Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Посол России разъяснил Варшаве слова о Второй мировой

Посол России разъяснил Варшаве слова о Второй мировой

В понедельник посол России в Варшаве был вызван в МИД Польши. А накануне пресс-секретарь польского правительства Цезарий Томчик сообщил: посла России могут выслать из страны.

Непосредственным поводом для демарша польские власти сочли телеинтервью посла, которое вышло в пятницу вечером в эфире телеканала TVN24.

Беседуя с ведущей Бригидой Грысяк, посол заметил, что российско-польские отношения сейчас находятся на самом плохом уровне с 1945 года. По его мнению, это произошло по вине Польши, которая заморозила все политические, культурные и гуманитарные контакты. Однако возмущение польских властей, судя по их реакции, вызвала не оценка текущей ситуации, а исторический экскурс. Коснувшись причин начала Второй мировой войны, Андреев напомнил, что Польша в течение 30-х годов 20 века многократно блокировала создание коалиции против гитлеровской Германии.

За интервью последовала резкая реакция польских властей. «Мы с удивлением и беспокойством восприняли представленные в телевизионном эфире взгляды посла России в Варшаве на причины начала Второй мировой войны», – говорится в заявлении МИД Польши, которое цитирует ТАСС. Делая упор на то, что посол – «официальный представитель российского государства», в МИДе подчеркнули, что заявления Андреева «подрывают историческую правду и вредны для польско-российских отношений».

«Слова посла для каждого из нас – как удар по лицу», – в свою очередь объявил пресс-секретарь кабинета министров Цезарий Томчик. Посол как гость в стране пребывания «должен формировать хороший образ России в Польше», заметил Томчик, добавив, что послу Андрееву «это со всей очевидностью не удается».

После заявления МИД Польши появились сообщения о том, что российский посол отзывает свои высказывания. Об этом, в частности, сообщило Reuters. Однако российский дипломат эти сообщения опроверг.

«Я не отзываю свои заявления, я просто вношу ясность в связи с неправильными толкованиями», – позже пояснил Андреев.

«Я ничего такого не говорил и ничего не отзывал», – сказал Андреев РИА «Новости». «Я сказал, что я, возможно, не совсем точно сформулировал, и это дало повод для неправильной интерпретации. Я не говорил о том, что Польша несет часть ответственности за развязывание Второй мировой войны. Речь шла о том, что политика польского правительства в 30-х годах прошлого века привела Польшу к катастрофе», – пояснил посол России в Польше.

В одном из предыдущих комментариев Андреев подчеркнул: «Если говорить о нашей позиции по вопросу оспаривания освободительной роли Красной армии в 1944–1945 годах, по проблеме советских памятников, мемориалов и кладбищ в Польше, то наша позиция остается неизменной. В том числе и в деле памятника генералу Ивану Черняховскому».

«Добрые обычаи не были нарушены»

Глава российской дипмиссии неспроста вспомнил о событиях более чем 70-летней давности – интервью было дано после того, как по решению польских властей был демонтирован установленный в городе Пененжно памятник дважды Герою Советского Союза, командующему 3-м Белорусским фронтом генералу Ивану Черняховскому.

При этом МИД Польши, проигнорировав договоренности с Москвой, заявил о законности акции. «Городской совет имеет право принимать такие решения... Никакое право или добрые обычаи, таким образом, не были нарушены», – утверждал министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына. Ранее Москва назвала происходящее «актом вандализма» и напомнила, что памятник попадает под действие двустороннего российско-польского соглашения о захоронении и памяти жертв войн и репрессий.

Памятник генералу Черняховскому был установлен на месте гибели командующего фронтом в городке Пененжно в 70-х годах по просьбам польских коммунистов, освобождавших Польшу от фашистских оккупантов вместе с бойцами Красной армии. Два года назад в Пененжно – дотационном городке с массой нерешенных социальных и экономических проблем – началась кампания по сносу памятника, призванная, видимо, отвлечь жителей в канун муниципальных выборов. Местные власти начали ссылаться на то, что Черняховский якобы виновен в репрессиях против бойцов Армии Крайовой.

На позапрошлой неделе к памятнику Черняховскому стянули технику и рабочих, вокруг установили леса. Голову бронзового генерала обвязали веревкой, после чего барельеф был оторван от постамента. Позже снос памятника был приостановлен. В настоящее время бюст хранится на муниципальном складе в Пененжно.

Памятник передадут России

После демонтажа памятника Черняховскому вице-президент Института национальной памяти Польши Павел Укельский призвал очистить от советских памятников все польские города. Укельский от имени института высказал официальную благодарность властям Пененжно за демонтаж бюста Черняховского.

В понедельник польский культурный центр в Калининграде сообщил о том, что «демонтированный с памятника в Пененжно бюст советского генерала Ивана Черняховского власти города передадут российскому посольству в Польше». «Из-за повышенного интереса ряда российских компаний, которые хотят забрать бюст себе, мэр считает целесообразным передать его российскому посольству. Мэр подчеркнул, что бюст передаст бесплатно», – передает РИА «Новости» сообщение центра. Польский культурный центр подчеркивает, что если бы у российской стороны было намерение забрать памятник целиком, пришлось бы оплатить все расходы по демонтажу и транспортировке к месту назначения.

Ранее, на прошлой неделе, губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявлял, что региональные власти готовы забрать бюст, консультации об этом проводятся с МИД России. Вслед за Калининградом власти Великого Новгорода сообщили, что готовы принять бюст, поскольку генерал Черняховский командовал 28-й танковой дивизией, которая в августе 1941 года обороняла город.

Оставить историю историкам

В ответ на грозные заявления польской стороны в адрес нашего посла официальный представитель МИД России Мария Захарова призвала оставить историю историкам. «Польша должна определиться: хочет ли она помнить прошлое и двигаться вперед или ставить будущее в зависимость от конъюнктурной трактовки истории, – сказала она. – Мы – за первый подход».

«Мы должны помнить нашу историю, нашу общую историю. Но помнить ее надо для того, чтобы в будущем не допускать ошибок, быть мудрее, дорожить миром и добрососедством, воспитывать новые поколения на исторических примерах, не разжигая ненависть друг к другу, а прививая взаимное уважение», – заявила официальный представитель российского дипведомства.

С исторической точки зрения, в словах российского посла нет никакой крамолы – достаточно лишь обратиться к фактам.

«Роль Польши в приходе нацистов странно отрицать»

В беседе с газетой ВЗГЛЯД историк, гендиректор фонда «Историческая память» Александр Дюков напомнил о событиях 1938 года, связанных с вторжением Германии в Чехословакию. «Не вызывает сомнения, что тогдашнее руководство Польши помогло свершиться этому агрессивному акту: и блокированием советской позиции, и последующим соучастием вместе с нацистами в разделе Чехословакии», – отметил эксперт.

Он также напомнил «об агрессивных действиях польской разведки, имитировавшей восстание на чехословацкой территории – в Заользье (восточная часть Тешинской Силезии, на которую претендовала Польша – прим. ВЗГЛЯД) с целью последующего отторжения и аннексии этих территорий от Чехословакии. Эти планы тогдашнему польскому правительству даже удалось реализовать».

По результатам Мюнхенского соглашения 1938 года (подписанного Невиллом Чемберленом, Эдуардом Даладье и Адольфом Гитлером при участии Бенито Муссолини) не только Германия получила чехословацкую Судетскую область, но и Польша аннексировала Тешинскую Силезию, Ораву и Спиш. Соответствующий ультиматум был предъявлен Праге 21 сентября 1938 года, а 30 сентября польские войска одновременно с немецкими вошли на территорию Чехословакии.

Еще 21 мая 1938 года польский посол в Париже Юзеф Лукасевич заверил посла США во Франции Уильяма Буллита: Польша немедленно объявит войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии.

Накануне начала Второй мировой, в апреле-августе 1939 года, позиция Польши стала одним из очевидных препятствий в и без того буксовавших переговорах между СССР, Великобританией и Францией о заключении антигитлеровского договора о взаимопомощи. Варшава выступала категорически против прохода советских войск через свою территорию для удара по Германии.

Полагаясь на англо-французские гарантии, Польша отвергала всякую возможность реального сотрудничества с Москвой. В январе 1939 года министр иностранных дел Третьего Рейха Иоахим фон Риббентроп встречался с главой МИД Польши Юзефом Беком и даже предлагал Польше в обмен на отказ от Данцига военный союз против СССР и территориальные приращения на Востоке. Польша отвергла это предложение, но сам отказ Варшавы от советской помощи и нерешительность западных гарантов уверили Гитлера в возможности нанесения удара. Другим результатом срыва англо-франко-советских переговоров стал пакт Риббентропа–Молотова, подписанный 23 августа 1939 года. А 1 сентября, как известно, началась Вторая мировая.

Факт, что сама Польша впоследствии стала жертвой нацистской агрессии, «свидетельствует только о том, что тогдашнее руководство Польши в конце 30-х неправильно просчитывало политическое положение». «Вместе с тем роль Польши на начальном этапе нацистской ревизии миропорядка в Европе, несомненно, была, и отрицать это достаточно странно», – пояснил Дюков.

Конечно, сейчас Польше выгодно об этом забыть и упоминать все события, связанные со Второй мировой войной, начиная с 1 сентября – нападения Германии на Польшу, но «перед 1 сентября 1939 года был 38-й год, и там позиция Польши была гораздо менее морально непоколебима», резюмировал эксперт.

«Нервозный жест в ответ на констатацию фактов»

«Политика памяти для поляков является одним из приоритетных направлений, они придают этому большое, иногда даже гипертрофированное значение», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. При этом он отметил, что в высказываниях российского посла «никакой крамолы не обнаружил». «Политика польского режима перед Второй мировой войной действительно была одним из факторов втягивания Европы в этот военный кризис. Это исторический факт. Другое дело, что не на всякие факты послам сподручно указывать», – заметил эксперт.

Он пояснил, что российский посол лишь «упомянул о некоторых исторических фактах, обстоятельствах, которые нынешние сторонники агрессивной антироссийской риторики предпочитают обходить стороной». Ремизов добавил, что «работать в ситуации, когда польская сторона будет оказывать давление на посольство, будет ощутимо сложнее». И если Польша все же решит выслать российского посла, «то это будет нервозный, недружественный жест в ответ на констатацию некоторых исторических фактов», отметил собеседник.

Он напомнил, что в последнее время Польша «ведет себя достаточно грубо и очень напористо, в том числе и в вопросах политики памяти». «Вспомним скандальные заявления некоторых польских политиков по поводу Второй мировой войны, которые становились предметом протеста со стороны российского МИДа, однако польская сторона не посчитала нужным идти на какие-то извинения, сделать какие-то выводы», – указал политолог.

Комментируя отказ российского посла от своих оценок по развязыванию Второй мировой войны, Ремизов подчеркнул, что этот шаг, по его мнению, неверен. «Польша не та страна, которая сама идет на компромиссы в вопросах политики памяти, в то время как Россия пошла на достаточно серьезные компромиссы в вопросах политики памяти в катынском деле, – напомнил эксперт. – В вопросе истоков Второй мировой почвы для компромиссов нет. Здесь нужно оставаться на своих позициях и в корректной форме оставлять за собой право эту позицию выражать». По мнению Ремизова, с дипломатической точки зрения позиция посла стала «проявлением слабости».

«Большая информационная война»

Речь идет не столько о памятнике Черняховскому, сколько о противоречивых с точки зрения польского МИДа высказываниях посла Сергея Андреева, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД бывший депутат Сейма, директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский. При этом он указал: «достаточно посмотреть на интервью, которое дал посол, чтобы убедиться, что там на самом деле нет противоречивых высказываний, а есть противоречивый контекст», подчеркнул польский политолог. Он пояснил, что интервью не было транслировано в прямом эфире, а были взяты фрагменты высказываний, которые были переданы в контексте определенных картинок, высказываний польских политиков и экспертов.

Политолог назвал ситуацию «частью большой информационной войны, которую ведут польские власти». Он указал, что «после этого печального опыта официальным лицам Российской Федерации не стоит соглашаться на участие в передачах польских СМИ, которые не ведутся в прямом эфире. На волне этой информационной войны, в которой участвуют основные польские СМИ, очень часто случаются подобные манипуляции». Кроме того, эксперт добавил, что телеканал, которому давал интервью российский посол, принадлежит крупной американской медиакомпании и известен тем, что озвучивает точку зрения, полностью совпадающую с мнением Вашингтона.

«При этом заявления польского МИДа не стоит воспринимать серьезно, – уверен польский политолог. – Не думаю, что кто-то захочет объявлять посла персоной нон грата и будут какие-то серьезные последствия. Скорее всего, все закончится официальным обменом нотами между польским и российским МИДом», – предположил собеседник. Он также выразил надежду на то, что все стороны придут к выводу – противоречивые вопросы, связанные с новейшей историей, должны обсуждаться историками, а не политиками.

«Взгляд ру»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика