекте тоже остаётся под вопросом. Пока Турция тянет время, в акватории Чёрного моря уже почти год стоят без дела две итальянские платформы-трубопрокладчики. Только на оплате их простоя российский газовый концерн уже потерял несколько сотен миллионов евро!

Вдобавок, в этом году «Газпром» должен будет вернуть Турции порядка 250-300 млн долларов из уже сделанных платежей, поскольку скидка на газ, которую турки выторговали для себя, начала действовать задним числом, с 1 января 2015 года.

Наконец, неизвестна и дальнейшая судьба разрекламированного газопровода. Предполагалось, что на границе Турции и Греции будет построен газовый хаб (распределительная станция), откуда все заинтересованные потребители смогут забирать газ себе. Именно они и должны построить продолжение газопровода до своих стран. Проблема в том, что пока за российским газом никто в очередь не выстроился – ещё ни одна европейская страна, кроме Греции, не выразила готовности тянуть газопровод дальше.

На этом фоне уже звучат мнения, что вся история с «Турецким потоком» выгодна лишь российским подрядчикам, которые уже проложили часть труб и теперь хотят довести начатое до конца. Среди них значатся весьма известные фамилии – братья Ротенберги и Геннадий Тимченко, которых считают бизнесменами, приближенными к российскому президенту.

Так что пока наши подрядчики тянут газопровод, а Турция «тянет резину», сам проект уже больше напоминает авантюру с непредсказуемым результатом...

Впрочем, также непредсказуемо может повернуться и история с газопроводом в Китай.

Китайский дракон

Газовый контракт с Китаем, подписанный в мае прошлого года, стал без преувеличения эпохальным событием. Подготовка к нему длилась почти 15 лет, и всё это время камнем преткновения была цена.

Россия рассчитывала продавать газ в Поднебесную по ценам не ниже европейских, Китай же хотел существенно сэкономить. Кто в итоге пошел на уступки, так и осталось тайной. При подписании называлась только общая стоимость контракта, которая выглядела весьма внушительно – 400 млрд долларов на 30 лет. Ежегодно по новому газопроводу в Китай будет поставляться 38 млрд кубометров газа. Остальные детали глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал «коммерческой тайной».

Не менее важным, чем стоимость контракта, был и сам факт договорённости между Россией и Китаем, свидетельствующий о том, что наша страна не на словах, а на деле начала переориентироваться на Восток...

В 60-ые годы прошлого столетия в Советском Союзе было принято решение, что газ из Сибири пойдёт не в Азию, а в Европу. Это было не только экономическим, но и политическим решением – плотное энергетическое сотрудничество не позволило нашим ближайшим западным соседям увязнуть в холодной войне с СССР.

Строительство газпровода от Ямала до Европы превратилось в мегапроект уровня БАМа. И до недавних пор он вполне себя оправдывал.

Присматриваться к восточным рынкам Россия начала только в 90-ых годах, и вот, наконец, на этом фронте произошел настоящий прорыв!

Однако сейчас, когда новая «стройка века» вот-вот должна закипеть, начали всплывать первые сложности. Согласно контракту, поставки газа в Китай будут идти из Восточной Сибири, с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений (Якутия и Иркутская область соответственно). Оба этих месторождения считаются довольно сложными, и для в их развитие нужно вложить десятки миллиардов долларов. Специально для поставок в Китай предполагалось строительство газопровода «Сила Сибири», которое сулило выгодные заказы для российского машиностроения, трубной промышленности, металлургии, новые рабочие места и в целом — оживление жизни на Дальнем Востоке.

Но за все эти радужные перспективы кто-то должен заплатить. Китайский контракт оказался самым дорогим газовым проектом в российской истории. Общий объём вложений в газовую инфраструктуру Владимир Путин оценил в 55 млрд долларов. Позже глава администрации президента Сергей Иванов озвучил цифру в 70 млрд, а некоторые эксперты называли сумму даже 100 млрд долларов.

Как бы то ни было, российская сторона совершенно точно рассчитывала, что часть этих денег вложит Китай, если не в виде прямых инвестиций, то хотя бы в виде льготных кредитов. Однако, как написала недавно газета «Financial Тimes», переговоры по этому вопросу провалились. Китай отказался вкладывать аванс и запросил слишком высокие проценты по кредиту. В итоге переговоры отложены, а сам «проект века» за год так и не сдвинулся с мертвой точки.

Это только подхлестнуло давние скептические разговоры о том, что никакого газового контракта с Китаем тоже нет. Ряд политологов и экономистов считают, что соглашение, заключенное год назад, является по сути очередным протоколом о намерениях, подписанным лишь для того, чтобы застолбить новую стройку и сколотить устрашающую коалицию против Запада. О том, что решающих договорённостей не достигнуто, по их мнению свидетельствует тот факт, что в контракте отсутствует главный параметр газового сотрудничества – цена.

Именно вокруг этой цены сейчас и кипят страсти. Несмотря на то, что стоимость российского «голубого топлива» для Поднебесной так и осталась тайной за семью печатями доподлинно известно одно – цены на газ привязаны к ценам на нефть. А они в последнее время ощутимо снизились. И если при заключении контракта цена «голубого топлива» из России, по подсчётам экспертов, могла составлять 380-390 долларов за тысячу кубометров, что вполне сопоставимо с европейским уровнем, то сейчас она может опуститься до 260 долларов. А это может превратить «Силу Сибири» в «бессильный» убыточный проект.

К тому же, предполагается, что на первое время газ, направленный в Китай, будет освобождён от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А это значит, что российский бюджет лишится серьёзных поступлений. Более того, в связи с необходимостью срочно ухнуть деньги в новую «трубу» ожидается и рост внутренних цен на газ — то есть, россияне рискуют оплатить китайский газопровод из своего кармана...

Помимо цен, сомнения экспертов вызывают и объёмы поставок. В первые годы он будет существенно ниже заявленных 38 млрд. Но даже тогда, когда газопровод заработает на полную мощность, объёмы поставок в Китай будут почти в четыре раза ниже европейских (38 млрд против 140 млрд).

И надежды нарастить объёмы, по мнению многих экономистов, тут не велики. Во-первых, Китай – это угольная страна, и доля газовых ресурсов в общем объёме энергетики не превышает здесь 5 процентов. Во-вторых, у Китая у самого достаточно внушительные запасы «голубого топлива», он является 7-ым по величине производителем природного газа в мире. Так что в лучшем случае экспорт нашего газа в Китай вырастет до 70 млрд кубометров в год, что опять же не перекроет Европу...

Ещё не вечер

Каковы же тогда наши реальные перспективы на газовом рынке, от которых зависит и будущее благополучие нашей страны?

Совершенно очевидно, что времена безмятежного почивания на бонусах и золотых парашютах для нашего газового гиганта прошли. Чтобы закрепиться на рынках, «Газпрому» в ближайшие годы придётся активно поработать головой, просчитывая стратегию, и даже локтями, оттирая конкурентов.

А они обступают Россию со всех сторон. Помимо «Турецкого потока» сейчас идет строительство газопровода TANAP, по которому в Турцию, а затем и в остальную Европу будет поступать азербайджанский газ. Проект в пику России активно поддерживают США. Ещё одна американская мечта — это поставлять в Европу свой сланцевый газ, разговоры о котором ведутся уже не первый год. Наращивают мощности и европейские поставщики газа из Алжира. Их активно поддерживают южные страны Евросоюза, через которые проходит газопровод.

Завален предложениями по газовым поставкам и Китай. Он уже закупает сжиженный газ из Катара и Австралии, а также «подпитывается» газом из Туркменистана, откуда протянул к себе газопровод.

И тем не менее, несмотря на обилие предложений, без российского газа ни Европе, ни Азии пока не обойтись. Газ — основной энергоресурс европейской промышленности, относительно недорогой и экологически безопасный.

Эти же соображения рано или поздно заставят переориентироваться с угля на газ и Китай. В китайских промышленных провинциях, где используется уголь, складывается катастрофическая ситуация с экологией. К тому же, на Поднебесную идет прессинг со стороны мировой общественности, которая требует от Китая «перестать коптить небо». При существующих темпах развития промышленности, в 2040 году Китай будет крупнейшим газовым потребителем в мире.

Поэтому застолбить этот рынок нужно сейчас. Что, собственно, и делает «Газпром», который всеми правдами и неправдами пытается протащить туда свои трубы. Ещё не начав воплощать в жизнь проект по поставкам газа по восточному маршруту, российский газовый гигант уже ведёт переговоры по поставкам газа на западном направлении — из традиционных месторождений Западной Сибири через Алтайский край «голубое топливо» пойдёт на северо-запад Китая. Ожидается, что первые соглашения по этому поводу будут подписаны через 8-9 месяцев. Но если сотрудничество с Китаем по каким-то причинам не сложится, то по этим же газопроводам топливо может отправиться в Южную Корею.

Интерес к российскому газу продолжает проявлять и Европа. На уже упомянутом Петербургском Международном Экономическом Форуме была достигнута договоренность по строительству «Северного потока-2» мощностью 55 млрд кубометров в год.

По дну Балтийского моря будут протянуты две дополнительные нитки газопровода в Германию, а дальнейший маршрут проляжет вплоть до Великобритании. Серьезность намерений ЕС подтверждает участие в этом проекте крупнейших компаний. «Газпром» готовы поддержать такие европейские гиганты как англо-голландская Shell, немецкая E.On и австрийская OMV. Их выгода очевидна — Германия получит в своё распоряжение важнейшую трубу, которая станет рычагом не только экономического, но и политического влияния.

Новость о «Северном потоке-2» тут же заставила встряхнуться Турцию. Почувствовав на хвосте «конкурирующую фирму», Анкара махом выписала России разрешение на геологические изыскания в своей акватории Чёрного моря. Местные власти также пообещали в самое ближайшее время утрясти другие бюрократические нюансы, связанные с «Турецким потоком».

В конце концов, газ им нужен не меньше, чем другим европейски государствам — в этом вопросе Турция на 98 процентов зависит от иностранных поставщиков. Хваленый TANAP, на который возложено столько надежд, в лучшем случае будет построен только к 2019 году, и при этом мощность его всё равно будет в два раза ниже, чем предполагается у «Турецкого потока».

Наконец, в ближайшее время «Газпром» собирается обсудить и условия транзита нашего «голубого топлива» через Украину после 2019 года, хотя ещё несколько месяцев назад такая возможность даже не рассматривалась. Конечно, с одной стороны, это свидетельствует о том, что по остальным проектам не всё идёт гладко. С другой стороны, это явный сигнал, что «Газпром» не собирается упускать европейский рынок, чего бы это ни стоило.

Окончательно ситуация с газовыми проектами России прояснится уже в ближайшие два-три года. По оптимистичным прогнозам, первые поставки по турецкому и китайскому маршруту могут начаться в 2017—2018 годах. Тогда и станет понятно, были ли сегодняшние действия «Газпрома» действительно дальновидными вложениями или деньги просто зарыли в газовую тубу...

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика