Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // За что Великобритания не любит Россию

За что Великобритания не любит Россию

 

    Известно, что отношения между Британией и Россией сегодня переживают не лучшие времена. В Британии нашли убежище бывшие олигархи и чеченские сепаратисты, которых уже не один год наши правоохранительные органы безуспешно пытаются вернуть на Родину. С другой стороны — Россия наотрез отказывается выдавать предпринимателя Андрея Лугового, коего британские власти обвиняют в убийстве диссидента Александра Литвиненко, имевшего британское гражданство.

А ещё периодически между нашими странами вспыхивают так называемые шпионские скандалы, словно скопированные из времён «холодной войны»...

Впрочем, былое напоминают не только шпионские страсти. В настоящее время британская пресса объявила России настоящую информационную войну. Каких только эпитетов не удостоилась наша страна!

Даже вроде бы солидная «Таймс» в одной из своих публикаций обозвала Россию «страной вечных рабов», управляемых «бандой уголовников из числа отставных кэгэбэшников». Другое не менее солидное издание — «Файненшл таймс» — буквально на днях разродилась большой статьёй о бегстве российских капиталов за границу. Анализируя недавнее заявление председателя Центрального банка России Сергея Игнатенко о том, что за этой утечкой миллиардов рублей стоит некая могущественная криминальная организация, британское издание тут же сделало вывод о «кремлёвской руке», ворующей эти деньги. И вообще, из публикации можно сделать вывод, что денег в России скоро не будет, и русскую экономику постигент неизбежный крах.

Крепко достаётся и тем британцам, кто не желает поддерживать эту русофобскую истерию. Так, несколько лет назад ряд ведущих изданий не так давно обрушились с жесточайшей критикой на известную телерадиокомпанию Би-би-си. А точнее — на её русскую службу, которая, мол, недостаточно критикует правящий в Москве политический режим.

И руководитель службы был вынужден униженно оправдываться.

Как в Кремле готовились убить принцессу Диану

О том, что всё это именно пропаганда, а вовсе не независимая журналистика, говорит следующий, потрясающий своим цинизмом, факт.

В начале июня 2007 года в газете «Индепендет» появилась любопытная публикация. Её автор, журналист Майкл Кингтон, вспоминал, как однажды ему домой позвонил некто, представившийся сотрудником британского министерства иностранных дел, и предложил настоящую «сенсационную» информацию.

Речь шла о гибели принцессы Дианы. Собеседник журналиста начал издалека: мол, в последние годы своей жизни принцесса стала интересоваться политикой, особенно в странах бывшего СССР. Когда же Майкл поинтересовался: «А на кой чёрт всё ей это было надо?», то собеседник выпалил буквально следующее: «Она критически относилась к методам Владимира Путина и резко негативно воспринимала его попытки установить диктатуру в России».

Майкл от удивления чуть не выронил трубку телефона. Ведь в 1997 году, когда погибла принцесса, Путин не то что не находился у власти, его тогда вообще мало кто знал даже в собственной стране. Журналист открыто выразил свои сомнения. Тогда таинственный «сотрудник МИДа» сказал следующее: «Я просто хочу, чтобы вы пустили слух, что Путин может быть как-то причастен к её смерти. Нам нужно оказать максимальное давление на него». Майкл в ответ хоть и вежливо, но довольно недвусмысленно послал собеседника куда подальше...

В общем, перед нами типичный образец попытки вброса нужной антироссийской информации в СМИ. К сожалению, далеко не все британские журналисты реагируют на эти попытки так, как Майкл Кингтон.

Паспорт в обмен на русофобию

Формально, британское правительство к этим делам не имеет никакого отношения. Считается, что практически за всеми британскими информационными атаками на Россию стоит беглый олигарх Борис Березовский, якобы вкладывающий миллионы личных долларов в дискредитацию Кремля.

Однако доподлинно известно, что дискредитацией непосредственно занимается не лично сам Березовский, а одно международное пиар-агенство, которое известно тем, что давно работает по заказу правительств США и Британии. Именно это агентство в канун вторжения сил англо-американской коалиции в Ирак пугало западного обывателя тем, что президент Ирака Садам Хусейн якобы финансирует чуть ли не всех международных террористов и вот-вот готов создать атомную бомбу, чтобы обрушить её на страны Запада.

Учитывая это обстоятельство, можно смело предполагать, что Березовский выступает заказчиком антироссийской пропаганды только в качестве прикрытия, а настоящие инициаторы информационной войны сидят в британских и американских органах власти...

В своё время очень наблюдательная журналистка Стефани Марш, одна из немногих, кто старается объективно писать о британо-российских отношениях, обратила внимание на то, с какой лёгкостью Березовский, обвиняемый в тяжких преступлениях в России, получил политическое убежище в Британии и британский паспорт. Причём паспорт ему выдали даже не на собственное имя, а на вымышленное — Платона Еленина. Такого вопиющего случая в истории британского паспортного режима ещё никогда не было!

В качестве альтернативного примера журналистка поведала грустную историю одного египетского бизнесмена, создавшего в Британии тысячи рабочих мест и потратившего на местную благотворительность миллионы долларов. Увы, в получении британского гражданства этому человеку было отказано по совершенно надуманным причинам.

А вот с Березовским, пишет Марш, официальный Лондон носится «как с писаной торбой». Однажды было даже торжественно объявлено о том, что британским спецслужбам удалось предотвратить покушение на Бориса Абрамовича, которое готовил некий агент российской ФСБ. Однако сами обстоятельства покушения, отмечает журналистка, были обрисованы английской контрразведкой до того неубедительно, что в эту историю, сильно смахивающую на сюжет про Джеймса Бонда, верится с большим трудом...

Однако это, похоже, мало волнует антироссийских пропагандистов.

У Британии нет в России друзей, но есть интересы

Особо не следует удивляться всем этим информационным атакам со стороны Британии. Эта страна никогда не питала к нашему государству особой привязанности. Издавна, ещё когда Россия только начала раздвигать свои границы, Британия воспринимала такое расширение как наглый вызов «русских варваров».

Особенно ситуация обострилась в XIX веке, когда мы вышли в Среднюю Азию и на Кавказ. Британская колониальная империя сама претендовала на эти богатые земли. Уже тогда против России была развязана первая информационная война. Стараниями известного газетного магната Дэвида Уркарта, за которым, как и сейчас, маячили уши официального Лондона, Британия превратилась в настоящую фабрику русофобских газетных фальшивок и самых настоящих агитационных провокаций. Тут была и поддержка «свободолюбивых черкесов имама Шамиля», чьи аулы русские солдаты якобы сжигали вместе с мирными жителями. Тут были и заигрывания с рабовладельцами из среднеазиатских ханств, ставших «невинными жертвами агрессивного русского империализма». Раздавались лицемерные стенания по поводу подавления очередного польского мятежа якобы дикие московские казаки, по уверениям британских газетчиков, на свои пики десятками накалывали «несчастных польских детей».

Лондон не ограничивался только газетными выпадами. Он уже тогда, за сто с лишним лет до Березовского с Закаевым, стал приютом для всех наших доморощенных разрушителей — от польских эмигрантов до пламенных революционеров, вроде Герцена. По этому поводу российский публицист Егор Холмогоров сделал очень верное замечание о том, что «Лондон исторически всегда являлся антироссийским змеиным гнездом. И англичане развели этот зверинец вполне сознательно».

Увы, время не принесло улучшений в наши взаимоотношения. Британская интервенция на нашу землю во время Гражданской войны, финансирование и вооружение самых разнообразных банд — от басмачей до бандеровцев, не один год терзавших советские границы, — активнейшее участие в холодной войне на стороне США...

Вот далеко не полный список примеров той агрессивной внешней политики, которой руководствовался Лондон в минувшем двадцатом столетии.

Наследники лорда Керзона

Кстати, наглость британцев в советские времена даже стала нарицательной. Вот, например, знаменитый «ультиматум Керзона», против которого в 1923 году возмущались советские люди. О нём мы помним главным образом из шутливых произведений наших писателей 20-х годов. Однако сам текст ультиматума был отнюдь не шуточным. Тогда Британия воспользовалась тяжким положением СССР, лежавшим в послереволюционной разрухе, и устами лорда Керзона выдвинула следующие требования.

Убрать своих представителей из Ирана и Афганистана (то есть подальше от границ Британской Индии). Разрешить британским браконьерам беспрепятственно ловить рыбу в наших северных территориальных водах. А ещё лорд потребовал... выплатить денежные компенсации семьям тех многочисленных английских разведчиков, которые были убиты при попытках нелегально проникнуть на советскую территорию во время Гражданской войны!

Лично мне этот манифест по своей наглости напомнил совсем уж недавний выпад британского МИДа, который, не моргнув глазом, потребовал от нас... изменить Конституцию России, чтобы выдать Лондону российского гражданина Андрея Лугового.

Здесь бросается в глаза один любопытный момент. Лорд Керзон представлял собой могущественную Британскую империю, действительно имевшую много спорных вопросов с нашим государством, хотя бы в пограничных зонах. А нынешняя Британия — это ведь жалкий огрызок той империи, которая давно исчезла с лица земли, а вместе с ней исчезли и все былые, самые болезненные причины британо-российских трений. Однако Британия не торопится изменить своей традиционной русофобии.

Это, видимо, объясняется двумя причинами. Во-первых, британцы никак не могут свыкнуться с мыслью, что они больше не принадлежат к ведущим нациям мира. И потому продолжают играть в ту политику, которая им давно уже не по плечу. Традиционная русофобия была и остаётся частью такой политики, хотя внятные и убедительные объяснения, с точки зрения реальных национальных интересов Британии, сегодня вряд ли сможет дать даже сам официальный Лондон.

Во-вторых, Британия сильно привязана к внешней политике США. Настолько, что Лондон не может сделать ни одного самостоятельного шага без разрешения Вашингтона. Яркий пример — война в Ираке. Большинство населения Британии было против участия их страны в нападении на Багдад. Однако премьер Тони Блэр наплевал на эти настроения и открыто заявил о том, что хочет Британия или нет, но она должна присоединиться к Америке. Да и преемники Блэра являются такими же марионетками Вашингтона. Едва получив должность премьер-министра, они тут же, почти по-лакейски, спешат засвидетельствовать своё почтение хозяевам Белого дома (не зря рядовые британцы именуют своих политиков «бобиками на побегушках у Вашингтона»).

А сам Белый дом сегодня ведёт неустанную борьбу за мировое господство. В этой борьбе Россия рассматривается как одно из серьёзнейших препятствий. И это отнюдь не выдумки нашей официальной пропаганды. Не так давно в одной из канадских газет была опубликована большая статья весьма информированного политолога Уильяма Энгдаля о внешней политике Америки. В статье чётко написано, что целью Вашингтона является расчленение России, чтобы убрать с международной арены непримиримого геополитического конкурента и получить свободный доступ к богатейшим российским природным ресурсам.

И Британия полностью задействована в этом российско-американском противостоянии.

 

Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика