Вы находитесь здесь: // Тайная дипломатия // Кто разыгрывает карту религиозных конфликтов в Грузии

Кто разыгрывает карту религиозных конфликтов в Грузии

1310143637_gruziya_dumНа территории современного грузинского государства сосуществуют несколько религиозных конфессий. В принципе, они относительно мирно уживались на протяжении веков, однако в последние годы число конфликтов на религиозной почве здесь резко возросло...

Крест на полумесяц?

Несколько лет назад ситуация, явно разжигающая религиозную вражду, создалась в двух сёлах: Нигвзиани и Цинцкаро — в обоих селениях часть населения составляют мусульмане-грузины, не так давно переселившиеся из высокогорной Аджарии. Местные, состоящие преимущественно из христиан, упорно отказываются принять мигрантов, опасаясь, что как только мусульманам разрешат построить мечеть, их сёла перестанут быть христианскими...

А в других районах конфликты всё чаще принимают кровопролитный характер. Так, большие столкновения регулярно происходят в регионе Кахетии, где христианам-грузинам противостоят мусульмане-кистинцы, исповедующие агрессивные течения ислама. Здесь борьба происходит уже на уровне власти. Однажды представители местного отделения правящей партии «Грузинская мечта», имеющие поддержку в правительстве Грузии (христиане), избили одного из руководителей администрации села Халацани Панкисского ущелья (мусульманина). Для урегулирования ситуации в регион был даже переброшен отряд спецназа. В результате, четыре человека были арестованы, семеро получили тяжелые травмы и были госпитализированы...

Серьёзные беспорядки произошли также в селе Чела Адигенского района на юге Грузии. По решению светских властей там был демонтирован сборный минарет — власти решили, что он был ввезён в Грузию из Турции без уплаты таможенных пошлин. Демонтаж минарета вызвал взрыв ярости мусульман всего региона. Начались беспорядки, в ходе которых были задержанные и раненые...

А в ходе другого конфликта в селе Мохе между мусульманами и христианами задержали более десятка человек, ещё стольких же отправили в больницу. Причиной конфликта стал протест на отклонение требования мусульман передать им здание старой мечети, которое власти собрались переделать под библиотеку. Основой для решения властей послужил тот факт, что в селе уже есть одна мечеть и одна церковь, и постройка второй мечети только создаст дополнительные противоречия между христианами и мусульманами региона. «Строительство библиотеки для меня приемлемо, потому что библиотека отвечает интересам всего населения Мохе», – заявил государственный министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили.

Однако местные мусульмане мнение властей не разделили и устроили акцию протеста вокруг полуразрушенной мечети. Но это не остановило строительные работы, и мусульмане попытались блокировать строительную технику и дорогу в село. В результате, полиция не только произвела аресты, но и возбудила уголовное дело по серьёзной уголовной статье, предусматривающей лишение свободы.

Муфтий региона Мамука Вашакмадзе потребовал личной встречи с премьером, чтобы объяснить ему значение этой мечети для мусульманского населения региона и всей Грузии. Переговоры состоялись, однако губернатор края, Акакий Мачутадзе, заявил, что требования грузинских мусульман для него неприемлемы: «Они настаивают на обустройстве в здании резиденции муфтия. Мы предлагаем использовать для резиденции вторую, действующую мечеть».

Таким образом, вопрос с мечетью до сих пор остаётся нерешённым, а власти края по прежнему не идут на взаимодействие с местной мусульманской общиной и её лидерами. Это, в свою очередь, создаёт чрезвычайно напряжённую атмосферу в регионе.

Кстати, сложная ситуация усугубляется и географическим расположением края. Отметим, что Адигенский – второй по величине из шести районов региона Самцхе-Джавахети. С юга он граничит с мусульманской Турцией, а с запада – с Аджарской Автономной Республикой, где значительная часть населения также исповедует ислам. Кроме того, в этих районах достаточно высок процент армянского населения, и именно сюда, согласно международным обязательствам Грузии, должны вернуться турки-месхетинцы, депортированные из Грузии в годы Великой Отечественной войны. Между тем, конфликты в селах Моха и Чела сделали протестные акции мусульман систематическими, и уже привлекли недоброе внимание исламских радикалов соседней Аджарии и Турции.

Отметим, что такого рода проблемы в Грузии случаются не только между мусульманами и христианами: например, грузинские католики и православные из села Ивлита в Южной Грузии давно уже спорят, кому по праву принадлежит их общий пока храм...

Гладко очень на бумаге

Неужели грузинские власти не понимают остроты данного вопроса, который в любой момент может просто изнутри взорвать само грузинское государство? С одной стороны, государство вроде бы обращает внимание на проблему. Например, при премьер-министре страны недавно было создано государственное агентство по вопросам религий — в ведение новой структуры попали денежные средства из госбюджета, выделяемые религиозным конфессиям.

В прошлом году правительство Грузии решило выделить государственные дотации четырём конфессиям: Армянской апостольской церкви в Грузии, Католической церкви, Объединению мусульман Грузии и Объединению иудеев. Они получили финансирование в качестве компенсации за «ущерб, нанесённый им в советский период» — сумма пропорционально распределяется между данными религиозными направлениями (ранее только Грузинская Православная Церковь финансировалась государством — в бюджете 2014 года ей было предназначено более $14 млн.).

Премьер Иванишвили также неоднократно заверял, что гарантирует представителям всех конфессий, живущих в стране, мирное сосуществование, свободу вероисповедания, как это закреплено конституцией республики:

«Как премьер-министр этой страны, я беру на себя ответственность и обещаю гражданам нашей страны, к какой бы конфессии они ни принадлежали, — у них будут гарантии мирного сосуществования в стране»...

Однако данные шаги не смогли остановить недавние религиозные столкновения в стране. По мнению грузинских политиков, в этом виноваты главным образом происки неких врагов.

«На протяжении веков вместе с православными в Грузии мирно жили представители разных религий, и история не помнит ни одного подобного случая противостояния по религиозному вопросу. Поэтому считаю, что участившиеся случаи противостояния на религиозной почве носят признаки провокации и ставят целью дискредитацию грузинского государства», — подчёркивается в заявлении главы правительства Грузии.

Эту официальную позицию премьер-министра о вражеских происках поддерживает и министр по делам реинтеграции Паата Закареишвили...

О ком же идёт речь?

Враги внутренние

Во-первых, это радикальные исламисты. И надо сказать, что проблема здесь действительно есть — мусульманские ролики, способствующие межконфессиональным распрям в стране, в последнее время буквально наводнили интернет. Например, видеообращение боевика, воюющего за «Исламское государство», Омара Аль-Шишани (Батирашвили). Уроженец Панкисского ущелья, он обещал вернуться домой и «навести порядок вначале у себя на родине, где ущемляют мусульман, а потом и в России».

Впрочем, как полагают специалисты, боевиков с подобными настроениями в стране не так много, и вряд ли они смогут когда-либо стать реальной силой в регионе...

Во-вторых, во вредители, сеющих религиозную рознь, сегодня попал и бывший президент Михаил Саакашвили. Правящая сегодня «Грузинская мечта» обычно всегда крикливо встаёт на «защиту Православия» от прозападного «Национального движения» Саакашвили, которые якобы борются со всем грузинским, а прежде всего – с Церковью. Именно акцент на этой «борьбе» и был сделан в ходе предвыборной гонки партии «Грузинская мечта». Для некоторых политиков религиозный национализм вообще стал даже основной темой — например, для вице-спикера парламента Мурмана Думбадзе, выигравшего выборы в столице Аджарии Батуми...

Безусловно, в небольших городах и сёлах антизападные проповеди местного православного священника, обвиняющего во всех грузинских бедах лояльность Саакашвили к другим конфессиям, вполне могли оказаться решающими при выборе населения — и в глазах народа партия «Грузинская мечта» в данном случае действительно выглядела героем, «спасающим Православие».

Кстати, интересное наблюдение во времена Саакашвили сделал эксперт Гулбаат Рцхиладзе. По его словам:

«Нынешняя власть нашла простой и самый эффективный способ борьбы с Православием. Она поощряет Церковь материально: перечисляет ей бюджетные средства, предоставляет налоговые послабления, выделяет земли для строительства храмов, иногда одаривает высоких церковных чинов дорогими джипами и так далее. Этим власть создаёт видимость приоритетности православия в государстве и тем самым притупляет бдительность как общества, так и самой Церкви. А в основном вопросе — утверждении приоритета православного вероучения — со стороны государства не то что практически ничего не делается, напротив — поощряются провокационные вылазки „Института свободы“ и подобных ему организаций, финансируемых с Запада. Православие в Грузии хотят замкнуть в ритуализме, внешних эффектах, лишить его реального содержания и места в жизни народа».

По мнению эксперта, к этой предательской группе относится как сам Саакашвили, так и все его ближайшие сподвижники, вроде бывшего мэра Тбилиси Гиви Угулава, который неоднократно критиковал Православие как конфессию, якобы «затормаживающую развитие современного общества»...

Враги внешние

Также в пособничестве межконфессиональным розням грузинские политики не раз обвиняли российское правительство. В качестве рычага «российских происков» они обычно называют абхазский конфликт, который идёт вокруг проблемы отколовшихся частей Грузии — Абхазии и Южной Осетии, объявивших о независимости.

Впрочем, здесь удивительного ничего нет — Россия уже давно объявлена противником, и на неё привычно валят все промахи и неудачи Грузии. А совсем недавно президент Грузии Маргвелашвили даже призвал международное сообщество «объединиться для разработки антианнексионной политики России, которая распространяется на всё постсоветское пространство». Он предлагает масштабно рассмотреть данную проблему на международных форумах и предпринять совместные шаги против этой политики. Правда, прямые связи с религиозными столкновениями в Грузии президент не отмечает, но обращает внимание на то, что «действия России несут в себе угрозу стабильности на Южном Кавказе»...

Ещё одним «нарушителем религиозного спокойствия» объявлена Турция. Лидер партии «Грузинское собрание» Джонди Багатурия даже заявил, что за обострением обстановки стоят именно спецслужбы южного соседа.

«Они очень активно и очень нагло действуют на территории Грузии, — заявил Багатурия. — Особенно в Аджарии, Ахалцихе и Ахалкалаки». Причину вмешательства во внутренние дела Грузии политик видит в стремлении Турции возродить Османскую империю.

«В среде турецких властей очень популярна идея «великого Турана, — говорит он. — Например, министр иностранных дел Турции явно и нагло заявил, что Батуми так же принадлежит Турции, как и Бенгази. Неужели любая страна – Франция, Германия, США или сама Турция – после такого заявления со стороны главы МИД соседнего государства, не будет опасаться и рассматривать подобные инциденты в призме подготовки условий для масштабных провокаций в своих регионах?! В Ахалцихе и Аджарии именно это и происходит».

Если абстрагироваться от фантастической идеи «великого Турана», то интерес Анкары в Грузии действительно прослеживаться достаточно чётко. Прежде всего Турция — это главный инвестор в экономику Аджарии, Ахалцихе и Ахалкалаки. По данным консульства Турции в Батуми на 2012 год, только в Аджарии турецкие компании создали для местных жителей шесть тысяч рабочих мест. Оценивая ситуацию, армянская газета «Новое время» привела слова грузинского дипломата и политолога Гамлета Чипашвили: «Экономически Турция полностью оккупировала Грузию при полной неспособности властей защитить внутренний рынок и местных производителей. Турция уже отобрала у нас Аджарию — и в религиозном, и в экономическом планах»...

Да, Аджария населена преимущественно мусульманами. Считается, что этот регион был в Советском Союзе единственной автономией, сформированной не по этническому, а по религиозному признаку. Долгие годы эта автономия провела в составе Османской империи, лишь в 1921 году по Карскому договору Турция передала свои права на эту территорию Советскому Союзу, и турки об этом никогда не забывали.

Однако очевидно, что в проблемах региона более всего виноваты вовсе не они, а именно власти Грузии! Ибо все здешние религиозные столкновения и конфликты, как по мгновению волшебной палочки, начинаются именно в ходе разного рода выборов, когда грузинские политики любыми способами стремятся заполучить голоса избирателей. Не забывают при этом грузинские лидеры и высказывать соответствующие обвинения в адрес друг друга. Так, во время своей избирательной компании премьер-министр страны Иванишвили прямо обвинял президента Михаила Саакашвили в том, что тот якобы потворствует «турецкому экспансионизму, представляющему угрозу для грузинской культуры, возможностей трудоустройства и даже самого суверенитета страны».

А вот что заметил французский журналист Ян Амель, недавно вернувшийся из поездки по Аджарии. По его словам, сегодня в автономии происходят «настоящие чудеса»: «В 1991 году 75% аджарцев были мусульманами, сегодня они стали 75% православными. Как объяснить эти преобразования, по-видимому, единственные в мире?». Понятно, что такого рода произвольное «перекрещивание» населения со стороны властей Грузии ни к чему хорошему не может привести в принципе! И касается это не только Аджарии...

...Таким образом, межконфессиональные конфликты в Грузии — это не столько происки «врагов государства» из вне, сколько неизбежная составляющая политической борьбы внутри самой страны. Тем самым грузинские политики играют с очень опасным оружием, которое в любой момент может выстрелить — и прежде всего в того, кто сегодня его так неосторожно держит в своих руках...

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика